Кальянова Екатерина Александровна
Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию воспитатель – Лукьянович Екатерина Александровна
Тема: Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников.
План работы по самообразованию на 2018-2019 учебный год
Возрастная группа: вторая младшая
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский»
Публикация «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Из опыта работы в группе раннего возраста,где речь некоторых детей только формируется, у других уже активна, почему так происходит? Меня заинтересовал этот вопрос.
В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяют развитию речи детей.
«Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Для развития речи детей я использую в своей работе пальчиковые игры. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.
Цель работы: развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений.
Задачи: сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей, совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры; повысить компетентность родителей, в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.
Ожидаемый результат: развитие мелкой моторики у детей младшего возраста; формирование речевых навыков у детей младшего возраста; интеллектуальное развитие детей; обогащение родительского опыта в воспитании детей.
Актуальность данной работы: учё ными была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах.
Наша речь имеет неврологические основы. Головной мозг - это высший отдел нервной системы. Он управляет деятельностью всех структур нервной системы, в том числе и речью. М. М. Кольцова в работе «Ребёнок учится говорить» указывает на то, что речевые области формируются под влиянием кинестетических импульсов от пальцев рук. Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккупунктурных точек, массируя которые, можно воздействовать на внутренние органы рефлекторно с ними связанные
Выход темы:
консультация для родителей
консультация для педагогов - родительское собрание.
картотека дидактических игр по теме
Формы работы с родителями и детьми:
Родители: - сотрудничество через консультации
родительские собрания,
беседы,
совместное изготовление и приобретение дидактического материала. Дети: - специальные занятия по теме
Дидактические игры и упражнения для закрепления.
Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по теме пальчиковые игры. 1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме
2 этап – проектировочный.
3 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр.
4 этап – работа с родителями.
План работы на 2018 -2019 учебный год
Сроки
Форма работы
Практические выходы
Сентябрь
Подбор и изучение научно-методической литературы по Повысить собственный уровень знаний, профессионального мастерства и компетентности. данной теме.
Изучение теоретических основ формирования речи детей младшего возраста.
Текстовой материал
Октябрь
Изучение особенностей становления речи детей на ранних этапах детства.
Разработка перспективного плана работы.
Учебная литература, методические пособия и т. д.
Ноябрь
Создание картотеки пальчиковых игр
Подборка игр и дидактических пособий
Декабрь
Чтение рассказов и стихотворений при помощи пальчиков (показ воспитателя)
Подборка пальчиковых игр
Январь
Разработать план работы с родителями по данной теме, повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук и привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе
Текстовый материал для папки передвижки. Альбом с пальчиками играми.
Февраль
Консультативная помощь родителям «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»
Беседы с родителями.
Март
Обобщение опыта работы по теме самообразования
Все материалы.
Апрель
Разучивание новых пальчиковых игр
Выступление по данной теме, обмен опыта с педагогами
Май
Закрепления игр.
Альбомы с играми.
План работы с детьми.
Сроки
Формы работы
Практические выходы
Сентябрь
Изучение методической литературы по данной теме
Текстовый материал
Октябрь
Подготовить консультацию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
Текстовый материал
В течении года
Чтение рассказов, стихотворений, потешек при помощи пальчиков (показ воспитателя)
Подборка игр и дидактических пособий
Ноябрь
Пополнение картотеки пальчиковых игр и упражнений
Текстовый материал
Декабрь
Разучивание новых пальчиковых игр. Повторение выученных пальчиковых игр,заучивание новых
Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»
В течении года
Полезные советы: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»
Март
Разучивание новых пальчиковых игр под музыкальное сопровождени
Музыкальная подборка
Апрель
Разучивание и показ.
Май
Закрепление.
Альбом пальчиковых игр.
Список использованных источников:
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М. : ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;
2. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
3. Анищенкова Е. С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.
4. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 2004. – 213 с.
5. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду : Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 2005. – 160 с.