Марина Король
Педагогическая характеристика игры как ведущего вида деятельности. Классификации детских игр
▼ Скачать + Заказать документы
План.
1. Игра в истории человечества.
2. Социальный характер детской игры.
3. Характеристика игровой деятельности.
4. Игра как средство воспитания.
5. Игра как форма организации жизни и деятельности детей.
6. Классификация детских игр.
1. Игра в истории человечества
Игра представляет собойособуюдеятельность, которая зарождается иразвивается в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей егожизни.
Публикация «Педагогическая характеристика игры как ведущего вида деятельности, Классификации детских игр» размещена в разделах
В современной теории вопрос об историческом происхождении игры является одним из главных, потому что проливает свет на ее природу.
Большинство современных ученых объясняют игру как особый виддеятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества. Вначале XX в. у исследователей не было единодушия в решении вопроса, чтоявляется первичным в истории человечества: труд или игра. Высказывалисьпредположения, что игра возникла раньшетруда. Впервые спротивоположным утверждением о том, что «игра – это дитя труда», выступил немецкий психолог и философ В. Бунд, а в дальнейшем эту точкузрения развил русский философ Г. В. Плеханов в работе «Письма без адреса»(1912).
Д. Б. Эльконин на основе анализа этнографического материалавыдвинул гипотезу об историческом возникновении и развитии ролевойигры.
В ходе социально-исторического развития человечества играприобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С еепомощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром,усваивают моральные нормы, способы практической и умственнойдеятельности, выработанные многовековой историей человечества.
Таким образом, современная отечественная теория игры базируется на положениях об ее историческом происхождении, социальной природе,содержании и назначении в человеческом обществе.
2. Социальный характер игры
Как уже говорилось выше, игра имеет социальную основу. Детские игры и прежних лет, и сегодняшней жизни убеждают, что они связаны смиром взрослых. Одним из первых, кто доказал это положение, оснастив егонаучно-психологическими данными, был К. Д. Ушинский.
Но окружающая ребенка действительность чрезвычайно многообразна,а в игре находят отражение лишь отдельные ее стороны, а именно: сферачеловеческой деятельности, труда, отношений между людьми. Какпоказывают исследования А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Р. И. Жуковской,развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит внаправлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игреролевой, воссоздающей отношения между людьми.
Таким образом, игра начинает служить усвоению социального опыта.
Игра социальна и по способам ее осуществления. Игроваядеятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым,Н. Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым,который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимисяспособами игровых действий. Усваивая в общении с взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формойсобственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающийэффект.
3. Характеристика игровой деятельности
В современной педагогической теории игра рассматривается какведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игрыопределяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она:
- удовлетворяет его основные потребности (стремление ксамостоятельности, активному участию в жизни взрослых,потребность в познании окружающего мира, потребность вактивных движениях, в общении);
- в недрах игры зарождаются и развиваются другие видыдеятельности (труд, учение);
- игра в наибольшей степени способствует психическому развитиюребенка.
4. Игра как средство воспитания
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучениюигры как средства воспитания. Значение игры для развития дошкольника:
у ребенка развиваются потребность в преобразованииокружающей действительности, способность к созиданиюнового;
происходит разностороннее развитие ребенка;
обогащается кругозор ребенка, развиваются образные формы познания (образное мышление, воображение, интересы, речь;
дети усваивают нормы поведения, правила взаимоотношений;
развиваются творческие способности.
5. Игра как форма организации жизни и деятельности детей.
Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольноговозраста. Первая попытка организовать жизнь детей в форме игрыпринадлежала Ф. Фребелю.
В отечественной педагогике мысль о том, что жизнь детского сададолжна быть наполнена разнообразными играми, настойчиво развивалаН. К. Крупская.
Идею о необходимости «пропитать всю жизнь» маленького ребенка
игрой высказывал А. С. Макаренко.
Научное обоснование игры как формы организации жизни идеятельности детей в детском саду содержится в работах А. П. Усовой.
Исходя из особенностей вида игры, задач, которые можно решать с еепомощью, уровня сформированности у детей игровой деятельности, педагогопределяет меру своего участия в ней, приемы руководства в каждомконкретном случае. В игре ребенок обладает возможностью проявлятьсамостоятельность в большей степени, чем в любой другой деятельности :сам выбирает сюжеты игры, игрушки и предметы, партнеров и т. д. Именно вигре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей. Игра позволяет детям уже в первые годы жизни самостоятельно использовать теили иные формы общения.
В процессе игры между детьми складываются два вида отношений :
- отношения, которые определяются содержанием игры, правиламиигры;
- реальные отношения, которые проявляются по поводу игры.
Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметьсвое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе вцелом.
Воспитательно-образовательные возможности игры возрастают, еслиона органически соединена с каким-либо другим видом деятельности (струдом, изобразительной и конструктивной деятельностями).
6