Жачемукова Сарьят
Взаимодействие с родителями в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
(Обобщение опыта)
МБДОУ №2 «БЭРЭЧЭТ»
Взаимодействие с родителями в экологическом воспитании дошкольников
(Обобщение опыта)
Провела:
Жачемукова С. З.
а. Мамхег,август 2018
Публикация «Взаимодействие с родителями в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
«Все может родная земля: накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может. Защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, пьют ее воду, любуется ее красотой». (М. М. Пришвин)
Неразумное потребительское отношение к природе, к ее богатствам порождает необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека. Экологическое образование – процесс непрерывный и проходит в течении всей жизни человека. Начальное звено экологического образования – дошкольный возраст.
Основная цель проводимой мною работы по экологии - воспитание личности, способной понимать и любить окружающий мир, формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней. Важное значение придается формированию любви к родным местам, желание сохранить первозданные уголки родного аула. Уже много лет мною проводится экологическое просвещение детей и их родителей. С каждым своим выходом на природу: к реке, лесу, в поля я со своими воспитанниками нахожу новые, удивительные открытия: появляются новые лекарственные растения в пойме р. Фарс, деревья и кустарники; можно наблюдать за выдрой, появившейся в укромных местах речки, увидеть в небе парящих вместе с орлами диких гусей. Меняется и экология окружающей среды : проходят «цветные» снегопады и дожди, захламляется маленький лесочек, находящийся в 500 шагах от детского сада. К сожалению, отношение к природе у людей потребительское. И все это нужно объяснить подрастающему поколению.
В народе говорят: «Где родился – там пригодился» и для меня очень важно, чтобы мои воспитанники и их родители понимали, что природу родного аула нужно оберегать всегда, а не по настроению, иначе не будет гармонии в жизни. Мною проводятся консультации с родителями по сбору лекарственных трав на территории аула Джерокай. Это ромашка, крапива. Иван-чай, цветы липы, боярышника, корни лопуха и неизвестного в научной медицине «лык1э уц» (адыг. название). Я с удовольствием объясняю родителям о том, что ромашка, цветы липы, земляники, боярышника - вместе заваренные дают бодрящий чай. Этот чай укрепляет иммунитет, лучшее средство от простуды; отвар шишек хмеля и корней лопуха укрепляет волосы. Известно, что адыги издавна пользуются отваром иван-чая, в народе прозванным «калмыцким». Знание старых названий растений и их использование укрепляет генетическое родство со старшим поколением, уважение к нему. С ранней весны и до поздней осени я вместе с детьми собираю растения для пополнения гербария «Полевые растения аула Джерокай». Каждой весной, в международный день Земли, мною проводятся экскурсии с родителями в известный на весь Шовгеновский район тутовниковый сад или по - другому сад шелковиц. Это название созвучно со словом шелк. Какая же связь между этим садом и шелком? Натуральный шелк – крепдешин производится из шелковых ниток от гусеницы- шелкопряда. Она питается листьями шелковицы или тутовника. Родители получают от меня информацию, что этот сад посажен жителями аула Джерокай в 20-е годы прошлого столетия, что в советские времена, наши аульчане выращивали гусениц-шелкопрядов, а по мере их созревания сдавали в потребительский пункт.
В конце июня наш Марк1о сад встречает многочисленных гостей, которые лакомятся ягодами шелковиц: из ягод можно делать пастилу, варенье, компоты. Кстати, я с удовольствием объясняю о пользе натурального шелка; он гигиеничен, красив и долговечен. Доказано, что у человека, носящего одежду из натуральных тканей, температура между тканью и кожей на 4-5 градусов ниже, чем при ношении синтетических вещей. Природа заботливо предоставила все необходимое для нашего прекрасного внешнего вида; от таких вещей точно не будет аллергии и кожных заболеваний. С помощью родителей изготовила стенд, с образцами натуральных тканей: хлопок, шелк, шерсть и лен. Дети учатся различать их на ощупь и по внешнему виду, я им рассказываю об истории возникновения тканей и их производстве. Таким образом в проводимую работу по экологии вовлекаются, и родители моих воспитанников и формируется семейное сознание единства человека с природой.
В детском саду вместе с детьми мы разыгрываем театрализованные сказки, где показывается негативное отношение человека к природе; на языке птиц и животных высказывают существование и тревогу за их жизнь. Это сказки на адыгейском и русском языках: «На лесной поляне», «Встреча птиц», «Сон цветов». Родители тоже принимают участие в проведении этих показов: помогают шить костюмы к экологическим сказкам, приобретают атрибуты и с удовольствием смотрят театрализованные представления, затем после выступления они высказывают свои мнения, пожелания.
Я с удовольствием делюсь своими знаниями и опытом по экологии с коллегами на работе, с родителями и на семинарах муниципального и республиканского уровнях. В январе приняла участие в республиканских чтениях с темой доклада «Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность». В марте 2018 года я выступила на межрегиональном семинаре по обмену опытом с докладом «Региональный компонент в экологическом воспитании дошкольников». В феврале 2018 года мои воспитанники приняли участие в межрегиональном ежегодном конкурсе «Первоцветы – вестники весны», где все участники получили благодарственные письма от природоохранного центра «Набу Кавказ».
Свою работу по экологии я провожу всегда, везде, на работе, дома, в кругу близких и родных, потому что экология – целая философия. экология проходит сквозной нитью через всю жизнь человека, его образ жизни (питание, одежда, отношение к окружающему миру, культура поведения и многое другое). Для меня экологическое образование – неиссякаемый родник из которого черпаешь новые знания. Мы все- дети природы и в любом возрасте ими остаемся и жить нужно так, как хочет наша праматерь природа.