Антонина Орешина
Развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев»
В. А. Сухомлинский
«Представление, что при любом двигательном тренинге…упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов» Н. А. Бернштейн
Публикация «Развитие мелкой моторики, Пальчиковые игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трё х систем: нервной, мышечной и костной.
Почему важно развивать мелкую моторику
• Навыки мелкой моторики помогают совершать как примитивные жесты (например, брать в руку предметы, так и достаточно сложные движения (например, писать, от степени развития мелкой моторики зависит почерк человека;
• развитие мелкой моторики у детей определяет качество жизни, поскольку с ней связано огромное количество бытовых действий
(нам приходится застёгивать пуговицы и зашнуровывать ботинки, вдевать нитку в иголку и т. д.);
• головной мозг, руки (кончики пальцев) артикуляционный аппарат (движение губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом, так что развитие мелкой моторики у детей помогает им быстрее и лучше заговорить;
• несформированность графических навыков и умений мешают ребёнку адекватно изображать объекты предметного мира, что влияет на его самооценку.
В последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Это связано с тем, что раньше не использовали детскую обувь и одежду на липучках. Дети ежедневно тренировали свои пальчики, завязывая шнурки, застёгивая пуговицы и крючки на одежде, т. е. мелкая моторика развивалась за счёт самых обыденных действий.
Так как учёные доказали тесную связь, развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка, следовательно необходимо стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, и тем самым активизировать речевой центр.
Выделяют два вида средств стимулирования моторного центра :
традиционные – пальчиковая гимнастика, лепка, конструктор, мозаика, плетение и т. д;
нетрадиционные (с использованием нестандартного оборудования) – массажные мячики; платочки и коврики; прищепки; счётные палочки и шестигранные карандаши; бусы, чётки, эспандеры; верёвочки (нанизывание, «рисование») и т. п.
Игры, развивающие движения кисти – пальчиковая гимнастика.
Ладушки
Цель: развитие мелких движений кисти, чувство ритма.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход игры : Ребёнок выполняет хлопки в ладоши, вначале подражая взрослому, потом по его команде: перед собой, над головой, за спиной, в положении стоя, сидя на корточках, лёжа на животе и на спине. Взрослый задаёт темп, вначале медленный, потом с ускорением.
Игра с пальчиками
Цель: развитие подвижности пальцев рук.
Форма проведения: индивидуальная и групповая:
Ход игры : Ребёнок сидит перед взрослым на стуле. Взрослый читает стихи, сопровождая их последовательным загибанием пальцев на обеих руках.
Ребёнок подражает ему, а в дальнейшем самостоятельно двигает пальцами, обращаясь к мизинцу на левой руке:
Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А со Средним кашу ел,
С Указательным запел.
А Большой меня встречал
И конфетой угощал,
Указательный на правой
Вёл в поход нас всей оравой.
Средний брат несёт рюкзак,
Безымянный ходит так,
А Мизинец стал играть:
Братьев слушать, приглашать,
Правый же Большой плясал
И на танец приглашал,
Раз – два – три – четыре – пять!
(М. Кольцова)
На этот счёт ребёнок разгибает пальцы и начинает новую игру или повторяет эту. Можно спеть и такую потешку, загибая во время пения пальчики на ручке ребёнка :
Ивану – большаку - дрова рубить,
Ваське – указке - воду носить,
Мишке – среднему - печку топить,
Гришке – сиротке - кашу варить,
А крошке – Тимошке – песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать!
(Русская потешка)
Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул;
Встали пальчики – «Ура!»
В детский сад идти пора!
(М. Кольцова)
При этих стишках, можно сгибать пальцы, начиная, то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.
Оладушки
Цель: развитие чувства ритма.
Форма проведения: индивидуальная.
Ход игры : читает потешку, двигая руки ребёнка к себе и от себя.
Ай – тата, тата, тата,
Пожалейте, решета,
Мучки посеять,
Пирожки затеять.
А для нашей лапушки
Затеем оладушки,
Испечём блинка
Покормить сынка! (Русская потешка)
Пальчик о пальчик
Цель: развитие подвижности пальцев, умение двигаться в соответствии со словами.
Форма проведения: индивидуальная и групповая
Ход игры : Ребёнок сидит на стуле перед взрослым и под песенку взрослого повторяет за ним движения.
Пальчик о пальчик тук да тук (2 раза)
Хлопай, хлопай, хлопай (хлопают в ладоши!
Ножками топай, топай (2 раза).
Спрятались, спрятались (закрыть лицо руками!
Пальчик о пальчик тук да тук (2 раза).
Кто приехал
Цель: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности.
Форма проведения: индивидуальная и групповая
Ход игры : Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе.
Кто приехал? Быстро хлопают кончиками больших пальцев.
Мы, мы, мы! Кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики остальных пальцев одновременно быстро хлопают.
Мама, мама, это ты? Хлопают кончиками больших пальцев.
Да, Да, Да! Хлопают кончиками указательных пальцев.
Папа, папа, это ты? Хлопают кончиками больших пальцев.
Да, Да, Да! Хлопают кончиками средних пальцев.
Братец, братец, это ты? Хлопает кончиками больших пальцев.
Да! Да! Да! Хлопает мизинцами.
Все мы вместе! Хлопает всеми пальцами.
Да! Да! Да!
(Болгарская песня)