Татьяна Смолянец
Единство ДОУ и семьи в вопросах развития навыков общения и самостоятельности через игровую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
«Единство ДОУ и семьи в вопросах развития навыков общения и самостоятельности через игровую деятельность"
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра по своей сути - деятельность отражательная. Главный источник, питающий игру ребенка старшего дошкольного возраста, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Содержание сюжетно-ролевой игры воспроизводится ребенком благодаря роли, которую он на себя принимает. Надо научить ребёнка жить общими интересами, проявлять доброжелательность к сверстникам. Наши наблюдения за детьми помогли нам наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Мы поставили цель: повышение познавательной активности и уровня социально-коммуникативной компетенции детей посредством сюжетно-ролевой игры.
Публикация «Единство ДОУ и семьи в вопросах развития навыков общения и самостоятельности через игровую деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляли в следующих направлениях:
1. Создание необходимой развивающей предметно-пространственной среды.
2. Развитие коммуникативных творческих умений.
3. Вовлечение родителей в образовательную деятельность по изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
Наша задача как воспитателей – сделать игру интересной и содержательной, чтобы в её процессе дети учились переживать и мечтать, получать знания и положительные эмоции.
Для достижения положительных результатов нами проведена следующая работа: изучены теоретические основы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через развитие взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре; установлены характерные особенности сюжетно-ролевой игры; изучили организацию игровой деятельности детей; провели работу по выявлению коммуникативных навыков у детей в сюжетно-ролевой игре.
В процессе выяснилось, что дети не всегда могут распределять роли самостоятельно, часто бывают конфликты, не всегда придерживаются правил игры, дети редко используют игрушки заместители. Игровые действия не всегда многообразны, в основном присутствует монологическая речь, а не диалог.
Начальная работа была направлена на развитие социальной уверенности, устранение тревожности, на повышение своей самооценки. Давали представления о способах и нормах поведения в общественных местах. Оформили альбомы и картотеки «Мирилки», «Дружба». Свои действия в игре мы сопровождали речью и средствами выразительности: показом, мимикой, жестом. В ходе обучения игре выполняли главные роли (мама, доктор). Использовали прямые указания (разъяснения, оказание помощи, совет по ходу игры). Далее мы переходили на второстепенные роли. Являясь участником игры, направляли действия детей. Учитывая индивидуальные особенности наших детей при распределении ролей, давали советы по ходу игры. По мере взросления, мы усложняли сюжеты игр, вводили новые персонажи.
Знакомство детей с игровым образом, с сюжетом игры, оборудованием, игровыми действиями (беседы, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание фото и иллюстраций, чтение художественной литературы).
Оформления альбомов по теме игры «Семья», «Мой друг», «Меню», «Журналы мод и причесок», «Автомобили» происходило в совместной деятельности.
Большое внимание уделялось составлению с детьми рассказов на заданную тему: «Как я живу дома», «Я заболел», «Мой день рождения» т. д.
Показ способов действий. Обыгрывания оборудования к игре. Оценка игры в целом и отдельных действий ребенка.
Самостоятельные действия по словесной инструкции. Самостоятельные действия ребенка с опорой на помощь педагога. Организация игры драматизации по знакомой сказке или рассказу. Широко использовали игры на эмоциональное сближение детей: «Назови ласково», «Мы любим друг друга». На развитие социальных способностей и навыков : «Накроем стол куклам», «Помоги другу», «Мы помощники» и т. д.
Еще одним из важных условием для развития игровой деятельности является взаимодействие ДОУ и семьи. Взаимодействие с семьей осуществлялось как в традиционных формах консультирования так и не в традиционных формах работы. Нами были подготовлены информационно-педагогические материалы: Что такое сюжетно-ролевая игра»; «Советы и рекомендации по выбору игрушек и игр в соответствии с возрастом»; «Как организовать сюжетно-ролевую игру дома», «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» и т. п. Для всестороннего развития, расширения кругозора и обогащения речевого словаря детей родителям, даны методические рекомендации:
- Играть вместе с детьми. Быть детям партнерами.
- Создавать игровые ситуации во время приготовления пищи, уборки квартиры. - При посещении общественных мест обращать внимание ребенка на профессии людей, их орудия труда, действия, диалог. Предлагать ребенку поучаствовать в покупке продуктов в магазине, открыток на почте и т. д.
- Знакомить детей с трудом взрослых по книгам, с помощью наблюдений на улице.
С целью мотивации родителей к данной проблеме провели консультацию-практикум с применением ИКТ «Атрибуты своими руками мастерим мы сами».
Для выявления компетентности родителей по данному направлению работы, а также с целью выяснения их способностей и, умений к чему-либо - вязанию, шитью и т. д. провели анкетирование «Во что играют дети дома?»
С рамках детско-родительского творчества в группе была организована выставка рисунков «Моя любимая игрушка».
Немаловажным для развития сюжетно-ролевой игры является ее оснащение. Поэтому мы постоянно пополняем ее разнообразными ролевыми атрибутами, выполненными совместно с детьми родителями.
Вывод
Взаимодействие с семьёй значительно повысило эффективность педагогического воздействия на детей, позволило нам преодолеть многие трудности и проблемы, получить желаемый результат в развитии игровой деятельности и развитии коммуникативных способностей. Проведенная работа с родителями, на наш взгляд способствовало улучшению качества воспитательно-образовательного процесса. В результате совместно с родителями проведенной работы, дети стали самостоятельно играть, придумывая новые сюжеты, фантазируют, комбинируют знания, получаемые из окружающего мира со своими фантазиями, воспитанники проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание работы, способны домыслить предложенный вариант сюжета. Они могут увлечь своими идеями остальных детей группы. По результатам бесед с детьми было выяснено, что родители стали чаще играть с детьми дома, используя совместно изготовленные атрибуты.
После всей проведенной совместной работы с детьми и родителями мы получили прекрасную базу атрибутов для сюжетно-ролевых игр, созданную руками детей и родителей.