Крючкова Станислава
Художественная литература в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребенок способен удивляться тому, что его окружает, задает массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.
Публикация «Художественная литература в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Для решения задач экологического воспитания большая роль отводится чтению природоведческой литературы. Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Маленький ребенок, слушая художественное произведение, живет вместе с его героями, сочувствует одним и по-детски осуждает других. У него вырабатывается определенное отношение к явлениям окружающей действительности, к поступкам людей.
В художественной литературе о природе сочетаются научное содержание и художественной слово. Она, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней; с другой обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений. Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, ее надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребенок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе.
Художественная литература о животных и растениях расширяет круг представлений о природе, создает основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю. Многие явления природы, ранее неизвестные, мало интересовавшие детей после чтения воспитателем художественной литературы, проведенных наблюдений становятся для них более понятными, вызывают любопытство, стремление узнать как можно больше. Привлекательность объектов и явлений природы вызывает желание глубже познавать их. В процессе познания ребенок начинает понимать, что нужно всему живому, у него возникает чувство ответственности за жизнь растений и животных. Так закладываются основы экологического сознания, т. е. понимания связей и отношений, существующих в природе, и необходимости в ее охране.
За годы работы с детьми я убедилась, что чтение художественной литературы оказывает огромное влияние на воспитание ребенка как личности. Поэтому в своей работе по экологическому воспитанию детей широко использую художественную литературу. Чтение рассказов, стихов, сказок о природе глубоко воздействует на чувства детей. Яркие образы героев - животных надолго сохраняются в их памяти. Книга, прочитанная в детские годы, производит порою настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю жизнь.
Для решения задач экологического воспитания я использую художественные произведения, рекомендуемые программой, а также природоведческую литературу разных жанров, помогающую детям узнать и понять окружающий мир.
При отборе художественной литературы руководствуюсь следующими принципами:
1 Доступность произведений детскому пониманию. Произведение может воздействовать на чувства ребенка, только когда понято им.
2 Реалистичность. Важны стихи, сказки и рассказы, описывающие реальную жизнь животных в природе, их внешний вид, повадки, жилища и др.
3 Привлекательность для детей. Следует подбирать произведения с интересным сюжетом, насыщенные поэтическими образами.
На одной из прогулок обратила внимание детей на красоту деревьев, растущих на участке. Прочитала стихотворение А. Прокофьева «Люблю березку русскую», предложила подойти к дереву. Дети любовались зеленой листвой, слушали, как шелестят листочки, гладили руками ствол и радовались, что такое прекрасное дерево растет рядом с ними. На следующей прогулке, подойдя к березе, ребята нашли на ветке письмо. В письме березка просила почитать о ней стихи, спеть песни. Дети с огромным удовольствием водили хоровод вокруг березки, читали ей небольшие стихи.
Беседа «Деревья нашего участка» позволила расширить представления детей о разновидностях деревьев, научила узнавать деревья по внешнему виду, находить сходства и различия. Во время прогулки задала вопрос: «Какое дерево вам нравится больше?» Предложила понаблюдать за ним, чтобы понять как приспосабливаются растения к сезонным изменениям в природе. Наблюдения детей привели к выводу, что изменения в жизни и развитии растений находятся в тесной взаимосвязи с сезонными изменениями в природе. Потеря листвы помогает деревьям выжить в холодную, снежную зиму.
Для того, чтобы показать связь растений и животных в лесу, зависимость их друг от друга, провела занятие «С кем дружит ель.» Дети узнали, что ель - одно из самых интересных и красивых деревьев нашего леса. С этим деревом связана жизнь многих лесных животных. Белки, лесные мыши и полевки, дятлы, клесты питаются семенами ели, прячутся среди ее ветвей и под ними. Животные, жизнь которых зависит от ели, связаны не только с ней, но и между собой. Срывая шишку ели, клест выедает только часть семян, а затем бросают ее. Сброшенные шишки подбирают белки, дятлы. Но еще важнее эти шишки для лесных мышей и полевок, которые не могут сорвать их на деревьях. Эти факты расширяют представления воспитанников об экологических связях в природе.
В ходе занятия дети убеждаются в том, что вырубка елей наносит большой вред животным, живущим рядом с ней. Одно дело, если ребенку просто сказать, что уничтожать деревья в лесу — это «плохо». И совсем другое — когда ребенок знает, сколько животных, растений связано с этим деревом и сам может объяснить, что произойдет с ними после исчезновения дерева. Такой подход к изучению природы — то есть с точки зрения существующих в ней взаимосвязей — позволяет логически подвести детей к пониманию влияния человека на окружающую среду. Вопрос: Какую елку нарядить на праздник - живую или искусственную?» - не вызвал у детей сомнения в том, как поступить. Рассказ С. Михалкова «Елочка» помогает решить вопрос о праздничной елке.
Для формирования гуманного отношения к природе включаем детей в посильную для их возраста практическую деятельность. Вместе с детьми озеленяем уголок природы, заботимся о его обитателях, разбиваем цветники. Дети не только видят окружающею красоту, но и принимают участие в ее создании. Это вызывает у воспитанников радость, поддерживает положительное эмоциональное состояние, способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания. Чувство сострадания, сопереживания определяет действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявлять заботу о тех, кто в этом нуждается, защищать тех, кого обижают, помогать попавшим в беду. А активная позиция способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями (фото, домашними животными, зимующими птицами (фото). Умение сопереживать и сочувствовать попеременно вырабатывает эмоциональное табу на действие, причиняющее страдание и боль всему живому.
Художественная литература служит могучим средством в экологическом воспитании детей и способствует формированию первых понятий о единстве человека и природы, дает возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывает экологическую культуру человека.
Гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе и закрепляется в процессе практической деятельности и помогает нам в этом незаменимые произведения - рассказы, стихи, сказки русских классиков и современников. Книги учат добру, ответственности, причастности человека ко всему, что его окружает.