Приложение МААМ

Развитие речи и коммуникативных умений дошкольников

олеся зайцева
Развитие речи и коммуникативных умений дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи и коммуникативных умений дошкольников.

Речевое развитие – это индивидуальный психический процесс постепенного освоения родного языка и использования его как средства общения и познания.

Коммуникация – это общение ради передачи определенной информации и понимания ее смысла собеседником.

Общение – это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата.

Публикация «Развитие речи и коммуникативных умений дошкольников» размещена в разделах

К началу дошкольного возраста (3 года) :

- ребенок владеет активной и пассивной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами; понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов, игрушек;

- ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

- ребенок проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им;

- ребенок проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок; стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства.

К завершению дошкольного возраста (7 лет) :

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний; может построить речевые высказывания в различных ситуациях общения; может выделять звуки в словах; у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в различных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Наша задача, как воспитателей – развитие свободного общения детей.

Общение включает в себя:

1. Коммуникация (обмен информацией) :

информационно-коммуникативные умения.

- умение услышать и понять обращенную информацию;

- умение передать информацию;

- умение получать информацию о партнере, поддерживать тему разговора, видеть изменение темы общения;

- умение использовать средства вербального и невербального общения для передачи информации.

2. Интеракция (обмен действиями) :

регуляционно-коммуникативные умения.

- умение согласовывать свои действия с потребностями партнеров по общению;

- умение помогать и поддерживать тех, с кем общаешься;

- умение совместно решать бытовые и учебные задачи;

- умение регулировать поведение партнера;

- умение оценивать результаты совместного общения.

3. Социальная перцепция (восприятие и понимание партнера) :

аффективно-коммуникативные умения.

- умение делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению

- умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению;

- умение оценивать эмоциональное поведение друг друга.

Этапы развития общения.

Ситуативно-личностное общение (от рождения до 6 месяцев).

Ситуативно-деловое общение (от 6 месяцев до 3 лет).

Внеситуативно-познавательное (от 3 до 5 лет).

Внеситуативно- личностное (от 5 до 7 лет).

Современные технологии развития речи и коммуникативных умений дошкольников.

1. Технологии проектной деятельности.

2. Технологии развития детского речевого творчества.

3. Интерактивные технологии.

4. Технологии коллекционирования.

5. Технологии исследовательской деятельности.

6. Информационно-коммуникативные технологии.

7. Технологии создания портфолио ребенка или группы.

Формы работы по развитию свободного общения детей.

1. НОД (непосредственно-образовательная деятельность) :

-образовательные ситуации (игровые обучающие ситуации) :

--реально-практические: чтение литературного произведения,

рассматривание картины, иллюстрации; уход за обитателями уголка природы; рассматривание игрушки; организация опыта.

--имитационно-игровые: «накормим куклу Катю»; «у меня зазвонил телефон»; «телепередача»; «интервью»; «помощь идет».

2. Образовательная деятельность в режимных моментах:

-организация индивидуальных и коллективных разговоров с детьми;

-решение бытовых проблемных ситуаций;

-чтение и обсуждение книг социально-нравственного содержания;

-беседы;

-ситуации общения ( ситуации-проблемы: «почему так говорят?», «отчего да почему?»; ситуации-оценки: «рукодельница и ленивица», «что такое хорошо, что такое плохо»; ситуации-прогнозы: «если бы, да кабы»; ситуации-описания: «что у тебя, а что у меня»; ситуации-загадки: «шуточные вопросы», «отгадай загадку»)

--планируется воспитателем или возникает спонтанно;

--является формой для упражнения детей в использовании освоенного

речевого содержания;

--возникает в разных видах детской деятельности;

--требует организации развивающей среды.

3. Индивидуальная работа с детьми в условиях развивающей среды :

-реализация индивидуальной образовательной траектории ребенка;

-игры на общение;

-общение в разных видах деятельности (игровой, трудовой, художественной и т. д.)

4. Взаимодействие с родителями в образовательной деятельности.

Организация развивающей среды.

Литературный центр

(условия для литературного развития ребенка)

Задачи: -обогащать литературный опыт детей;

-воспитывать интерес к книге, к слушанию и чтению

художественных произведений;

-развивать умение обращаться с книгами;

-воспитывать индивидуальные литературные предпочтения

деятельности;

-развитие выразительности речи.

детей;

-воспитывать желание делиться литературным опытом,

развивать речевые умения.

Центр творческой художественно-речевой деятельности

(условия для развития творческих способностей детей, для стимулирования детского сочинительства)

Задачи: -развитие творческих проявлений в речевой деятельности;

-развитие разных сторон речи детей;

-стимулирование речевого взаимодействия детей;

-развитие умения отражать литературный опыт в

творческой

РЕЧЬ - ВЕДУЩЕЕ СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ!

Поэтому, ЦЕЛЬ работы по развитию речи дошкольников – становление коммуникативной компетентности ребенка – способности посредством речи решать игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи.

Задачи развития речи.

1. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Связная речь – это умение выражать свои мысли логично и последовательно, понятно для слушателя.

Развитие монологической речи предполагает освоение форм монолога (повествование, описание, рассуждение) и разных видов рассказов (на наглядной основе, словесной основе, по воображению.

Освоение морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам и их согласование между собой).

Освоение способов словообразования (с помощью частей слов, однокоренных и сложносоставных слов).

Освоение синтаксической стороны речи (использование разных типов предложений).

2. Обогащение активного словаря (развитие словаря).

-обогащение и активизация словаря за счет разных частей речи;

-освоение понятийной стороны слова (видовые и родовые понятия);

-развитие лексической выразительности за счет освоения эпитета, сравнения, метафоры и образных фразеологических оборотов.

Вся работа с детьми направлена на освоение слов, обозначающих названия предметов, действий на основе целостного восприятия; освоение слов, обозначающих особенности предметов и объектов; освоение слов, обозначающих видовые и родовые обобщения; освоение переносных значений известных слов.

3. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

-развитие восприятия и различения фонологических средств языка;

-воспитание чистого и правильного звукопроизношения;

-воспитание правильного словопроизношения;

-воспитание общеречевых навыков, лежащих в основе развития интонационной культуры речи.

4. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте).

-освоение звукового анализа слов;

-составление предложений;

-обучение процессу чтения;

-подготовка мелкой моторики рук и обучение печатному письму.

Частью НОД (непосредственно-образовательной деятельности) является и воспитание культуры речевого общения.

Виды этикета для дошкольника – это :

-этикет приветствия

-этикет знакомства

-гостевой этикет

-этикет телефонного общения

-этикет убеждения и спора

-этикет общения в сложных жизненных ситуациях.

Требования к современным технологиям развития речи и коммуникативных умений дошкольников.

1. Ориентация не на обучение, а на развитие и воспитание детей.

2. Основное назначение технологии – становление позиции субъекта деятельности.

3. Технология должна содержать здоровьесберегающий характер.

4. Основа технологии – личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком.

5. Соответствие концепции и содержанию образовательной программы.

Публикации по теме:

Доклад «Развитие коммуникативных умений у дошкольников старшего возраста средствами театрализации»Доклад «Развитие коммуникативных умений у дошкольников старшего возраста средствами театрализации» Доклад на тему: Развитие коммуникативных умений у дошкольников старшего возраста средствами театрализации. Автор составитель: Беляева Татьяна.

Картотека игр на развитие коммуникативных умений Моя "визитная карточка" Это игровое упражнение по форме проведения напоминает всем известную игру "Снежный ком". Участники игры садятся.

Опыт работы «Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников в непосредственно образовательной деятельности» Четвертый год жизни является переходным из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуется стремлением ребёнка к самостоятельности,.

Опыт работы по теме «Развитие речевых коммуникативных умений дошкольников в непосредственно образовательной деятельности» Тема: Развитие речевых коммуникативных умений дошкольников в непосредственно образовательной деятельности и индивидуальной работе с детьми.

Опыт работы «Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников» Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Речь-явление социальное и служит средством общения людей друг с другом.

Опыт работы «Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников на основе использования инновационных технологий» Наш язык богат образными оборотами. Правильное и уместное их использование придаёт речи своеобразие, выразительность, меткость. В нашей.

Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников в НОД и индивидуальной работе на основе комплексного подхода Опыт работы: «Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников в непосредственно образовательной деятельности и индивидуальной работе.

Опыт работы «Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников в НОД и индивидуальной работе» Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение.

Особенности взаимодействия педагогов и родителей в развитии коммуникативных умений у дошкольников Особенности взаимодействия педагогов и родителей в развитии коммуникативных умений у дошкольников. Необходимость взаимодействия педагогов.

Развитие коммуникативных умений у дошкольников как одна из проблем преемственности ДОУ и школы В наш век бурного развития информационных технологий преподаватели и родители озадачены тем, что социальное развитие детей дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи и коммуникативных умений дошкольников
Опубликовано: 23 сентября 2018 в 15:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи и коммуникативных умений дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем олеся зайцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД