Наталья Малютина
Развитие коммуникативных умений у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Материалы выступления к презентации «Развитие коммуникативных умений старших дошкольников посредством организации совместной деятельности с родителями»
1 слайд
Я хочу представить опыт работы по теме «Развитие коммуникативных умений старших дошкольников посредством организации совместной деятельности с родителями»
2 слайд
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Современные условия деятельности дошкольных организаций, нормативно-правовые документы в сфере дошкольного образования выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест
3 слайд
В соответствие с ФГОС ДО в нашем детском саду сложилась и реализуется система работы с родителями, где значительное место занимают формы работы, направленные на непосредственное вовлечение семьи в образовательную деятельность, а именно, на организацию совместной деятельности детей и родителей. В этом учебном году в старшей группе мной была осуществлена следующая форма организации совместной деятельности детей и родителей: мастер-классы родителей для детей «Мое хобби». Особенностью этой формы является то, что родители самостоятельно или с моей небольшой помощью продумывают содержание совместной деятельности с детьми и организуют ее на основе собственного увлечения, хобби.
4 слайд
Мной было проведено анкетирование с целью выявления интересов, предпочтений родителей:
5 слайд
Были запланированы следующие задачи:
• Способствовать включению родителей в образовательную деятельность группы через организацию мастер-классов родителей «Мое хобби»
• Организовать общение детей с родителями в соответствие с социальной ситуацией развития старших дошкольников : на основе интереса ко взрослому как целостной личности, обладающей знаниями, умениями и социально-нравственными нормами
• Развивать коммуникативные умения детей
6 слайд
Определена структура совместной деятельности детей и родителей «Мое хобби» :
1. Ритуал знакомства детей группы с родителем-гостем
2. Показ родителями мультимедийной презентации «Мое хобби»
3. Мастер-класс родителей
4. Совместная деятельность детей и родителей
7-8 слайд
Продуман план работы, куда включены следующие мероприятия: мастер-классы родителей для детей, оформление стенгазет по итогам проведения мастер-классов, организация групповых выставок творческих работ детей и родителей, созданных в рамках мастер-классов и участие с этими работами в конкурсах детского сада, презентация проведенной работы на групповом родительском собрании.
9 слайд
Хочу привести примеры некоторых мастер-классов.
Мастер-класс «Картины из фасоли»…
10 слайд
Мастер-класс «Мое хобби: фотография»…
11слайд
Мастер-класс «Лоскутное шитье»…
12 слайд
Мастер-класс «Мое хобби: стихосложение»…
13 слайд
Мастер-классы «Мое хобби» - не только способ выполнения требований ФГОС ДО по взаимодействию с родителями, это средство развития коммуникативных умений у детей : легкость в установлении контакта, поддержание разговора, умение договариваться
14 слайд
На основе коммуникативных умений формируется коммуникативная компетентность детей, которая является важным условием успешности ребенка в школе и в дальнейшей взрослой жизни
15 слайд
При подготовке и проведении мастер-классов родителей «Мое хобби» у детей происходило развитие следующих коммуникативных умений :
• освоение ритуала знакомства,
• развитие умения самостоятельно использовать речевые этикетные формулы (приветствие, прощание, благодарность,
• умение устанавливать контакт,
• умение поддерживать диалог,
• умение понимать эмоциональное состояние собеседника
16 слайд
Для развития коммуникативных умений мы использовали следующие игры и игровые упражнения.
Например, игра «Карусель» : дети сидят в два круга лицом друг к другу, предлагается воображаемая ситуация: «Представьте, что вы, увиделись в первый раз. Нужно познакомиться друг с другом». После выполнения ритуала знакомства дети пересаживаются на соседний стул, двигаясь по кругу в противоположных направлениях, и выполняют задание со следующим сверстником. Таким образом, дети осваивают ритуал знакомства, у них формируется умение устанавливать контакт: называть по имени, смотреть при разговоре в глаза, разговаривать доброжелательным тоном. Эту игру используем также с целью формирования у детей умения говорить друг другу комплименты.
17 слайд
Для развития умения поддерживать диалог использовали модели. С их помощью формируем у детей умение задавать вопросы : «Где ты (вы) живёте? Какой у тебя (у вас) дом? Какая семья? Что ты (вы) любите?»
18 слайд
Эти модели помогают ребенку в других играх, например, в игре «Гость». Ведущий ребенок - «гость» в шляпе, очках входит в группу, садится напротив детей. Детям нужно с ним познакомиться, узнать о нем.
19 слайд
В игре «Интервью» дети объединяются в пары, один – «журналист» задает вопросы, затем меняются ролями.
20 слайд
В игре «Журналисты» ведущие – 5 детей получают микрофоны и задание: подойти к играющим детям, познакомиться, взять интервью, опираясь на модели. У детей происходит развитие умения устанавливать контакт, знакомиться, поддерживать диалог.
21 слайд
Уделяли внимание формированию такого сложного коммуникативного умения : понимание эмоционального состояния собеседника, - с помощью игр, игровых упражнений, направленных на выражение собственных эмоций и распознавание эмоций сверстников.
22 слайд
Наблюдения за проявлениями детей при проведении мастер-классов родителей показал, что к концу года % детей по собственно инициативе используют речевые этикетные формулы: приветствие, прощание, благодарность (в начале года %). % проявляют инициативу при установлении контакта с пришедшими родителями и активность при поддержании разговора с ними (в начале года %). Наиболее сложным для ребенка оказалось выражение своего настроения, это умение наблюдается только у % детей.
23 слайд
Перспективы дальнейшей работы:
• предоставление каждому родителю группы возможности знать и видеть, как проходят встречи в клубе «Мое хобби» с участием других родителей группы;
• повышение степени участия родителей в образовательной деятельности группы, обеспечение на этой основе перехода родителей – наблюдателей, потребителей образовательных услуг в активных участников образовательного процесса;
• развитие коммуникативных умений детей