Натали Лопатько
Конспект ООД в подготовительной группе «Мир камней»
▼ Скачать + Заказать документы
Мир камней
Подготовила : Лопатько Наталья Александровна
Детский сад №7 г Алагир
Тема: «Мир камней»
Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. Программное содержание:
• Обратить внимание на особенности камней.
Публикация «Конспект ООД в подготовительной группе „Мир камней“» размещена в разделах
• Развивать у детей сенсорные ощущения, умение обследовать камни разными органами чувств; развивать навыки постановки опытов; развивать память, внимание, связную речь; логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи в природе.
• Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.
• Воспитывать уважительное отношение к товарищам и воспитателю.
Материал: Камни, подносы для детей, емкость с водой, лупы для индивидуального пользования, сундучок с камнями для изучения, питьевая сода с краской, жидкое мыло, лимонный сок, деревянные заготовки, цветные камни для поделок.
Предварительная работа: Рассматривание глобуса, географической карты - как обозначены на них горы.
Ход занятия:Вход песочного человечка (Сюрпризный момент) Здравствуйте ребята! Я песочный человечек, пришел к Вам в гости. (Диалог песочного человечка и воспитателя)Здравствуй, песочный человечек! Что интересного ты приготовил для нас!
Какой красивый у тебя сундучок, можно мы в него заглянем? Ребята, что это? (камни) Воспитатель: Верно, это – камни. Дети, а где в природе мы можем увидеть камни? (в земле, воде) Совершенно точно, а теперь давайте познакомимся с ними поближе.
Опыты с камнями :
Опыт № 1. Определение цвета и формы. Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни, какие они по форме, показывают их друг другу, сравнивают (серый, коричневый, белый, красный, синий, круглый, овальный, неровный, малюсенький и т. д.).
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные
Опыт № 2. Определение размера. Воспитатель спрашивает: “Все камни одинакового размера?” – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?
Вывод: камни бывают разных размеров.
Опыт № 3. Определение характера поверхности. Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу. Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами. (Дети рассматривают все свои камни.)
Воспитатель: что интересного вы увидели через лупу, ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры, разводы, вмятинки, дырочки и т. д.).Молодцы, очень внимательные дети. Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают.
Опыт № 5. Определение веса. Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень. Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые. Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру.
Опыт № 6: Определение температуры. Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)
Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).
Вывод: камни могут быть теплые и холодные. Воспитатель спрашивает: “Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.)
Опыт № 7. Плавучесть. Дети берут камень и по очереди опускают его в емкость с водой. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – поводе пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.
Воспитатель: А не хотите ли вы теперь отдохнуть и отправиться на прогулку, в горы?
Физминутка: Горные хребты Горы, выстроившись в рад, Как богатыри стоят. На них шлемы ледяные, Горя мощные, седые, Тайну вечности хранят. Ветры шквальные лютуют. Сходят снежные
лавины, все же смельчаки штурмуют неприступные вершины! Дети выполняют движения руками: Складывают руки над головой домиком, сгибают руки в локтях (показывают мышцы); складывают кисти рук в замок, на голову руки над головой домиком, указательный палец к губам, делают движения руками над головой, из стороны в сторону, движение рук по направлению сверху вниз, имитация поднятия по канату вверх, складывают руки над головой домиком.
Воспитатель: Вот в таких горах находятся самые большие камни. Горы удивительно красивые и мощные сооружения природы. Давайте посмотрим, какими они бывают. Внимание на экран (Рассматривание иллюстраций гор).
Воспитатель: Горы представляют собой большие участки земной поверхности, высоко приподнятые над прилегающими равнинами. Горы редко стоят поодиночке, чаще они идут в ряд одна за другой, образуя хребты. Есть молодые горы и старые.
Вопросы к детям: Какие горы называют молодыми, а какие старыми? Чем они отличаются? Какие старые горы, вы, знаете в нашей стран? (Ответы детей) Одним из самых ярких и завораживающих явлений в природе, связанных с горами, является вулкан. (Проводится беседа о вулкане). В нашей стране можно наблюдать часто извержение вулканов (На Курильских островах) Какие вы ещё знаете вулканы? (Везувий и др). Песочный человечек ведет детей в свою горную лабораторию.
Опыт № 8. Извержение вулкана. Дети берут макет горы и насыпают в кратер через воронку соду. Из стакана добавляют туда же жидкое мыло, сок лимона. Наблюдают процесс «извержения».
Вывод: При извержении на поверхность выходит лава.
Воспитатель: А теперь ребята мы рассмотрим камни, которые живут рядом с нами. И какое применение в жизни им нашел человек. А не хотите ли вы теперь сами побыть мастерами? Дети выполняют поделки с использованием камней и рисунки на камнях. Дарят их гостям.
Итог занятия: Ребята мы с вами сегодня рассмотрели один маленький объект природы - камень. И узнали, какая богатая у него жизнь. И как много областей применения нашел ему человек.