Валерия Вителева
ТРИЗ в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) в экологическом воспитании дошкольников.
Вителева Валерия Александровна,
воспитатель
МКДОУ д/с № 7 «Сказка»
г. о. г. Чкаловск
Нижегородская область
Сегодня экология – это не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это мировоззрение.
Публикация «ТРИЗ в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Поэтому на первый план в системе работы по экологическому воспитанию необходимо вывести формирование основ экологического сознания, понимания общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных объектах и явлениях. Чтобы ребенку научиться разрешению различного рода противоречий и проблем (в том числе исследовательского, экологического плана, требуется сформировать определенный образ мышления, раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка.
На мой взгляд, одной из эффективных педагогических технологий для
развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха СауловичаАльтшуллера и представляет собой уникальный универсальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне; речи и творческого воображения; подготовка личности ребенка к жизни в динамично изменяющемся мире.
Установить постоянные и необходимые связи и отношения между объектами окружающего мира– значит открыть закон. Ребенок сделать этого не может, поэтому ему следует помочь–дать способ познания мира, а не просто вооружить знаниями. Учитывая актуальность данной темы и педагогическую ценность ТРИЗ – технологии определила цель и задачи:
Цель:создание условий для экологического воспитания дошкольников средствами ТРИЗ
1. Формировать экологическую культуру дошкольников.
2. Развивать фантазию детей, научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире 2.
3. Привлечь внимание родителей к данной теме, вооружить их элементарными знаниями и навыками в использовании ТРИЗ –технологии.
Изучив ТРИЗ –технологию, опытработыв данном направлении других педагогов, я определила основные методы и приемы, по решению задач экологического воспитания.
Метод противоречия (проблемные ситуации). Этот метод помогает увидеть в окружающей действительности противоречия, научиться их формулировать и решать, начиная уже с детьми младшего возраста, используя для этого варианты игры «Хорошо –плохо» : «Мороз –это хорошо, потому -что снег не тает, можно кататься на санках, коньках. Мороз -это плохо, потому –что руки мерзнут, нельзя долго гулять, можно заболеть и т. д.» Использовала игры «Наоборот», как сопоставление и умение строить сложные предложения. На примере животных:Волк злой, а лиса хитрая (повадки).Волк серый, а лиса рыжая (внешность).Олень большой, а заяц маленький (размер).Собака живет в будке, а медведь в лесу (среда обитания).Петух -птица, а кошка -животное (вид).В старших группах этот вариант игры используется для того, чтобы наделять животных обратными качествами. «Заяц был трусливым, а стал храбрым; был маленьким, а стал большим». Игра «Опасно не опасно» например: собака опасна, когда её дразнишь. Игра «Нравиться - ненравиться» : нравится, что лось высокий, не нравится что нельзя сесть и покататься.
Метод мозгового штурма - оперативный метод решения проблемынаоснове стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных:Что будем делать, чтобы воздух был чище?», «Что нужно сделать, что бы на участке было красиво?»и т. д. Отличительной особенностью метода является запрет на критику и оценку. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Одной из разновидностей мозгового штурма, его усовершенствованной формой является -синектика. В его основе лежит использование различных аналогий: прямой, функциональной, фантастической. Прямая аналогия учит детей сравнивать животное сразличными объектами. Игры «Кто на что похож?», «Узнай меня»(по внешнему виду) :на что похож еж? (нащетку, игольницу, клубок) и т. д. Функциональная аналогия:Игра «На что похоже солнце?» (солнце светит, греет, радует и т. д. Похоже на лампочку, печку, игрушку и т. д.). Фантастическая аналогия: сравнение объекта живого мира с его сего игрушечным, рисованным, сплетенным, глиняным и т. д. прототипом:«что общего и чем отличается кошка настоящая и игрушечная?»
Прием эмпатиииспользую с младшего возраста. В основе этого метода лежит отождествление самого себя с кем -либо или чем -либо, и как следствие-умение сопереживать этому объекту. Игры эмпатииактивизируют мыслительную деятельность детей, развивают их творческоевоображение. Поэтому мы с детьми перевоплощались в кузнечиков, которые устали прыгать, в зайчика который спрятался за пеньком, Детям среднего возраста я предлагала отождествить себя с рукотворным объектом и найти выход из проблемной ситуации. «Ты комнатный цветок. Тебя посадили в красивый горшочек и забыли полить. Что ты чувствуешь?».
Типовые приёмы фантазирования (ТПФ).(«Что было бы, если бы. ?»). Например: что было бы, если бы не было воды?
Метод фокальных объектов. Сущность данногометода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Онпозволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. В ходе игры необходимо выбрать 2-3 объекта, назвать их признаки (не менее 4 для каждого) зафиксировать, перенести эти признаки или значения признаков поочередно на фокальный объект. Итогом обязательно должна стать продуктивная деятельность: рисование, лепка предмета с необычнымисвойствами или составление сказки.
Метод «Системный анализ»(«системный оператор», «волшебный экран»)помогает рассмотреть мир всистеме, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Очень важно при ознакомлении детей с окружающим миром показать: все, что нас окружает- взаимосвязано, состоит из частей и частью чего -то является;имеет прошлое и будущее.
Метод маленьких человечковдает возможность знакомить воспитанников с агрегатными состояниями веществ, моделировать переход объекта из одного состояния в другое, например: «сосулька или лед превращаются в воду, вода в пар.
Использование перечисленных методов позволяет подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.
Литература:
1. Сидорчук Т. А. «Методы формирования навыков мышления,воображения и речи дошкольников»
2. Николаева С. Н. Экология в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2003. –3. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом4. Кондрашова М. А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с.