Алена Антипова
Конспект НОД в подготовительной группе «В царстве камней»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
• Формировать представление о камнях, как части неживой природы и о их роли в жизни человека.
• Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности разных камней, описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы.
• Способствовать формированию навыков поисково-исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
• Закрепить элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „В царстве камней“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
• Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.
• Развивать основные виды движений, физические качества ловкость, выдержку, вырабатывать правильное дыхание.
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, фонограмма, коллекция камней, камни на каждого ребенка, материал для творчества, рюкзак.
Предварительная работа: беседы: «Что такое горы?», «Как человек использует камни», «Подземная кладовая», «Какими бывают камни?»; чтение художественной литературы: сказка П. Бажова «Хозяйка Медной горы».
Цель: расширять и закреплять знания детей о свойствах камней.
Задачи:
1. Формировать у детей элементарных представлений о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства
2. Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня.
3. Продолжать умение вести рассуждение, обосновывать свою точку зрения.
4. Развивать активность детей в процессе познавательно-экспериментальной деятельности.
Ход ООД:
1. Организационный момент
Дети стоят полукругом перед экраном.
- Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку:
В серёжках у мамы огнём он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелким – в ладошке лежать.
Тяжелый, большой – одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
(камень).
- Правильно. Сегодня я вам предлагаю побеседовать о камнях и о их свойствах.
2. Основная часть
- Где мы можем увидеть камни?
(на улице, в горах, в море, на даче)
- Камни бывают очень разные. Они различны по размеру, цвету, форме. В старину люди считали, что камни различаются еще и магическими свойствами: влияют на самочувствие человека, его настроение, лечат разные болезни. Считалось, что у каждого человека есть свой камень, который защищает его. Такие камни называют амулетом.
-Посмотрите на экран. Что вы видите? Горы - это огромные глыбы камня. Когда от них откалываются кусочки, получаются маленькие камешки. Но камни есть не только в горах, они есть и под землёй, и под водой. Камни, которые вымываются из реки или моря гладкие.
-Как вы думаете, почему?
(Предположения детей).
- Правильно, вода сглаживает волнами все неровности. Под водой камни трутся друг о друга, постепенно становясь гладкими. В горах и под землей люди находят драгоценные камни, которые обрабатывают и вставляют в украшения, подойдите к нашей выставке камней, посмотрите, потрогайте. Вам нравится?
(Ответы детей)
-Для чего ещё служит камень человеку?
(Ответы детей).
-А еще из камней строят дома, башни, мосты и дороги, станции метро. Даже памятники великим людям делают из камня. Как вы думаете, почему?
(Ответы детей).
-Какие произведения вы знаете или читали о камнях, горах?
(Хозяйка медной горы).
-О чем рассказывалось в этой сказке?
(ответы детей).
-Кто такой был Степан? Куда его отправили? Кого он встретил? Что сказала, предложила хозяйка горы? Какие сокровища предложила Хозяйка горы Степану? Какими качествами человека обладал Степан? В сказках добро, всегда побеждает зло!
- А кто знает, как называют людей, которые ищут и изучают камни?
(Геологи)
- Правильно, геологи. Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях по изучению их свойств, составляют карты. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, взбираться на горы с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая у геологов сложная и интересная работа!
- Дети, а вы хотите на время стать геологами и отправиться в экспедицию в горы на поиски камней?
(Хотим).
-Мы с вами идем в горы, поэтому должны соблюдать правила безопасности. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах?
(Не шуметь, а то может быть обвал и засыплет камнями; внимательно смотреть нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке).
-Молодцы, вы все знаете.
- Но прежде чем отправиться в путь надо собрать рюкзак.
- Ну что, можно отправляться в путь?
(ДА).
-Чтобы отправиться в горы нужна карта, она перед вами на которой проложена дорога в горы для нашей экспедиции.
(Фонограмму «Звуки леса) Фото леса)
1. Посмотрите, вот оно бревно,
Ох, их длинное оно!
К нему мы с вами подойдем
И осторожно все пройдем.
(Дети идут «по бревну», руки в стороны.)
Идем. Идем
И приседаем мы на нем (приседают)
Обойдем все деревца (ходьба «змейкой»)
И пробежимся все легка. (Легкий бег)
Сейчас пролезем под кустом-
Согнемся низко-низко (наклоны).
- Вот мы с вами и пришли к горе, и теперь, юные геологи, пойдем добывать камни.
Дети добывают камни в горе.
- Какие интересные камни вы нашли. Они разные или одинаковые?
(Ответы детей).
-Да, верно, все камни разные и каждый несет в себе свою тайну. Давайте присядем у подножия горы и постараемся открыть тайны камней, которые мы нашли.
Мы будем как настоящие геологи исследовать свойства камней. Присаживайтесь.
(Дети садятся на ковер).
ОПЫТ №1. Цвет.
- Рассмотрите свой камень, какого он цвета?
(Ответы детей).
-Правильно, камни разного цвета.
ОПЫТ №2. Определение температуры.
- Теперь прислоните камень к щеке. Какой он, теплый или холодный?
(Холодный).
-Значит мы можем сказать, что камни могут быть холодными и теплыми.
ОПЫТ №3. Определение характер поверхности.
- Потрогайте свои камни и скажите, какие они на ощупь, гладкие или шероховатые?
(гладкие, шероховатые).
-А посмотрите, какой камень я нашла, потрогайте его. Что интересного вы увидели на нем?
(Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.).
Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые.
ОПЫТ №4. Плавучесть.
- А как вы думаете, что произойдет с камнем, если мы его опустим в воду?
(он утонет).
- Давайте проверим. А почему камень утонул?
(Ответы детей)
-Да, вы правы, камень тонет в воде, потому что он тяжелый. А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним произошло?
(Камень стал мокрым и цвет камня стал более ярким).
-Молодцы, вы очень внимательные дети.
- А теперь мои юные геологи, давайте все сложим в рюкзак и нам пора возвращаться в детский сад.
Игра “Гора и камешки”.
Стоит гора – старушка-
До небес макушка, Поднимаются на носки
Ее ветер обдувает, Обмахивают себя кистями рук
Ее дождик поливает. Встряхивают кистями рук.
Стоит гора, страдает – Прикладывают ладошки к щекам.
Камешки теряет. Качают головой
И каждый день, и каждую ночь. Дети разбегаются и присаживаются
Катятся, катятся камешки прочь. На корточки возле столов.
- Вот мы и вернулись из экспедиции. Скажите, вам понравилась экспедиция?
(Ответы детей)
-Сегодня нам открылись многие тайны камней. Ребята, что вы можете мне сказать о камнях и об их свойствах?
(ответы детей).
-А в руках умелых мастеров камни оживают и превращаются в замечательные предметы и украшения.