МААМ-картинки

Обучение детей рассказыванию по памяти

Татьяна Беляева
Обучение детей рассказыванию по памяти

По мере усвоения навыков описания рекомендуется вводить в обучение новые виды работы: в средней группе – описание по памяти; в старшей – описание на основе воображения.

Обьектами описания по памяти могут быть любимые игрушки, домашние животные, новогодняя елка, костюмы персонажей детских праздников и т. д. Главное, чтобы вызываемые образ оставил яркий след не только в сознании малышей, но и оказал влияние на их чувства.

Рассказ из опыта носит повествовательный характер. Повествование – это тип речи, выражающий сообщение о развивающихся действиях и состояниях, которые происходят в разное время, но связаны между собою, зависимы друг от друга.

Повествование характеризуется рядом признаков.

1. Динамичностью, которая передается

а) семантикой глаголов, видовременными формами глаголов (настоящее, прошедшее, будущее время, совершенный и несовершенный вид) со значением мгновенности, стремительности («вдруг», «неожиданно» и пр. ,

б) наличием обстоятельственных слов со значением временной последовательности («потом», «затем», «после этого» и др.,

в) союзов со значением чередования и др. в повествовательных рассказах допустимо смешение времен.

2. Наличием сюжета и действующих персонажей. В повествовании может быть передан диалог.

3. Структурой. Текст начинается с экспозиции, которая знакомит со временем и (или) местом события (действия). Затем следует завязка (начало действия или причина события). После этого повествование продолжается развитием событий и кульминацией, которая разрешается развязкой. Структура повествования характеризуется большей жесткостью, так как перестановка компонентов ограничена фактором временной последовательности, нарушение которой может привести к искажению сюжета.

4. Цепная связь между предложениями.

Особенности повествовательных рассказов детей дошкольного возраста

Повествовательные рассказы детей характеризуются следующим:

- ребята затрудняются в определении главной темы повествовательного рассказа. На вопрос «О чем этот рассказ?» дети чаще всего начинают или пересказывать текст, или отвечают не по существу;

- повествование у многих детей не имеет четкой структуры, в их рассказах часто пропускается какая-то структурная часть, нарушается последовательность действий в основной части, наблюдается беспорядочность изложения, отступление от первоначального замысла, стандартность и стереотипность зачинов, логическая незавершенность рассказа;

- в рассказах детей нет достаточно полной и четкой характеристики героев, редко встречается описание природы, прямая речь;

- чаще всего дети используют такие средства выразительности, как назывные и бессоюзные предложения, инверсию, синонимы, антонимы, эпитеты. Сравнения и метафоры встречаются в единичных случаях;

- типичный недостаток детских повествований – большое количество пауз, частое использование повторов какого-либо из членов предложения, а также союзов, местоимений, обстоятельств места и времени («потом». «там», «тут», что характерно для формально-сочинительной связи между предложениями. Вместо связного текста образуется несколько предложений, объединенных одной темой;

- для детских рассказов характерны однообразные, однотипные по структуре предложения (в основном простые и сложносочиненные, сложноподчиненных почти нет;

- дети не умеют детализировать действие, расчленять на составные части. Поэтому их рассказы схематичны, они не передают настроения, динамики.

Методика формирования навыков рассказыванию из опыта

Методика формирования навыков рассказывания из опыта разработана Е. И. Тихеевой, Л. А. Пеньевской, Э. П. Коротковой.

Различают два вида рассказов из опыта:

- рассказы из личного опыта («Как я помогаю маме дома», «Как я учился кататься на велосипеде» и т. п. ;

- рассказы из коллективного опыта («Как мы веселились у Новогодней елки», «О нашей экскурсии в детскую библиотеку», «О нашем кролике Яшке», «О смешном случае» и др.).

Задачи:

1. Формировать умение составлять рассказ из личного (из коллективного опыта) на тему …

2. Дать представление о структуре повествовательного рассказа, учить следовать ей при раскрытии темы.

3. Развивать умение пользоваться разнообразными средствами выразительности, точно подбирать слова по смыслу.

4. Упражнять в использовании в монологе различных синтаксических конструкций.

Структура ООД:

1 часть. Начать ООД целесообразно с краткой беседы, которая подготовит детей к восприятию темы, к активной деятельности.

2 часть. Воспитатель предлагает детям послушать образец своего рассказа, после чего анализирует то, как она строила рассказ, какие слова использовала, как рассказывала о тех или иных событиях, как закончила рассказ. Образец можно использовать перед рассказами детей и после них. Если образец в начале занятия не использовался, то следует уточнить, какими словами можно начать повествование, о чем говорить в середине рассказа, как его можно закончить.

3 часть. Рассказы детей и их оценка.

При составлении рассказов из коллективного опыта вторая и третья части занятия объединяются. Воспитатель в определенной логике задает детям вопросы, по которым они должны раскрыть предлагаемую тему. На каждый вопрос отвечают несколько ребят, дополняя друг друга. Воспитатель запоминает высказывания детей, а в конце обсуждения всех предусмотренных ею вопросов составляет общий рассказ по теме из их высказываний.

4 часть. Заключительная. Она направлена на подведение итогов ООД и её результативности.

Разновидностью рассказывания из коллективного опыта является обучение детей составлению писем.

Письма с детьми можно писать заболевшему товарищу, литературному или сказочному персонажу, детям детского сада другого города.

В начале такого занятия следует уточнить, что для написания письма необходимы бумага, ручка, конверт.

Затем воспитатель предлагает детям вопросы, которые задает в следующей логике:

- Письмо начинается с приветствия, какие слова приветствия вы знаете? Какие мы напишем?

- Теперь надо рассказать, кто пишет письмо и почему, мы решили это сделать.

- О чем мы хотим рассказать?

- Что хотим спросить у?

- В конце письма пишут слова прощания. Какие слова прощания вы знаете? Какие мы напишем?

- Далее детям говорят о том, что надо поставить число и подпись.

После этого все письмо воспитатель читает от начала до конца.

Затем письмо вкладывается в конверт, запечатывается и проводится работа с адресом.

Занятие завершается целевой прогулкой к почтовому ящику.

На этом занятии важно показать дошкольникам, что письмо – это один из видов связи, поэтому на письма надо получать ответы.

Публикации по теме:

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Фотоотчет об участии детей старшей группы в акции «Свеча памяти» к Дню памяти и скорбиФотоотчет об участии детей старшей группы в акции «Свеча памяти» к Дню памяти и скорби Фотоотчет об участии детей старшей группы в Акции Свеча памяти. В День памяти и скорби россияне проводят Акцию Свеча памяти. По всей стране.

Фотоотчёт о проведении занятия по обучению рассказыванию по сюжетной картине детей средней группы 4–5 летФотоотчёт о проведении занятия по обучению рассказыванию по сюжетной картине детей средней группы 4–5 лет Занятие подготовила и провела воспитатель первой квалификационной категории Бальзамова Наталья Григорьевна. ЦЕЛЬ: обучение детей рассказыванию.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Обучение детей рассказыванию по памяти
Опубликовано: 9 октября 2024 в 16:34
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение детей рассказыванию по памяти» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Беляева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 октября. День мелкой моторики. Передвижка «Мелкая моторика»

Мелкой моторикой называют тонкие движения кистей и пальцев рук. Они необходимы для многих действий, которые совершает человек в быту, творчестве и труде. А еще доказано, что развитие мелкой моторики...

10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД