Анастасия Чагаева
Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное учреждение является начальным звеном экологической системы. Для ребёнка процесс познания окружающего мира начинается с чувственного восприятия. Педагог должен строить процесс обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом. Мой опыт работы показывает, что дошкольное образовательное учреждение должно формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности каждого ребёнка. От меня, воспитателя, требуется не только дать детям систему знаний, умений и навыков, но и создать условия для развития познавательных и творческих возможностей дошкольников, воспитания личности.
Публикация «Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
Проанализировав ФГОС дошкольного образования, я сделала вывод, что необходимо «создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, а также развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; формировать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка». Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень развития детей и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому я стала задумываться о том, чтобы внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности воспитанников в современном обществе.
Ознакомившись с некоторыми современными образовательными технологиями, проанализировав предметно-развивающую среду своей группы и детского сада, а также свой опыт работы в некоторых направлениях детской деятельности, мне помогли углубить знания и отточить профессиональное мастерство и я решила использовать в своей работе моделирование в экологическом воспитании детей. Перед тем как внедрять метод моделирования я провела опрос родителей, с целью выявления готовности при реализации метода. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, родителями, а затем и к самостоятельному моделированию. Самостоятельное построение детьми различных моделей в середине и в конце года способствует развитию их творческих способностей, зарождению и реализации собственных замыслов при создании фантастических «живых миров».
В дошкольном образовании использование метода моделирования в экологическом воспитании, является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.
Основной целью моей работы по внедрению в образовательно-воспитательный процесс моделирования, обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
обеспечение психологического благополучия детей;
развитие познавательных способностей;
развитие творческого воображения;
развитие творческого мышления;
развитие познавательно-исследовательской деятельности;
развитие коммуникативных навыков.
Таким образом, метод моделирования в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Использование метода моделирования в экологическом воспитании в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОО открытой для активного участия родителей.
Перспективность этого метода в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
Использование моделирования, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развивать произвольное внимание. Интересным и полезным способом формирования экологического сознания является моделирование, которое позволяет демонстрировать существенные экологические связи в природе. Использование моделирования в процессе экологического воспитания детей при соблюдении определенных педагогических условий способствует эффективному усвоению, конкретизации, уточнении, систематизации экологических знаний и представлений детей. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.