Ирина Ломова
Игры в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игры в экологическом воспитании дошкольников
В настоящее время в педагогических исследованиях большое внимание уделяется игровым формам непрерывного экологического воспитания. Содержание игр по ознакомлению с окружающим миром разнообразно. В них ярко отражаются интересы детей, реализуются их мечты и стремления. Это делает игру важным средством формирования личности, воспитания нравственных чувств и побуждений. Развитие игрового творчества способствует воспитанию у детей необходимых в жизни качеств: целенаправленности, изобретательности, настойчивости.
Публикация «Игры в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Игра служит ценным средством формирования личности. Игра активизирует психические процессы, вызывает живой интерес к познанию окружающего мира.
Посредством игр дети преодолевают различные трудности, тренируют свои силы, развивают свои умения и способности. Игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, облегчают процесс усвоения знаний. Разыгрываемая роль оказывает положительное влияние на осознание дошкольников. Поэтому игровое направление активно используют в экологическом образовании дошкольников.
Можно выделить три основных подхода к игровым методам: экологизация традиционных игр, адаптация народных игр и создание новых игр с экологическим (или природоохранным) содержанием.
Также необходимо учитывать возрастные особенности детей, исходя из этого подбирать соответствующие игры, обеспечивающие развитие личности каждого ребенка, развитию экологического сознания, способствующие углубленного знания о живой и неживой природе. Для игр используются разный материал (природный материал, настольно-печатные игры (лото, разрезные картинки) .
Необходимо помнить, что не всякая игра может быть экологической по своим целям и содержанию. Поэтому для того, чтобы реализовать задачи экологического образования посредством игры необходимы тщательный педагогический отбор и анализ игрового материала.
Выбирая игры для экологического образования дошкольников необходимо соблюдать следующие требования:
- игры подбираются с учетом закономерностей развития детей и задач экологического образования;
- игра должна давать возможность ребенку применять на практике полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых;
- содержание игры должно соответствовать экологическим знаниям;
- игровые действия производятся в соответствии с правилами и нормами поведения на природе;
- каждая новая игра должна соответствовать задачам экологического образования и иметь связь с предыдущей и последующими играми.
При проведении игр с целью обогащения, расширения и углубления экологических представлений, следует учитывать те представления, которые могут быть сформированы у дошкольников старшего возраста :
- о человеке, как части природы;
- о многообразии и разнообразии природных объектов, о животных и растениях как живых организмах;
- о культуре поведения в природе;
- о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между живой и неживой природой, а также между объектами живой природы).
Для обогащения экологических представлений игры целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей, использовать игры вариантно, в зависимости от уровня сформированности экологических представлений дошкольников.
Содержание игры должно быть направлено на развитие у старших дошкольников эмоционально-ценностного отношения к природе. Обычно это игры для развития эстетического восприятия природы (эмоционального отношения к природе, чувства прекрасного в ней) и игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе.
В первом случае дошкольники при непосредственном контакте с природными объектами (прикосновении к животному, растению, поглаживание цветка, листьев и т. д., рассказывают что-либо интересное об объекте природы, например, описание внешнего вида, особенности роста, ухода, бережного отношения к животным и растениям. Такие игры лучше всего проводить в природных условиях, на детской площадке, например.
Кроме того, в процессе наблюдения и изучения явлений природы у детей рождается эмоциональное побуждение, совершенно исключается безразличие и равнодушие возрастает творческое мышление, желание узнать больше нового. Ребенок становится внимательным к миру природы и ко всему, что в нём происходит. Он занимает позицию защитника и созидателя красоты в природе. Так формируется эмоциональная отзывчивость, волнение от встречи с неизвестным в природе, радость предстоящего познания, предвосхищение необычных и прекрасных встреч в этом мире, своих сил и способностей относительно изучения окружающей природы.
Основу игр для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе составляют определенные ситуации. Так в ходе игр обсуждаются последствия плохих и хороших поступков взрослых и детей, идёт поиск собственных решений в трудных ситуациях, дети учатся мотивировать свои решения. Главная особенность игр для нравственно-оценочного отношения к природе в том, что игры не дают детям решения в готовом виде, ребенок должен самостоятельно сделать выводы.
В педагогической науке игры классифицирует на несколько групп. Ф. Фребель, один из первых среди педагогов, который выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания. В основу своей классификации исследователь положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (то есть умственные игры, движений (моторные игры) и внешних органов чувств (сенсорные игры).
Н. К. Крупской детские игры делятся на
- игры, придуманные самими детьми. Эти игры несут самостоятельный характер.
- игры, придуманные взрослыми, эти игры осуществляются по определенным правилам.
Рассмотрим виды игр.
Сюжетно-ролевая игра – это воспроизведение событий, которые происходят в повседневной жизни.
Главное условие сюжетно-ролевой игры – это наличие у детей определенных знаний о той или другой стороне действительности, а также о деятельности людей в ней, их конкретно-ситуативном поведении.
Учитывая, что проблема игр считается актуальной в дошкольной педагогике, то ученые выдвигают новую классификацию детских игр (С. Л. Новосёлова). В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (взрослого или ребенка).
Выделяются три класса игр:
1. Игры, которые возникают по инициативе детей: режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, сюжетно-отобразительные.
2. Игры, возникающие по инициативе взрослого
- игры обучающие : интеллектуальные, подвижные, сюжетно-дидактические, театрально-постановочные;
- досуговые игры : игры-развлечения, - игры-забавы, празднично-карнавальные, интеллектуальные.
З. Народные игры, которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей: народные и традиционные.
Также существуют творческие игры. Это такие игры, в которых ребенок проявляет сообразительность и выдумку.
К творческим играм относятся игры, в которых ребёнок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.
Сюжетно-ролевые игры в процессе воспитания экологической культуры предполагают наличие природоохранного, природоведческого или экологического содержания и существование определенных правил. Составляя план работы в рамках программы, педагогу следует разработать ряд таких игр, которые помогают детям познакомиться с различными природными явлениями или процессами. К примеру, в процессе игры «Путешествие капельки» дошкольники становятся капельками воды. Эти капельки мама Тучка отпускает погулять на землю, чтобы помочь людям, животным и растениям. На земле капельки сначала сливаются в ручейки, потом в реки, затем попадают в океан. Потом по пути капельки поливают растения, или поят животных и т. п. и возвращаются к маме Тучке, чтобы рассказать ей о том, что видели и что делали. Таким образом, дети 5-6 лет в игровой форме получают первые представления о круговороте воды в природе.
Еще одна игра – «Деревья и черви», которая разработана специально для первого знакомства детей с процессами образования почвы. Ребята делятся на две команды. В каждой команде есть свое «дерево», которое, как правило, осенью сбрасывает листья, а также свой «дождевой червячок» со стаканчиками земли. Затем в процессе игры, по правилам, дети «меняют» опавшие листья дерева на почву, которую отдает «дождевой червяк». Так закрепляется представление дошкольников о формировании почвы и о роли живых организмов (дождевого червя) в этом процессе.
При экологизации традиционных сюжетно-ролевых игр следует соблюдать принципы доступности отбора содержания и научности.
Следует отметить, что сегодня существует огромное количество дидактических игр экологического содержания. Многие из них разработаны самими педагогами. Среди игр можно выделить и предметные игры, которые предполагают использование природного материала: камешков, раковин шишек, песка и т. п. Давно известно, что природный материал способствует развитию мышления ребенка. К примеру, объекты природы можно классифицировать по разным признакам (форме, цвету, размеру, характеру происхождения). Очень важно, чтобы дети тоже участвовали в сборе природного материала.
Эффективно в педагогической практике использовать интеллектуальные игры. Как показывают исследования большой популярностью у педагогов пользуются такие известные игры, как «Что? Где? Когда?», «КВН», «Брейн-ринг», викторины, которые могут быть успешно использованы и для целей экологического образования старших дошкольников, но при условии их адаптации на дошкольный уровень
(в некоторых случаях такие игры превращаются не в творческие соревнования, а в механическое воспроизводство детьми различных, заранее заготовленных текстов).
Другой вид игры является самостоятельная игра, которая в последнее время тоже используется педагогами. К тому же сегодня, в связи с распространением видеотехники, компьютеров и телевидения дети разучились играть самостоятельно. В целом и экологическое содержание в самостоятельное содержание включается редко. Это связано с акцентированием внимания взрослых на занятиях школьного типа, то есть подготовке к школе. В некоторых дошкольных учреждениях организуют праздник посвящения в «юные экологи», и проводят его в форме школьного экзамена: ребенок должен выбрать билет на столе с вопросами и ответить на него экзаменационной комиссии. Создание условий для самостоятельной игры требует особого внимания со стороны педагогу.
Еще одним важным видом экологической игры являются игры – путешествия. Как правило, путешествия здесь выполняют функцию экскурсий. Дети посещают выставки, зоопарк, зооферму, музеи. В процессе игр – путешествий дети также посещают новые, интересные места и расширяют имеющиеся знания, получают новые знания о природе. Педагог в этой игре выполняет главную роль –заведующего фермой, экскурсовода и т. д.
Таким образом, мы пришли к выводу, что игра помогает формировать экологические знания, воспитывают экологическую культуру, которые являются формированием личности дошкольника.
Вывод:
В экологическом образовании дошкольников необходимы смена старой, традиционной антропоцентрической парадигмы на новую экоцентрическую, что делает необходимым отказ от ряда сформировавшихся в предыдущие годы стереотипов. Природа не должна рассматриваться только с утилитарной точки зрения. Прежде всего, необходимо показать детям ее уникальность, красоту и универсальность: природа – среда жизни всех существ, включая человека, объект познания, удовлетворения его эстетических потребностей; и только затем – объект человеческого потребления.
Воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту – это одна из важных задач детского учреждения. Задача взрослых - показать детям уникальность природы, ее красота и универсальность: природа – это среда жизни всех существ, в том числе и человека, объект познания, удовлетворения его эстетических потребностей; и лишь в последнюю очередь – это объект человеческого потребления.
Проблема игр считается актуальной в дошкольной педагогике. В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (взрослого или ребенка) :
1. Игры, которые возникают по инициативе детей: режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, сюжетно-отобразительные.
2. Игры, возникающие по инициативе взрослого:
- игры обучающие : интеллектуальные, подвижные, сюжетно-дидактические, театрально-постановочные;
- досуговые игры : игры-развлечения, - игры-забавы, празднично-карнавальные, интеллектуальные.
З. Народные игры, которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей: народные и традиционные