Приложение МААМ

Использование моделирования в экологическом образовании дошкольников

Лена Зотеева
Использование моделирования в экологическом образовании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Использование моделирования в экологическом образовании дошкольников.

Экологическое образование дошкольника – это сложная система отношений с природой, где ребенок накапливает позитивный личный опыт общения с природой, учится контролировать свои действия, соотносить с окружающей обстановкой и предвидеть их возможные последствия для природы.

Доступность метода моделирования для дошкольников была доказана психологами А. В. Запорожцем, В. Давыдовым, Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. Н. Поддъяковым. Суть метода состоит в том, что мышление ребенка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной форме воспроизводят скрытые свойства и связи объекта или явления.

Темочки:

В основе моделирования лежит модель – это мысленный или условный образ, изображение, описание, схема, чертеж, график и т. д. какого-либо явления, процесса, используемый в качестве его заместителя.

Особенность моделирования состоит в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям. Работа с различными моделями позволяет наглядно демонстрировать детям закономерную связь природных объектов, связи причинно-следственного характера. Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателей и детей по построению (выбору) или конструированию моделей. По мере освоения детьми способа признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к самостоятельному моделированию. В своей работе использую три вида модели : предметные, предметно-схематические, графические.

Предметные модели наиболее просты для восприятия детей, так как модель аналогична предмету, воспроизводит его главные части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве.

Использование модели «Сухое (несчастное) дерево», позволяет продемонстрировать детям роль человека в охране природы.

Показываю детям модель «сухого дерева», спрашиваю, можно ли ему помочь. Детям раздаю волшебные листочки, каждый, кто возьмет их в руки, сразу придумает хорошее дело. (не ломать ветки дерева, поливать и т. д). Затем на листочке ребенка, вношу предложение, пишу на нем имя и действие, которое он назвал, прикрепляю листочек к дереву. Когда все дети внесут свои предложения, обращаю их внимание на дерево (Что случилось с деревом) : оно зазеленело, на нем выросло много листочков от добрых пожеланий ребят.

Для закрепления представлений детей о сезонных изменениях в природе, использую предметную модель, показывающая разное состояние растений, человека в зависимости от времени года. Суть модели в следующем : на листе бумаги изображены два дерева : одно хвойное – зелёное, второе лиственное, но без листьев, под деревом изображение ребёнка и наверху в прорезь вставляется солнце, которое при помощи движения, то поднимается вверх, то опускается. В отдельных конвертах детям раздаю листья различного цвета, плоды деревьев, сезонную одежду для ребёнка. Действуя с такой моделью, дети закрепляют представления о том, что для жизни растений необходимо тепло, свет: солнце выше – растения расцветают, зеленеют. Дети самостоятельно делают вывод, что на человека также влияет неживая природа: чем холоднее, т. е. солнце ниже, тем теплее человек одевается.

Для установления связей, существующих в природе, применяю модель «Этажи леса».

При помощи фланелеграфа и модели маскировки уточняю с детьми приспособительные особенности животных, учу детей устанавливать связи явлений, делать выводы.

Предлагаю детям выставить на фланелеграф дом (слева) и деревья (справа, протягиваем нитки, разделяющие этажи леса. Затем, выставляя изображение разных животных, обсуждаем с детьми их приспособительные особенности, например: белка, лось, заяц.

Белка: живет на самых высоких этажах леса (3-ий, но может и спускаться вниз. задаю вопросы детям: чем белка питается? Что ей помогает легко передвигаться по деревьям? Где устраивает свой дом? Что ей помогает спасаться от врагов?

Лось: наземное животное. Вопросы к детям: На каком этаже леса обитает лось? С какого этажа добывает себе корм в зимнее время? Что ему в этом помогает? Как лось защищается от врагов?

Заяц: наземное животное, полностью живет на нижнем этаже леса. Вопросы: Как спасается от врагов?

Следующий вид моделей, который использую в экологическом образовании детей - предметно-схематические. Данные модели применяю для обобщенных представлений у детей о классах животных. Например, знакомя ребят с птицами, направляю их внимание на характерные для того или иного вида птиц особенности (величина, типичная окраска, характер клюва и конечностей – ног, крыльев). Это помогает выделить общие для всех птиц признаки (имеют два крыла и две ноги, перьевой покров, клюв). Эти существенные признаки обозначают моделью. Затем дети формулируют обобщение: «Птицы – это животные, у которых два крыла, две ноги, чтобы летать и ходить, тело покрыто перьями, рот у птицы - клюв».

Для формирования обобщенного представление о зверях (это животные, имеющие 4 ноги, тело которых покрыто кожей, шерстью или иголками, есть пасть с зубами; звери рождают детенышей живыми и вскармливают их молоком - млекопитающие) поможет другая модель.

Чтобы обобщить представления о растениях, сформировать элементарное понятие «растение» (живое существо, у которого есть корень, чтобы дышать, держаться и питаться, стебель, чтобы доставлять питательные вещества из земли другим органам, листья, чтобы улавливать свет, дышать; растения живут на земле, в воде, они не передвигаются в поисках пищи) применяю предметно-схематической модель.

Жизнь животных и растений определяется факторами среды. Для того чтобы, представить их, использую модель, характеризующую состояние основных факторов среды в разные сезоны: летом и зимой.

Третий вид моделирования – графическое.

Для экологического воспитания универсальным средством может стать серия графических изображений объекта на разных этапах его преобразования. Такой вид моделирования применяется для наблюдения за явлениями природы. Использую 3 типа календарей :

1. Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы;

2. Календарь наблюдений за ростом и развитием живых существ;

3. Календарь наблюдений за птицами.

Заполнение разных типов календарей, т. е. собственное моделирование, производится значками и рисунками в соответствии с наблюдениями на прогулке. Главное в графическом моделировании – это специальная графа, на которой изображены значки, символы, которые и помогают детям правильно заполнить календарь.

После прогулки, вместе с детьми делаем определенные отметки в календаре. Если это календарь-ширма, где на 3 страницах изображены сезонные изменения в природе, например, осенью. Такой календарь имеет 3 графы «Недели», «Погода», «Живая природа». Заполнение календаря, т. е собственно моделирование, производится значками и рисунком в полном соответствии с наблюдениями. Ежедневно после прогулки, во время которой дети наблюдали за природой, они под моим руководством закрашивают клетку недели и в соответствующем окошечке значками изображают природу.

Разумеется, экологическое образование детей в детском саду будет особенно эффективным, если оно взаимосвязано с экологическим воспитанием в семье.

Использование различных моделей позволяет наглядно – демонстрировать детям закономерную связь природных объектов, устанавливать связи причинно – следственного характера. Модели формируют у детей представление о признаках, свойствах, связях и отношениях, происходящих в природе.

Моделирование развивает у детей интерес к миру природы, формирует первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

Литература:

1. Использование моделей в образовательном процессе дошкольных учреждений : Учебно-методическое пособие для студентов, педагогов дошкольных учреждений. – Шадринск, 1997.

2. Кондратьева Н. К. Мы. – СПб, 2000.

3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М., 1999.

4. Николаева С. Н. Общение с природой начинается с детства. – Пермь, 1992.

5. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования в детском саду. – М., 2002.

6. Киселева Г. М. Теория и методика экологического образования дошкольников. – Шадринск, 2005.

Публикации по теме:

Использование ИКТ технологий в экологическом воспитании дошкольниковИспользование ИКТ технологий в экологическом воспитании дошкольников Тип проекта: долгосрочный, творческий Участники проекта: воспитатель, воспитанники подготовительной группы «Золотая рыбка», воспитанники.

Реализация интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников при организации экскурсии на природу Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей.

Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Использование метода мнемотехники в экологическом воспитании и образовании дошкольников Использование метода мнемотехники в экологическом воспитании и образовании дошкольников. Гагуа Н. А., воспитатель МБДОУ «Детский сад 38».

Из опыта работы «Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников» Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)В начале 2000 годов появился новый метод педагогических.

Использование экологических игр в экологическом образовании дошкольников Сущность дидактических игр Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В игре наиболее интенсивно формируются все психические.

Консультация «Использование педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» Октябрьского муниципального района Костромской области с. Боговарово.

Роль моделирования в экологическом воспитании дошкольников Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет огромное значение. В этом возрасте закладываются основы личности экологической.

Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников "Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников". Дошкольное детство – начальный этап формирования личности,.

Использование технологии проектирования в экологическом воспитании дошкольников. Экологические проекты Использование технологии проектирования в экологическом воспитании дошкольников Проект «Чудеса на огороде» Информационная карта проекта.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование моделирования в экологическом образовании дошкольников
Опубликовано: 24 мая 2019 в 11:22
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование моделирования в экологическом образовании дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Лена Зотеева (УИ 1943626) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 января 2025 понедельник
Черно-белые пингвины — удивительный народ!
Всероссийская акция «Серая шейка» - считаем уток вместе с детьми!
Вот какие у нас сосульки!
21 января 2025 вторник
Устраиваем день обнимашек в детском саду



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД