Алена Маслова
Оптимизация коммуникативных умений и навыков дошкольников через игровую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность
Умение общаться - это важное условие успешного, социального, интеллектуального развития ребенка. Анализ речевого развития дошкольников показывает увеличение детей с речевыми нарушениями. Особенно это заметно, когда ребенок впервые приходит в детский сад. Некоторые из них испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. У одних наблюдаются тормозные процессы, они застенчивы, замкнуты, робки, скованны, плаксивы,
Публикация «Оптимизация коммуникативных умений и навыков дошкольников через игровую деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
часто не могут задать и ответить на вопросы, не могут сформулировать свои мысли, затрудняются в установлении контакта с детьми и взрослыми. Другие же дети, наоборот, эмоционально неустойчивы: суетливы, крикливы, агрессивны, не умеют вести сдержанно разговор, часто вступают в конфликты и не умеют разрешить его вежливой формой. Чем труднее проходит адаптация ребенка к условиям детского сада, тем заметнее у него нарушение коммуникативной функции речи : неустойчивое внимание, плохая память, быстрая утомляемость, недостаточное развитие познавательной деятельности, скудный словарный запас, нарушение грамматического строя речи, незрелая эмоционально-волевая сфера.
2. Целеполагание
Цель: совершенствование методов и приёмов работы по формированию и развитию коммуникативных умений и навыков дошкольников
Задачи:
1. Создать условия для развития коммуникативной компетенции дошкольников в условиях детского сада
2. Совершенствовать приемы и методы игры как основного вида деятельности дошкольников в формировании коммуникативных способностей
3. Обогатить предметно-пространственную среду дидактическим, методическим материалами по теме
3. Научная основа опыта
Коммуникация и коммуникативная компетенция
Современное общество сегодня предъявляет высокие требования к формированию и развитию личности. Одним из ведущих приоритетов в обществе является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решение коммуникативных задач, обеспечивают успешную адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Содержание воспитательного процесса в детском саду определяется коммуникативными умениями и знаниями на всех этапах воспитания, где оно уже направлено на развитие коммуникативной и социокультурной образованности ребенка, позволяющей им быть равными партнерами межкультурного общения в бытовых, культурных и поведенческих сферах. Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка и одна из задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
Общение - одна из основных психологических категорий и важный показатель психического развития ребенка. Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Общение - это коммуникативное воздействие людей, способность общения включает в себя коммуникативные умения. Коммуникативные умения -это навык, позволяющий человеку получать и передавать информацию. Коммуникация-это способность общаться со сверстниками и взрослыми. Человек без коммуникации не может жить среди людей. Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности.
В дошкольном возрасте дети легко приобретают новые знания, сохраняют и удерживают сформированные у них умения и навыки. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей, а общение является одной из главных задач в социальной жизни человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Проблема общения (коммуникации) в настоящее время занимает одно из ведущих мест в исследованиях философов, социологов, педагогов и психологов. Общество ждет от подрастающего поколения умения общаться и дискутировать, различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в различных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение, уважать других людей и уметь проявлять к ним сочувствие и толерантность. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе, то есть группе детского сада, во многом зависит дальнейшее социальное и личностное развитие, а значит и его дальнейшая судьба. Особая значимость данной проблемы выражается в том, что у детей старшего дошкольного возраста, а иногда и младшего школьного, характерны недостаточное развитие и сформированность коммуникативных способностей и возможностей, которые играют большую роль в готовности ребенка к школьному обучению. Дети мало стали общаться, как со взрослыми, так и сверстниками. Это обусловлено тем, что у взрослых, после трудового дня уделяется недостаточно времени для общения с детьми. Родители часто настолько заняты своими проблемами и заботами, что абсолютно не замечают, как общаются с детьми. Они либо совсем их не слушают, либо слушают избирательно, улавливая при этом только то, что хотят слышать. А для ребенка очень важно, чтобы к его словам и мыслям относились с должным уважением и пониманием. Нужно не просто слушать, но и следить за эмоциями, интонациями, выражением лица ребенка. И тогда лучшими друзьями детей в мире «новых технологий» становятся компьютеры: интернет и разнообразные игры; телевизор, с просмотром мультфильмов, а иногда и не пригодных для детской психики.
Особую значимость сформированности коммуникативных способностей у детей мы можем наблюдать в момент перехода от старшего дошкольника к младшему школьнику. Традиционно в дошкольном образовании проблемы развития речевого общения рассматривались в русле проблем «развития речи». Задачи формирования общения сводились к умению детей отвечать на вопросы и не выделялись как отдельная задача. Однако, формирование коммуникативных способностей и их диагностика становится приоритетными направлениями деятельности педагогов. В этом случае развитие словаря, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения. Дошкольнику, что бы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией.
Из обязательного содержания образовательных программ, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях, коммуникативная компетентность дошкольника включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения :
• сотрудничать;
• слушать и слышать;
• воспринимать и понимать информацию;
• говорить самому.
Коммуникативная компетентность дошкольника во многом определяется развитием речи. Речь – одна из важнейших психических функций, “зеркало” протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, она играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся нерешительными, замкнутыми, стеснительными и даже агрессивными в общении с другими.
Условиями развития коммуникативной компетентности дошкольников являются :
• социальная ситуация развития ребенка;
• формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
• совместная деятельность и обучение, которые создают зону ближайшего развития ребенка.
Коммуникативная деятельность предполагает :
1. Взаимообогащение детей новым опытом познания, формами взаимодействия.
2. Освоение детьми различных видов деятельности.
3. Установка эмоционального взаимодействия с детьми и взрослыми.
Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям, что имеет прямое отношение к методу стимулирования поведения и деятельности. Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности. Во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возможности творческой. В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Особенно нуждаются во все более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определившимися способностями. Одной из форм стимуляции потребности в речевом общении является похвала как положительное подкрепление достижений ребенка. Очень полезно рассказывать о достижениях ребенка в его присутствии другим педагогам, психологу и его родителям. Коммуникативные способности и умения, которые формируются на занятиях, должны быть объединены в сознании ребенка.
4. Описание системы работы
Формирование коммуникативной культуры ребенка на основе игровой деятельности
Дидактическая игра- вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового активного обучения и отличающиеся наличием правил фиксированной игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения. Одной их форм обучения, способствующей развитию интеллекта, коммуникативных умений является игра. Одной из учебных задач дидактической игры является обучающая задача. Основная особенность дидактической игры определена ее названием, это обучающая игра.
Структура дидактической игры:
-обучающая задача - основной элемент, которому подчинены все остальные элементы, это программа игры;
-игровые действия - способы проявления активности детей в игровых целях; развивающая эффективность зависит от того, насколько разнообразны и содержательны игровые действия, выполняемые ребенком и какова доля участия в игре воспитателя;
-правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники. Правила направляют поведение, познавательную деятельность, определяют характер и условия выполнения игровой деятельности, устанавливают их последовательность, регулируют отношения между играющими.
Между обучающими задачами, игровой деятельностью и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровую деятельность и решить задачу.
Проведение дидактических игр включает:
-ознакомление детей с содержанием игры, дидактического материала;
-объяснение хода и правил игры;
-показ игровых действий;
-определение роли воспитателя в игре;
-подведение итогов игры
Педагогическую ценность дидактической игры трудно переоценить. В дидактической игре ставятся задачи, которые требуют от детей сосредоточенности, внимания, умственных усилий, умения осмыслить правила, последовательность деятельности, преодоления трудностей, содействует развитию ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоению знаний. Дидактическая игра должна быть не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовать общему развитию ребенка, формированию его способностей, решению задач нравственного воспитания.
В основном дидактические игры подразделяются на три вида: игра с предметами, настольно-печатные и словесные. Дидактические игры разнообразны по игровому материалу, содержанию, организации проведения. В качестве игрового материала используются игрушки, реальные предметы, объекты природы. Настольно-печатные игры различаются по содержанию, обучающим задачам, в оформлении. Здесь преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству, различию. Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Речевое развитие формируется слуховым вниманием. С помощью словесной игры создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные процессы, вырабатывается быстрота реакции, умение принимать юмор.
Особое место среди дидактических игр занимают сюжетно-ролевые и игры- инсценировки. Сюжетно-ролевые игры помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях, о нормах поведения. Это те игры, которые создаются самими детьми, активность в игре детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета. Самое сложное и важное – обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить распределять роли, доводить до конца задуманное. (Приложение 2)
Игры-инсценировки - важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Игра-инсценировка— это разыгрывание в лицах литературных произведений. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры.
Тематика и содержание таких игр имеет нравственную направленность, которая заключаются в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Персонажи становятся образами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступком создаёт у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.
Таким образом, педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой и игр- инсценировок детей должны сводиться к следующему:
-выбирать игры в соответствии с задачами и программными требованиями воспитания и обучения определенной возрастной группы;
-углублять и обобщать знания, развитие сенсорных способностей, активизировать психические процессы (память, внимание, мышление, речь);
-организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей;
-продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей;
-руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни;
-следовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию речи, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих детей;
-проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей;
Дидактическая игра помогает развивать коммуникативные умения ребенка. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра служит одним из средств развития речи. Каждая коммуникационная игра- это маленькое «живое» произведение, которое создается здесь и сейчас, это театр, но в нем нет зрителей, все участники- актеры. Она характеризуется высокой эмоциональной окрашенностью процесса и стимулирует развитие духовного уровня коммуникации.
Методы проведения игр включают неограниченные возможности комплектования нескольких различных приемов, направленных на формирование коммуникативного развития детей.
Игра способствует развитию следующих коммуникативных способностей :
-знакомство с окружающим миром;
-становление психических процессов;
-развитие речи;
-развитие эмоционально-волевой сферы;
-формирование первичных социальных навыков;
- умение пользоваться формами речевого этикета;
-приобщение к духовным ценностям;
-совершенствование моторики, координации, целенаправленности движения.
Принципы развития коммуникативных способностей :
1. интегративности
2. разнообразия тематики методов работы
3. активной деятельности
4. сотрудничества
5. индивидуального подхода
6. игровой подачи материала
Виды мотивации:
-социальный;
-содержательный;
-прагматический.
Коммуникативные игры я условно разделяю на следующие виды:
- игровые пятиминутки;
-интерактивные игры (на взаимодействие) («Паровозик», «Дракон кусает свой хвост», «Волшебный стул», «Шапка-невидимка», «Два зеркала», «Тайный советник», «Аплодисменты по кругу»);
-игры для формирования культуры общения («Жизнь в лесу», «Театр теней», «Ожившие игрушки»);
-игры, направленные на снятие конфликтов («Ругаемся овощами», «Изобрази животное», «Собака-поводырь», «Уходи, злость, уходи», «Найди друга», «Секрет», «Коврик примирения» или «Скамейка примирения»;
-творческие игры («Детский сад», «Салон красоты», «Семья», «Поликлиника», «Школа»);
-игры с известными героями («Незнайка в магазине, в зоопарке» и др.). (Приложение 4)
Планирование дидактических и коммуникативных игр занимает значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Являясь эффективным средством обучения, они являются составной частью занятия, а в группе раннего возраста - основной формой организации учебного процесса. Важно планировать проведение дидактических игр для речевого развития детей по определенным этапам. (Приложение 5)
Я считаю, что при использовании в работе с детьми коммуникативных игр, у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, сверстникам, взрослым, они приобретут знания, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе. Поэтому я ежедневно включаю в учебно-воспитательный процесс игры различных форм: игры-разминки, упражнения, импровизации, игры-хороводы, инсценировки с использованием «объемной доски».
Для организации сюжетно-ролевой игры необходим реквизит: специальная форма одежды, определенный набор предметов. Имеющиеся игровые уголки в группе выполняют важную роль для воссоздания необходимой обстановки для игры «В магазин», «Салон красоты», «Поликлиника» и др. Но иногда нужную обстановку трудно создать при помощи имеющихся атрибутов, в этом случае интересен опыт работы с «объемной доской». Для этого нужно изготовить яркие красочные картинки из картона с персонажами, разместить их на доске- получается объемный рисунок. Виды работы могут быть самыми разнообразными: и фронтальные, и групповые, и индивидуальные, и самостоятельные. Но самое главное: они все будут решать коммуникативную задачу, учить детей общаться.
В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Это естественная форма языкового общения, для которого необходимы определенные условия: 1)установка контакта, 2)ориентация в ситуации, 3)обсуждение проблемы, 4)принятие решения, 5)выход из контакта. Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. С помощью «объемной доски» можно постоянно менять сюжет, персонажей, придумывать игры- инсценировки, даже создавать кукольный театр и обучать детей общению друг с другом в небольших группах.
Монологическая речь возникает у ребёнка на основе диалогической. Все дети могут участвовать в составлении коллективного рассказа на заданную тему. Например, возьмем тему «Зима». Каждый ребенок может выбрать понравившуюся картинку по теме (зимние забавы детей, картинки, характеризующие время года и погоду) и последовательно создавать общую картину, располагая свой рисунок на «объемной доске».
Можно при помощи «объемной доски» поработать и индивидуально с ребенком, которому трудно общаться со сверстниками или у него явные проблемы с развитием речи. Воспитатель с помощью вопросов, подсказок стимулирует такого ребенка «нарисовать» картину и рассказать о ней.
Дети любят работать с «объемной доской» и самостоятельно: картинки постоянно меняются, меняются сюжет, роли, игровые ситуации. Ведь всем известно, чтобы лучше усвоился материал, развивались, в том числе, и коммуникативные умения, необходимо не только смотреть, наблюдать, слушать, но и оперировать предметами и общаться.
Нельзя забывать и о дыхательной гимнастике во время проведения игр. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков. (Приложение 6)
Весь комплекс коммуникативных игр помогает решить задачи по формированию коммуникативных способностей дошкольников :
-развивается связная речь детей в процессе создания сюжетов, рассказов, сказок, инсценировок;
-дети учатся вести диалог, используя языковые средства звучащей речи и невербальных компонентов (жесты, мимика);
-развиваются творческие способности детей и формируются психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, внимание.
Я уверена, что при ежедневном использовании в работе с детьми игры, у детей сформируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, сверстникам, взрослым, они приобретут знания, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи. На занятиях чаще использую те игры, которые можно проводить фронтально со всеми детьми и думаю об усложнении игр, расширяя их вариативность. Стараюсь, чтобы время, отведенное для игр, было полностью отдано игре.
Развитие коммуникативных навыков дошкольников – общая задача семьи и детского сада. С начала работы в данной группе с родителями воспитанников у нас налажено тесное сотрудничество, для этого использую различные формы работы: родительские собрания, индивидуальные и групповые беседы с родителями, консультации, совместные мероприятия с детьми и родителями (Приложение 7, праздники и утренники. Накоплен материал для индивидуальных занятий с родителями по развитию и воспитанию детей, это книжки- передвижки с памятками (Приложение 8, рекомендациями (Приложение 9, советами с целью:
-совершенствования собственных умений межличностного общения;
-формирования гуманного отношения к детям в процессе общения с детьми и совершенствования умений общения между детьми в семье.
5. Результативность, распространение собственного опыта работы.
Подводя итоги своей работы, отмечаю, что используя систему дидактических игр, уровень коммуникативных умений и навыков детей моей группы значительно повысился. Более благоприятным стал и психологический микроклимат в группе.