Екатерина Самусенко
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Наши зубки» на неделе здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы. Тема: "Наши зубки"
Образовательные области: социально - коммуникативная, познавательно – речевая.
Цели: Формировать умение детей заботиться о своём здоровье. Раскрыть строение и функции зубов. Объяснить причину болезни зубов. Формировать потребность в сохранении зубов здоровыми используя метод экспериментирования.
Задачи:
Публикация «Конспект по познавательно-исследовательской деятельности „Наши зубки“ на неделе здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Зубы, уход за зубами. Конспекты занятий, НОД
- Зубы. Все о зубах для детей
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
• Развивать внимание, память, воображение, представление о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни;
• Формировать привычку к здоровому образу жизни;
• Дать детям новые знания о зубах, рассмотреть строение зуба по модели, закреплять правила и навыки ухода за зубами;
• Воспитывать у детей правильное отношение к здоровью, желание и умение работать в коллективе.
Словарная работа: Расширять словарный запас детей (резцы, клыки, коренные зубы, эмаль, десна, кариес, стоматолог и др.).
Материал: зеркала на всех детей, модель «Строение зуба», картинки с изображением улыбки, здорового и больного зубов. Для демонстрации – зубная щётка и паста. По два стаканчика на каждого ребёнка с холодной и тёплой водой, для анализа реакции зубов на перепады температуры. Кусочек морковки и яблочка, для анализа твёрдой и мягкой пищи. Наклейка с изображением счастливого зубика.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент:
Загадка: «Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю».
- Ребята, о чём эта загадка? (О зубах).
- Сегодня мы и поговорим с вами о зубах.
Для чего человеку нужны зубы?
«Чтобы пища лучше переваривалась в желудке и кишечнике, она смачивается во рту слюной и измельчается зубами. Первые зубы, молочные, появляются у человека на первом году жизни. К 6-7 годам их становится 20. Некоторые из них уже выпали, на их месте прорезались новые – постоянные. К 10-11 годам обычно выпадают все молочные зубы, заменяясь постоянными. Если человек потеряет постоянный зуб – новый на его месте уже не вырастет».
Дидактическое упражнение: «Что есть во рту?»
Дети, возьмите зеркало и посмотрите в него, улыбнитесь.
- Что вы видите?
- Все ли зубы у вас одинаковые? Конечно, нет!
«У взрослого человека 32 зуба. 16 на верхней челюсти и 16 на нижней. Размер и форма зубов зависят от задач, которые они выполняют в пережёвывании пищи.
• Широкие плоские верхние и нижние зубы – резцы (их 8) – позволяют нам откусывать кусочки пищи.
• Заострённые боковые зубы – клыки (их 4) – предназначены для измельчения твёрдой пищи, мяса.
• Толстые - коренные зубы перетирают пищу на совсем маленькие частицы».
- А какого цвета у вас зубы? (дети смотрят в зеркало) Белые.
Наши зубы покрыты эмалью.
• Эмаль – это самое твёрдое вещество нашего организма.
• А нижняя часть зуба закрыта десной. Она розового цвета - посмотрите в зеркало.
- Итак, повторим названия зубов: резцы, клыки, коренные.
- Ребята, вы хотите узнать, как устроены наши зубы внутри? Посмотрите, у меня есть модель зуба, с помощью которой мы рассмотрим строение зуба. (Воспитатель показывает и рассказывает о строении зуба)
• «Зуб – это живой орган. Верхняя часть, которая покрыта эмалью, называется коронкой; а нижняя – невидимая – корень. Под эмалью находятся нервы и кровеносные сосуды. Благодаря им, зуб чувствует тепло и холод, а также твёрдую пищу».
Давайте в этом убедимся на примере.
ОПЫТ: Дети закрывают глаза и пробуют тёплую и холодную воду, твердую (морковь) и мягкую (яблочко) пищу. Делают выводы о чувствительности зубов.
Физ. минутка.
Раз - подняться, подтянуться, (тянем ручки вверх)
Два - согнуться, разогнуться (по ходу текста).
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять и шесть - тихо сесть (дети садятся на корточки).
«Каждый раз после еды в узких щёлочках между зубами скапливаются крошечные частички пищи. И если не следить за зубами, то вместе с микробами, которые находятся в еде, в воздухе и в нашем организме, эти частички начинают разрушать зуб. Сначала на эмали образуется налёт, потом маленькая дырочка (воспитатель показывает рисунок больного зуба) и зуб начинает болеть от горячего или холодного».
- Что же нужно делать, чтобы зубы не болели? (Ответы детей)
Хорошее питаться, ничего не брать в рот несъедобного, чистить зубы, полоскать рот после приёма пищи. И если соблюдать все правила, то у вас будет красивая улыбка, как на картинке (показ картинки «Улыбка»).
-Как вы думаете, какая пища для зубов вредная? (сладкая и сильно твёрдая).
-Чем же чистят зубы? Для этого нужна зубная щётка и паста (показ предметов). Я, надеюсь, у всех детей есть такие вещи дома. О том, как правильно чистить зубы, мы поговорим на другом занятии.
Ну а если зубы всё-таки заболели, что нужно делать? Правильно, идти к врачу. Зубной врач называется – стоматолог. Он вылечит ваши зубки, и они не будут болеть.
А сейчас дети, с помощью стихотворения я вам расскажу, как надо следить за зубами.
Стихотворение: Как поел, почисти зубки, делай так 2 раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты, очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил, помни правило такое:
К стоматологу идём в год 2 раза на приём.
И тогда улыбки свет сохранишь на много лет!
Чтоб тебе, мой друг с тоскою не пришлось на склоне лет
Страшной челюстью вставною пережёвывать обед,
Чтоб свои родные зубки смог ты дольше сохранить,
Надо чистить их почаще, надо вовремя лечить.
Наше занятие подходит к концу, вы сегодня узнали много нового и интересного. Понравилось вам занятие? А сейчас, чтобы закрепить ваши знания, мы поиграем в игру «Хорошие и вредные советы». Я буду задавать вопросы, а вы отвечать.
Игра: «Хорошие и вредные советы».
1. Постоянно нужно есть для зубов, для ваших
Фрукты, овощи, омлет, творог, простоквашу.
Если мой совет хороший, вы похлопайте в ладоши.
2. Не грызите лист капустный, он совсем-совсем невкусный.
Лучше ешьте шоколад, вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет? Нет!
3. Говорила маме Люба: «Я не буду чистить зубы!»
И теперь у нашей Любы дырка в каждом, каждом зубе.
Каков будет ваш ответ: молодчина Люба? Нет!
4. Блеск зубам чтобы придать, крем сапожный нужно взять!
Выдавить полтюбика и почистить зубики.
Это правильный совет? Нет!
5. Ох, неловкая Людмила на пол щётку уронила.
С полу щётку поднимает, чистить зубы продолжает.
Кто даст правильный ответ: молодчина Люда? Нет!
6. Навсегда запомните, милые друзья:
Не почистив зубики, спать идти нельзя!
Если мой совет хороший, вы похлопайте в ладоши!
7. Зубы вы почистили и идёте спать,
Захватите булочку сладкую в кровать.
Это правильный совет? Нет!
Итог занятия:
- Ребята, что нового вы сегодня узнали о зубах? (Ответы детей)
Вы сегодня хорошо занимались!
- Вы запомнили, что для зубов хорошо, а что плохо? Пообещайте, что будите чистить зубки дважды в день. Теперь, я раздам вам наклейки с изображением счастливого зубика, которые вы приклеите на дверки своих шкафчиков. Но, кто нарушит обещание, лишается своего значка-зубика.
- А теперь, все вместе идём клеить значки – зубики.
Цели: Формировать умение детей заботиться о своём здоровье. Раскрыть строение и функции зубов. Объяснить причину болезни зубов. Формировать потребность в сохранении зубов здоровыми используя метод экспериментирования.
Задачи:
• Развивать внимание, память, воображение, представление о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни;
• Формировать привычку к здоровому образу жизни;
• Дать детям новые знания о зубах, рассмотреть строение зуба по модели, закреплять правила и навыки ухода за зубами;
• Воспитывать у детей правильное отношение к здоровью, желание и умение работать в коллективе.
Словарная работа: Расширять словарный запас детей (резцы, клыки, коренные зубы, эмаль, десна, кариес, стоматолог и др.).
Материал: зеркала на всех детей, модель «Строение зуба», картинки с изображением улыбки, здорового и больного зубов. Для демонстрации – зубная щётка и паста. По два стаканчика на каждого ребёнка с холодной и тёплой водой, для анализа реакции зубов на перепады температуры. Кусочек морковки и яблочка, для анализа твёрдой и мягкой пищи. Наклейка с изображением счастливого зубика.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент:
Загадка: «Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю».
- Ребята, о чём эта загадка? (О зубах).
- Сегодня мы и поговорим с вами о зубах.
Для чего человеку нужны зубы?
«Чтобы пища лучше переваривалась в желудке и кишечнике, она смачивается во рту слюной и измельчается зубами. Первые зубы, молочные, появляются у человека на первом году жизни. К 6-7 годам их становится 20. Некоторые из них уже выпали, на их месте прорезались новые – постоянные. К 10-11 годам обычно выпадают все молочные зубы, заменяясь постоянными. Если человек потеряет постоянный зуб – новый на его месте уже не вырастет».
Дидактическое упражнение: «Что есть во рту?»
Дети, возьмите зеркало и посмотрите в него, улыбнитесь.
- Что вы видите?
- Все ли зубы у вас одинаковые? Конечно, нет!
«У взрослого человека 32 зуба. 16 на верхней челюсти и 16 на нижней. Размер и форма зубов зависят от задач, которые они выполняют в пережёвывании пищи.
• Широкие плоские верхние и нижние зубы – резцы (их 8) – позволяют нам откусывать кусочки пищи.
• Заострённые боковые зубы – клыки (их 4) – предназначены для измельчения твёрдой пищи, мяса.
• Толстые - коренные зубы перетирают пищу на совсем маленькие частицы».
- А какого цвета у вас зубы? (дети смотрят в зеркало) Белые.
Наши зубы покрыты эмалью.
• Эмаль – это самое твёрдое вещество нашего организма.
• А нижняя часть зуба закрыта десной. Она розового цвета - посмотрите в зеркало.
- Итак, повторим названия зубов: резцы, клыки, коренные.
- Ребята, вы хотите узнать, как устроены наши зубы внутри? Посмотрите, у меня есть модель зуба, с помощью которой мы рассмотрим строение зуба. (Воспитатель показывает и рассказывает о строении зуба)
• «Зуб – это живой орган. Верхняя часть, которая покрыта эмалью, называется коронкой; а нижняя – невидимая – корень. Под эмалью находятся нервы и кровеносные сосуды. Благодаря им, зуб чувствует тепло и холод, а также твёрдую пищу».
Давайте в этом убедимся на примере.
ОПЫТ: Дети закрывают глаза и пробуют тёплую и холодную воду, твердую (морковь) и мягкую (яблочко) пищу. Делают выводы о чувствительности зубов.
Физ. минутка.
Раз - подняться, подтянуться, (тянем ручки вверх)
Два - согнуться, разогнуться (по ходу текста).
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять и шесть - тихо сесть (дети садятся на корточки).
«Каждый раз после еды в узких щёлочках между зубами скапливаются крошечные частички пищи. И если не следить за зубами, то вместе с микробами, которые находятся в еде, в воздухе и в нашем организме, эти частички начинают разрушать зуб. Сначала на эмали образуется налёт, потом маленькая дырочка (воспитатель показывает рисунок больного зуба) и зуб начинает болеть от горячего или холодного».
- Что же нужно делать, чтобы зубы не болели? (Ответы детей)
Хорошее питаться, ничего не брать в рот несъедобного, чистить зубы, полоскать рот после приёма пищи. И если соблюдать все правила, то у вас будет красивая улыбка, как на картинке (показ картинки «Улыбка»).
-Как вы думаете, какая пища для зубов вредная? (сладкая и сильно твёрдая).
-Чем же чистят зубы? Для этого нужна зубная щётка и паста (показ предметов). Я, надеюсь, у всех детей есть такие вещи дома. О том, как правильно чистить зубы, мы поговорим на другом занятии.
Ну а если зубы всё-таки заболели, что нужно делать? Правильно, идти к врачу. Зубной врач называется – стоматолог. Он вылечит ваши зубки, и они не будут болеть.
А сейчас дети, с помощью стихотворения я вам расскажу, как надо следить за зубами.
Стихотворение: Как поел, почисти зубки, делай так 2 раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты, очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил, помни правило такое:
К стоматологу идём в год 2 раза на приём.
И тогда улыбки свет сохранишь на много лет!
Чтоб тебе, мой друг с тоскою не пришлось на склоне лет
Страшной челюстью вставною пережёвывать обед,
Чтоб свои родные зубки смог ты дольше сохранить,
Надо чистить их почаще, надо вовремя лечить.
Наше занятие подходит к концу, вы сегодня узнали много нового и интересного. Понравилось вам занятие? А сейчас, чтобы закрепить ваши знания, мы поиграем в игру «Хорошие и вредные советы». Я буду задавать вопросы, а вы отвечать.
Игра: «Хорошие и вредные советы».
1. Постоянно нужно есть для зубов, для ваших
Фрукты, овощи, омлет, творог, простоквашу.
Если мой совет хороший, вы похлопайте в ладоши.
2. Не грызите лист капустный, он совсем-совсем невкусный.
Лучше ешьте шоколад, вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет? Нет!
3. Говорила маме Люба: «Я не буду чистить зубы!»
И теперь у нашей Любы дырка в каждом, каждом зубе.
Каков будет ваш ответ: молодчина Люба? Нет!
4. Блеск зубам чтобы придать, крем сапожный нужно взять!
Выдавить полтюбика и почистить зубики.
Это правильный совет? Нет!
5. Ох, неловкая Людмила на пол щётку уронила.
С полу щётку поднимает, чистить зубы продолжает.
Кто даст правильный ответ: молодчина Люда? Нет!
6. Навсегда запомните, милые друзья:
Не почистив зубики, спать идти нельзя!
Если мой совет хороший, вы похлопайте в ладоши!
7. Зубы вы почистили и идёте спать,
Захватите булочку сладкую в кровать.
Это правильный совет? Нет!
Итог занятия:
- Ребята, что нового вы сегодня узнали о зубах? (Ответы детей)
Вы сегодня хорошо занимались!
- Вы запомнили, что для зубов хорошо, а что плохо? Пообещайте, что будите чистить зубки дважды в день. Теперь, я раздам вам наклейки с изображением счастливого зубика, которые вы приклеите на дверки своих шкафчиков. Но, кто нарушит обещание, лишается своего значка-зубика.
- А теперь, все вместе идём клеить значки – зубики.