Лена Зотеева
Использование моделирования в экологическом образовании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование моделирования в экологическом образовании дошкольников.
Экологическое образование дошкольника – это сложная система отношений с природой, где ребенок накапливает позитивный личный опыт общения с природой, учится контролировать свои действия, соотносить с окружающей обстановкой и предвидеть их возможные последствия для природы.
Публикация «Использование моделирования в экологическом образовании дошкольников» размещена в разделах
Доступность метода моделирования для дошкольников была доказана психологами А. В. Запорожцем, В. Давыдовым, Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. Н. Поддъяковым. Суть метода состоит в том, что мышление ребенка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной форме воспроизводят скрытые свойства и связи объекта или явления.
В основе моделирования лежит модель – это мысленный или условный образ, изображение, описание, схема, чертеж, график и т. д. какого-либо явления, процесса, используемый в качестве его заместителя.
Особенность моделирования состоит в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям. Работа с различными моделями позволяет наглядно демонстрировать детям закономерную связь природных объектов, связи причинно-следственного характера. Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателей и детей по построению (выбору) или конструированию моделей. По мере освоения детьми способа признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к самостоятельному моделированию. В своей работе использую три вида модели : предметные, предметно-схематические, графические.
Предметные модели наиболее просты для восприятия детей, так как модель аналогична предмету, воспроизводит его главные части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве.
Использование модели «Сухое (несчастное) дерево», позволяет продемонстрировать детям роль человека в охране природы.
Показываю детям модель «сухого дерева», спрашиваю, можно ли ему помочь. Детям раздаю волшебные листочки, каждый, кто возьмет их в руки, сразу придумает хорошее дело. (не ломать ветки дерева, поливать и т. д). Затем на листочке ребенка, вношу предложение, пишу на нем имя и действие, которое он назвал, прикрепляю листочек к дереву. Когда все дети внесут свои предложения, обращаю их внимание на дерево (Что случилось с деревом) : оно зазеленело, на нем выросло много листочков от добрых пожеланий ребят.
Для закрепления представлений детей о сезонных изменениях в природе, использую предметную модель, показывающая разное состояние растений, человека в зависимости от времени года. Суть модели в следующем : на листе бумаги изображены два дерева : одно хвойное – зелёное, второе лиственное, но без листьев, под деревом изображение ребёнка и наверху в прорезь вставляется солнце, которое при помощи движения, то поднимается вверх, то опускается. В отдельных конвертах детям раздаю листья различного цвета, плоды деревьев, сезонную одежду для ребёнка. Действуя с такой моделью, дети закрепляют представления о том, что для жизни растений необходимо тепло, свет: солнце выше – растения расцветают, зеленеют. Дети самостоятельно делают вывод, что на человека также влияет неживая природа: чем холоднее, т. е. солнце ниже, тем теплее человек одевается.
Для установления связей, существующих в природе, применяю модель «Этажи леса».
При помощи фланелеграфа и модели маскировки уточняю с детьми приспособительные особенности животных, учу детей устанавливать связи явлений, делать выводы.
Предлагаю детям выставить на фланелеграф дом (слева) и деревья (справа, протягиваем нитки, разделяющие этажи леса. Затем, выставляя изображение разных животных, обсуждаем с детьми их приспособительные особенности, например: белка, лось, заяц.
Белка: живет на самых высоких этажах леса (3-ий, но может и спускаться вниз. задаю вопросы детям: чем белка питается? Что ей помогает легко передвигаться по деревьям? Где устраивает свой дом? Что ей помогает спасаться от врагов?
Лось: наземное животное. Вопросы к детям: На каком этаже леса обитает лось? С какого этажа добывает себе корм в зимнее время? Что ему в этом помогает? Как лось защищается от врагов?
Заяц: наземное животное, полностью живет на нижнем этаже леса. Вопросы: Как спасается от врагов?
Следующий вид моделей, который использую в экологическом образовании детей - предметно-схематические. Данные модели применяю для обобщенных представлений у детей о классах животных. Например, знакомя ребят с птицами, направляю их внимание на характерные для того или иного вида птиц особенности (величина, типичная окраска, характер клюва и конечностей – ног, крыльев). Это помогает выделить общие для всех птиц признаки (имеют два крыла и две ноги, перьевой покров, клюв). Эти существенные признаки обозначают моделью. Затем дети формулируют обобщение: «Птицы – это животные, у которых два крыла, две ноги, чтобы летать и ходить, тело покрыто перьями, рот у птицы - клюв».
Для формирования обобщенного представление о зверях (это животные, имеющие 4 ноги, тело которых покрыто кожей, шерстью или иголками, есть пасть с зубами; звери рождают детенышей живыми и вскармливают их молоком - млекопитающие) поможет другая модель.
Чтобы обобщить представления о растениях, сформировать элементарное понятие «растение» (живое существо, у которого есть корень, чтобы дышать, держаться и питаться, стебель, чтобы доставлять питательные вещества из земли другим органам, листья, чтобы улавливать свет, дышать; растения живут на земле, в воде, они не передвигаются в поисках пищи) применяю предметно-схематической модель.
Жизнь животных и растений определяется факторами среды. Для того чтобы, представить их, использую модель, характеризующую состояние основных факторов среды в разные сезоны: летом и зимой.
Третий вид моделирования – графическое.
Для экологического воспитания универсальным средством может стать серия графических изображений объекта на разных этапах его преобразования. Такой вид моделирования применяется для наблюдения за явлениями природы. Использую 3 типа календарей :
1. Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы;
2. Календарь наблюдений за ростом и развитием живых существ;
3. Календарь наблюдений за птицами.
Заполнение разных типов календарей, т. е. собственное моделирование, производится значками и рисунками в соответствии с наблюдениями на прогулке. Главное в графическом моделировании – это специальная графа, на которой изображены значки, символы, которые и помогают детям правильно заполнить календарь.
После прогулки, вместе с детьми делаем определенные отметки в календаре. Если это календарь-ширма, где на 3 страницах изображены сезонные изменения в природе, например, осенью. Такой календарь имеет 3 графы «Недели», «Погода», «Живая природа». Заполнение календаря, т. е собственно моделирование, производится значками и рисунком в полном соответствии с наблюдениями. Ежедневно после прогулки, во время которой дети наблюдали за природой, они под моим руководством закрашивают клетку недели и в соответствующем окошечке значками изображают природу.
Разумеется, экологическое образование детей в детском саду будет особенно эффективным, если оно взаимосвязано с экологическим воспитанием в семье.
Использование различных моделей позволяет наглядно – демонстрировать детям закономерную связь природных объектов, устанавливать связи причинно – следственного характера. Модели формируют у детей представление о признаках, свойствах, связях и отношениях, происходящих в природе.
Моделирование развивает у детей интерес к миру природы, формирует первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
Литература:
1. Использование моделей в образовательном процессе дошкольных учреждений : Учебно-методическое пособие для студентов, педагогов дошкольных учреждений. – Шадринск, 1997.
2. Кондратьева Н. К. Мы. – СПб, 2000.
3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М., 1999.
4. Николаева С. Н. Общение с природой начинается с детства. – Пермь, 1992.
5. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования в детском саду. – М., 2002.
6. Киселева Г. М. Теория и методика экологического образования дошкольников. – Шадринск, 2005.