Галина Никифорова
Конспект занятия «Мир камней»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Мир камней».
Дата: октябрь
Програмное содержание: Познакомить детей со свойствами камней, расширить представление об использовании камней человеком в процессе познавательно - экспериментальной деятельности.
Оборудование и материалы:
для педагога: «мешочек ощущений», набор камней, большой камень, молоточек, схема – помоги, коллекция изделий из камня, конфеты «Морские камушки».
для детей: тесто для лепки, стаканы с водой, салфетки, фартуки для экспериментирование, деревянные брусочки.
Публикация «Конспект занятия „Мир камней“» размещена в разделах
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Ход:
Воспитатель: - Ребята я знаю, что вы очень любознательные, сообразительные и умные дети, поэтому мне с вами интересно играть. У меня есть мешочек и в нем, что-то находиться. Вы хотели бы узнать, что в нем.
Загадка про камень
Его в горах, полным - полно
Он часто падает на дно
Ущелья со скалы крутой
Он твердый, маленький, большой.
По форме разным он бывает.
Его с дороги убирают. (Камень)
Игра «Мешочек ощущений».
Вы все станьте там, где вам удобно и начнем.
- Верно, ребята вы правильно отгадали загадку, это камень…показываем детям…
-Ребята изучение камней проходит в лаборатории, хотите вы туда попасть?
- Тогда давайте туда отправимся.
Звучит музыка. И дети идут к столам лаборатории.
-Тогда надевайте фартуки и занимайте места, сегодня мы будем изучать свойства камней.
- Но прежде чем начать давайте вспомнить как вести себя в лаборатории правила безопасности.
-Обратите внимание у вас на столе поднос с камнями, возьмите понравившийся камень в руку, потрогайте, рассмотрите.
-Камни одинаковые или разные?
-Чем ваши камни ребята отличаются друг от друга? (Они большие и маленькие)
-Какого цвета камни у вас?
-А могут быть другого цвета, как вы думаете (серый, красный, синий, коричневый, зелёный.)
-Как одним словом охарактеризовать свойство камня, которые имеют разную окраску (разноцветные)
-Чтобы легче запомнить свойства камней мы с вами будем заполнять схему-подсказку (на доску обращает внимание).
-Как вы думаете, на нашей схеме можно условно отобразить первое свойство камня (радуга, потому что она имеет разные цвета). Предложить ребенку вставить в таблицу этот знак.
-Что вы можете рассказать о своём камне? (Ответы детей)
-Верно, камни разные потому что - ответы детей (он большой, тяжелый, разноцветный, шероховатый, острые имеет края и тупые, гладки и другие) у них разный цвет, размер, форма.
Молодцы!
-Ответе мне на вопрос: Если мы сожмём камень в одной руке, а в другой тесто, что произойдет? (ответы детей)
-Давайте проверим наши предположения, возьмите любой камень в одну руку, а тесто для лепки в другую, сожмите сильно и посмотрите что произошло?
-Почему тесто изменило свою форму? Тесто мягкое и пластичное.
-Что с камнем произошло? Правильно ничего, камень не изменил свою форму, он твердый.
-Ребята вот мы и узнали ещё одно свойство камней - твёрдость.
-Ребята подумайте и найдите ту карточку которая нам может помочь отметить на схеме свойство твёрдости (твёрдый как гвоздь, верно эта картинка означает твёрдость.
-Продолжим разговор о камнях…
-Как вы думаете, что произойдёт с камнем и деревянным брусочком, если мы их в воду опустим? (Выслушать полные ответы детей).
- А почему вы так думаете (рассуждения детей)
-Предлагаю вам самим убедиться, с помощью опыта, правы вы или нет. Подвиньте к себе экспериментальную тарелку и опустите туда одновременно камень и брусок дерева.
-Что произошло? (ответы деревянный брусок не утонул, он плавает по поверхности, а камень опустился на дно.)
-Почему не утонул деревянный брусок? (он легкий).
-А камень, почему утонул? (Камень утонул, потому что тяжелый)
-Верно камень не перо - его ветром не унесёт, камни тонут в воде.
-Но есть огромные горы, которые состоят из камней.
-Вы могли бы стать как гора (дети становятся пирамидой)
Физкультминутка.
Стоит гора старушка (поднимают руки вверх прямые, соединив ладони)
До небес макушка (тянутся на цыпочках вверх)
Её ветер обдувает (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает (встряхивают кистями рук попеременно)
Стоит гора страдает, камешки теряет (прикладывают ладони к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до некоторых детей, которые должны отбежать)
Катятся, катятся камешки прочь (отбегают дети) (повтор два раза)
Раскатились камешки и с той поры
Ничего не осталось от этой горы (дети показывают на пустое место).
- Хорошо продолжаем.
-Подойдите ко мне и найдите на моём столе самый большой камень.
-Как вы думаете, он прочный или хрупкий?
-А как мы сможем проверить? ( пробуют: стать на камень, ударить камень о камень)
- Попробуем стукнуть по камню молотком…
- Кто желает попробовать?
-Какой можно сделать вывод? (камни прочные, он не крошится, не ломается)
-Да. Камень остался невредим!
- Ребята подумайте и найдите ту карточку, которая может помочь отметить на схеме свойства прочности (это замок).
Объясни, почему выбрал замок? (он прочный)
Да, замок позволяет прочно закрывать двери.
Молодцы.
-Как вы думаете, а камень может человеку быть помощником? (ответы детей об использовании камня)
-Я вам хочу показать, а вы мне поможете рассказать, где человек может использовать камни.
Я вам покажу свою коллекцию украшений из камней (показ коллекции).
Вам понравилось у меня в гостях?
На память я вам отдаю схему подсказку, вам не составит труда рассказать о том, что сегодня вы узнали о камнях.
На сегодня я прощаюсь и буду снова вас ждать в гости (под музыку уходит).
Рефлексия:
1. Вам понравился эксперимент?
2. А что больше всего вам понравилось?
3. А что интересного вы узнали?
4. А что было тяжело для вас?
5. Вы активно работали?
6. А вам понравилась наша работа?