Жана Ким
Метод наглядного моделирования с помощью жестов для речевого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из задач в ФГОС ДО образовательной области «Речевое развитие» является – знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным и развивающим.
Могучим и действенным средством для развития речи детей служит художественная литература. Чтобы речь ребенка к концу дошкольного детства была более содержательной, достаточно точной и выразительной, следует активно проводить работу по заучиванию стихотворных текстов. Стихотворная речь лучше запоминается. Поэтические образы открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, обогащают эмоции, воспитывают воображение и дают прекрасные образцы русского литературного языка. В них дети познают лаконичность и точность слова, улавливают музыкальность, напевность поэтической речи. Заучивание стихов — один из испытанных приемов развития речи, но легко запоминать стихи могут только дети с хорошей памятью. Как вы думаете, как легче усвоить информацию, лучше видеть, слышать, прочувствовать? Или проделать определенные действия с информацией? А может быть, и то, и другое, и третье, и четвертое?
Публикация «Метод наглядного моделирования с помощью жестов для речевого развития дошкольников» размещена в разделах
Во время запоминания и воспроизведения информации включаются различные виды памяти-зрительная, слуховая, которые входят в состав образной памяти, а если в ход пошли кожно-мышечный, вестибулярный и моторный анализаторы, значит, ему в момент удержания нужного материала потребовалась двигательная память. Моторная память необходима в процессе обучения, так как для 1-классников она является ведущей, т. к. позволяет освоить письмо. Но чтобы данный процесс прошёл успешно, необходимо с ранних лет развивать у ребёнка мелкую и крупную моторику рук, т. к. двигательные анализаторы располагаются рядом с речевыми в левом полушарии мозга. Доказано, что моторная память одна из самых долговременных.
Современный образовательный процесс в детском саду требует от педагогов использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей. Важная особенность этого процесса – смещение акцентов с активности взрослого на активность самого ребёнка, который находится в центре воспитательного процесса.
Одним из таких методов является метод наглядного моделирования.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, научиться работать с ними. Дошкольник лишён возможности записать, отметить что-либо. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов условными, схематическими изображениями, знаками. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера. Разновидностью этого метода является мнемотехника, где в качестве условных заместителей являются
мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемосхемы.
С неё я и начинала и долгое время использовала. Но проведение занятий с использованием мнемотехники требует тщательной предварительной подготовки в отборе речевого материала, в изготовлении наглядных пособий, это трудоемкая подготовка.
Поэтому я разработала свой метод наглядного моделирования с помощью жестов и др. телодвижений.
Свой выбор я объясню тем, что в дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно-образная память, зрительно-действенная память. Особенно хорошо он подходит для запоминания и заучивания пословиц, поговорок, стихов, загадок, культурно-гигиенических навыков, н-р, мытья рук. Он может быть использован во всех возрастных группах.
Суть заключается в следующем: на важное слово или маленькое словосочетание я придумываю жест руками, пальцами или др. движениями тела; таким образом, все стихотворение зашифровывается движениями. После этого дети по памяти, используя их, воспроизводят стихотворение целиком. На начальном этапе я предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения дети активно включаются в процесс создания своей схемы, т. е. могут сами предлагать свои символы.
Опорные жесты – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, слуховую, двигательную, ассоциативную память. Установление смысловой связи между словом или предложением и жестом помогает ребенку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий. Стихи сотканы из образов и метафор, поэтому сделать это не очень трудно. Метод может применяться одновременно с иллюстративным - или без него
Как все процессы обучения, мой метод следует применять, начиная с простых движений и ограниченных по количеству.
жесты, как заместители слов, как символы должны:
Чётко отражать смысл замещающего слова;
Быть простыми для восприятия и доступными для воспроизведения детьми.
Главное, применять одни и те же жесты для замены слов в разных стихотворениях. Т. е. нужно создать язык жестов, постоянные для обозначения определенных слов. Например, слово «дом»-складываем руки треугольником над головой, «солнце»- показываем круг, «дождь»-бьем пальцами по коленям, «церковь»- складываем указательные пальцы крестиком, «корова»-прикладываем указательные пальцы к голове, как рога, «гром»-стучим ногами по полу.
Заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру.
Правила заучивания стихотворений.
1. Поэтическое произведение должно нравиться своей яркостью образов, должно приносить эстетическое и моральное удовлетворение, желание воссоздавать, слышать еще раз.
2. Нужно не спеша, выразительно прочитать ребенку все стихотворение от начала и до конца. Если есть иллюстрация показать детям. Обратить внимание на непонятные слова детям. Задача взрослых — доступно их объяснить. т. к. без знания смысла слова ребенок не будет понимать смысл жеста, замещающего это слово. Итак, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, предлагаю повторить стих вместе, проговаривая и показывая жестами.
Все дети имеют свои особенности запоминания. Выделяют три основных типа: аудиалы (те, кто легко запоминают информацию на слух, визуалы (те, кому нужно увидеть то, что запоминается) и кинестетики (которым нужно пощупать, подержать в руках объекты информации). От вида запоминания зависит выбор вспомогательных приемов запоминания. Для аудиала нужно по-разному эмоционально проговаривать текст (и шепотом, и громко, и как медведь, и как зайчик и т. д.). Для визуалов обязательным является увидеть картинку: или в книге, или нарисованную родителями. Кинестетикам помогут разнообразные жесты, которые как опоры будут напоминать, о чем будет идти речь дальше в стихотворении.
В МНМ с помощью жестов задействованы для решения познавательных задач все виды памяти: зрительная, слуховая, двигательная, ассоциативная память. МНМ включает в работу оба полушария головного мозга.
Мой метод показывает высокие результаты среди детей при воспроизведении информации. Он помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, мелкую и крупную моторику, повысить внимательность. Раскрываются творческие способности детей.
При помощи МНМ с помощью жестов можно преодолеть стеснительность и снимается проблема быстрой утомляемости, т. к. дети не сидят неподвижно, а двигаются. Можно заниматься и стоя, и сидя, в любом месте-на прогулке, например. Т. к. не требуется применения наглядных пособий, особенно при закреплении материала.
Таким образом, дети учатся быстро и без особых усилий запоминать стихотворный текст и рассказывать его с опорой на жесты. Опыт работы подтверждает, что заучивание стихов этим методом позволяет поддерживать у детей интерес к стихам даже при их многократном повторении. Такая работа со стихами активно развивает понимание текста детьми, что является важнейшим условием хорошего осмысленного запоминания, совершенствования долговременной памяти, повышает эффективность заучивания стихов: значительно сокращается время заучивания, облегчается его процесс, увеличивается длительность запоминания стихов.
Кроме того, что немаловажно, МНМ с помощью жестов значительно упрощает и облегчает предварительную подготовку к занятию. МНМ с помощью жестов позволяют сократить энергетические и временные затраты со стороны педагогов и родителей.
Спасибо за внимание.