Ольга Русанова
Конспект занятия по формированию представления о рыбах «Обитатели морей» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Сформировать у детей представления об особенностях проживания, питания и строения рыб.
Программное содержание
Образовательные задачи:
Расширять у детей знания и представления о рыбах, их внешнем виде, повадках, местах обитания, о пользе рыб.
Развивающие:
Развивать связную речь, умение рассуждать, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы, учить составлять рассказ по плану.
Формировать навыки словообразования, употребления существительных с увеличительными суффиксами.
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия по формированию представления о рыбах „Обитатели морей“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2015
Воспитывать бережное отношение к морским обитателям.
Предварительная работа :
1. Рассматривание иллюстраций с изображением моря.
2. Беседы о жизни морских рыб.
3. Чтение и обсуждение сказки «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.
4. Беседа об аквариумных рыбках.
5. Разучивание подвижной игры «Где спит рыбка».
6. Рисование «Морские жители».
7. Коллективная аппликация «Аквариум».
8. Индивидуальная работа: составление одно и двуслоговых слов.
Словарная работа:
Морские обитатели, чешуя, метать икру, вытянутое тело, гибкий хвост, жабры, зубастая пасть.
Материалы и оборудование:
Иллюстрации с изображением моря.
Модели-схемы для рассказывания.
Картинки морских обитателей.
Энциклопедия «Обитатели морей».
Природный материал - ракушки.
Макет моря.
Ход деятельности
В. Ребята, сегодня у нас с вами необычный день, а самое настоящее уникальное путешествие, причём не простое а речное. Вам хочется этого?
Д. Да.
В. Но есть одна проблема: под водой мы не можем дышать. Как же нам её решить?
Д. Надеть водолазный костюм.
В. Закрывайте глаза, представьте, что вы на берегу моря. Надевайте водолазные костюмы. Произнесё м волшебные слова:
Детский сад наш изменился,
В океан он превратился,
Мы отправимся гулять,
Дно морское изучать!
Сколько водорослей разных,
Звёзд, медуз и рыб прекрасных,
Ламинарии, ежи
И ракушки хороши!
В. Ну вот, ребята, мы с вами и оказались в морском царстве. Посмотрите, сколько вокруг нас рыб, морских животных! Вы кого - нибудь узнаёте?
Д. (называют известных им обитателей моря).
Игра «Подбери похожее словечко» к слову рыба.
Д. Рыбка, рыбак, рыболов, рыбный, рыбий, рыбацкий.
В. Верно. Зверей и птиц ловят охотники, а рыбу?
Д. Рыбаки и рыболовы ловят рыбу.
В. А чем можно поймать рыбу?
Д. Удочкой, сетью, неводом.
В. А как вы думаете, есть ли у рыб голова?
Д. Нет, Голова сразу переходит в туловище.
В. Для чего нужны плавники?
Д. Плавники и хвост помогают рыбам плавать.
В. Чем рыба дышит в воде?
В. Закрывает ли рыба глаза когда спит?
Д. Нет. У рыб глаза открыты постоянно.
В. Всё вы знаете, молодцы! Скажите, есть ещё какие – то особенности строения, связанные с жизнью под водой?
Д. У рыб вместо ног плавники и хвост, с их помощью они плавают.
В. А чем покрыто туловище рыб?
В. Вы просто умницы! В море живут множество обитателей, которые часто совсем не похожи на тех, кто живёт на суше. Есть морские коровы, морские коньки. А сейчас к нам заплыли самые настоящие морские обитатели. Они приготовили для вас загадки. Я предлагаю всем занять места на песчаном дне (садятся на ковёр) и попытаться угадать, кто к нам заплыл.
Это самое большое животное в мире. Многие думают, что это рыба, хотя на самом деле – нет. Оно кормит своих детёнышей молоком. У одних есть зубы, у других нет. У беззубых вместо зубов – усы. Когда оно плавает, в море виден фонтанчик воды. В сказках про него говорят: «чудо – юдо».
Властелин семи морей,
В океане всех сильней.
Он плывёт - вода бурлит.
Это чудо – рыба (кит).
Про эту рыбу К. Чуковский писал: «…- каракула, правым глазом подмигнула». Кожа этих рыб покрыта чешуёй и острыми шипами, поэтому даже лёгкое прикосновение к ним наносит серьёзные раны. (акула).
Этот обитатель моря похож на на шахматную фигурку. Он цепляется за веточки подводных растений и висит, как свеча или игрушка на новогодней ёлке. Очень смешной на вид.
Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки:
Конь не сеет инее пашет,
Под водой с рыбёшкой пляшет.
Назови, его дружок,
Рыбок друг….(морской конёк).
Это – самые необычные обитатели моря. У них на спине овальный панцирь, большая голова на короткой шее, а ноги похожи на ласты. В воде грациозны, а на суше медлительны.
Кто так медленно ползёт,
Словно груз большой везёт?
Панцирь твёрдый, очень прочный,
Защитит и днём и ночью.
Но всегда дрожит от страха
Долгожитель…. (черепаха).
В. Молодцы ребята! Плывет дальше.
Упражнение на дыхание.
Руки на грудь, глубокий вдох через нос, выдох через рот.
В. Составление рассказа по плану.
1. Как называется?
2. Как выглядит?
3. Где живёт?
4. Чем питается?
5. Как размножается?
6. Что вы знаете о ней интересного?.
Физминутка.
Рыбка рыбке говорила,
«Чтобы быть здоровой, гладкой,
Будем делать мы зарядку.
Хлоп направо, хлоп налево,
Мы стройны, как королевы!
Будем хвостиком вилять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Два подскока, три прихлопа,
Головою два кивка».
В. Проводит игру «Подбери похожее словечко» к слову РЫБА
Д. Рыбка, рыболов, рыбный, рыбий, рыбацкий.
В. Верно. Зверей и птиц ловят охотники, а рыбу?
Д. Рыбаки и рыболовы.
В. А чем можно поймать рыбу?
Д. Удочкой, сетью, неводом.
В. С заданием справились отлично. Рыба _ любимая еда на нашем столе, очень полезная. А вы знаете как её готовят?
Д. Солят, коптят, маринуют, Консервируют, жарят, сушат.
В. Вспомните, какие рыбы, где живут?
Д. В аквариуме – аквариумные (гуппи, неоны, скалярии, сомики).
- в реке – речные (щука, сазан, плотва, пескарь,
- в море – морские (акулы, камбала, мурена, сёмга,
- В океане – океанические (кит, рыба – меч, касатка).
В. Много у рыб сходств и различий. Одно из них по способу питания – одни едят водоросли (травоядные, другие – мальков, икринок, мелких рыб (хищники). Что ж, про рыб сказали мы немало. Настало время возвращаться домой.