Инна Кузнецова
Игра «Криминалист. Кто украл бусы» с применением методики «Дары Фребеля» в подготовительной группе с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание базы следов (улик) в технике объемная мозаика методики «Дары Фребеля» после прочтения и обсуждения рассказа К. Паустовского «Кот ворюга» тщательного исследования видов следов посредством аналитического сравнения через интерактивную игру и закрепления полученных знаний через составление описательного рассказа из 5-6 предложений о следах героев.
Задачи:
1. Принять участие в прослушивании рассказа К. Паустовского «Кот ворюга» и обсуждения действий детей по разыскиванию вора;
2. Учить устанавливать виды следов посредством аналитического сравнения через интерактивную игру;
Темочки:
- Бусы, бусинки
- Бусы, бусинки. Игры, дидактические пособия
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Игры для детей
- Подготовительная группа
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
3. Составить описательный рассказ из 5-6 предложений о следах и их хозяев;
4. Создать базу следов (улик) в технике объемная мозаика методики «Дары Фребеля».
«социально-коммуникативное развитие» - воспитывать уважительное отношение к людям профессии криминалист, самостоятельность, развивать умение сотрудничать и взаимодействовать в творческой деятельности;
«познавательное развитие» - расширять представления детей об инструментах и материалах, которые применяет криминалист в своей профессиональной деятельности, их видах и назначении; уточнить знания об особенностях профессии криминалист; закреплять умение применять нетрадиционные материалы для создания базы следов;
«речевое развитие» - развивать речевую активность детей; умение грамматически правильно объединять слова в своей речи при составлении описательного рассказа; ввести в лексикон понятия криминалист, улика, следователь.
«художественно-эстетическое развитие» - развивать умение детей создавать улики по описанию героя, учить создавать индивидуальные улики, создавать изображение различных предметов;
«физическое развитие» - совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать согласованность в работе глаз и рук; развивать двигательную активность детей, следить за правильной осанкой;
Материалы и оборудование: методика «Дары Фребеля», ноутбук/компьютер, экран/интерактивная доска, проектор, мышь, рассказ К. Паустовского кот ворюга», сюжетные картины о следах героев, карандаши, линейки (мерки, лупа, чистые листы бумаги и со следами насекомых, интерактивная игра, направленная на аналитическое сравнение следов (улик, игрушка ворюги, который по решению воспитателя стащил бусы – янтари (может быть любой герой).
Введение нового понятия (слова, логическая взаимосвязь
Воспитатель: Ребята, нам в садик на электронную почту пришло сообщение. У Любочки пропали бусы – янтари, которые она просила подарить маму. Мама ей не разрешала их брать, но девочка ее не послушала, взяла бусы, положила их на окошко и пошла кушать. А когда вернулась, обнаружила, что бус на окошке нет. Она плачет и просит нас помочь ей. Как вы думаете, мы можем ей помочь? Мы справимся с этим заданием?
Ответы детей.
Воспитатель: это очень сложное задание, с чего нам с вами начать, кто может предположить?
Дети высказывают свои задумки.
Чтобы разобраться в этом вопросе воспитатель предлагает детям прослушать рассказ К. Паустовского «Кот ворюга» и определить какими способами и приемами воспользовались ребята, когда устанавливали улики ворюги.
Ребята, кто из вас может объяснить, что такое улики?
Ответы детей.
На самом деле, любые мелочи: клочок бумаги, след от обуви, отпечаток пальца и другие предметы называют –улики.
Стимулирование проговаривания своих мыслей вслух (объяснение детьми хода своих рассуждений)
Кто из вас знает и может назвать профессии людей, которые занимаются розыском преступников?
Дети высказывают свои суждения.
Воспитатель знакомит детей с профессией криминалист и следователь.
Следователи - ищут следы, которые оставил нарушитель.
Криминалист - это человек, который изучает все найденные улики и помогает разгадать преступление.
Но перед тем как мы будем устанавливать следы, которые оставил ворюга и сопоставлять их с героем – ворюгой, нам необходимо научиться устанавливать виды следов, сравнивать их и описывать героя.
Воспитатель показывает на экране картинки со следами зверей и их изображением. Просит детей сопоставить след со зверем. Провести описание следа. Картинки должны быть: одинаковых зверей, но разных по размеру, например, кот - котенок, ворона – птенец, собака – щенок и другие. Чтобы дети научились различать их по размеру и сопоставлять с размером животного, делать описание следа и выводы о его принадлежности.
Предлагаем детям на листе бумаге нарисованные мелкие следы, например, жука, муравья и других насекомых, которые необходимо рассмотреть под лупой. Демонстрирует детям приемы пользования лупой, объясняет правила пользования ей и перечисляет приемы рассматривания предметов под лупой. На чистых листах бумаги предлагает зарисовать следы, которые дети рассмотрели под лупой.
Схемы, карты, условные обозначения.
Воспитатель предлагает детям, как настоящим криминалистам составить фоторобот следов, используя фигуры «Дары Фребеля». На чистых листах бумаги дети выкладывают в соответствии со своими зарисовками следы. Измеряют их при помощи линейки (мерки). Дают их описание. Во время описания воспитатель записывает рассказы детей для составления базы следов (улик).
Стимулирование инициативы детей (поддержка детских идей)
Воспитатель: ребята, вы не забыли для чего мы с вами рассматривали, делали зарисовки, составляли из фигур, измеряли и описывали следы?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть следы, которые оставил ворюга, когда украл бусы-янтари.
Педагог предлагает детям отдахнуть и приглашает их на физкультминутку.
Гришка шел, шел, шел
И грибок нашел.
Раз грибок, два грибок
Собирайтесь в кузовок
Дети шагают на месте
Наклоны вперед вправо, вперед влево,
Полуприседание
Техника безопасности.
Воспитатель раскладывает следы (любого героя-ворюги). Просит детей рассмотреть следы, зарисовать эти следы, выложить их при помощи фигур «Дары Фребеля».
Для того, чтобы ваша работа проходила интересно и принесла вам удовлетворение предлагаю вспомнить правила работы с «Дарами Фребеля» :
-нельзя толкать друг друга, гнуть детали мозаики, бросать их на пол, наступать на них;
-соблюдать их аккуратное расположение в коробке;
-не размахивать руками, чтобы не сдвинуть детали с карточек.
По завершении этой деятельности воспитатель предлагает измерить следы, составить описательный рассказ о следах и предположительном герое. При этом воспитатель записывает рассказы детей для базы следов (улик). Героя-ворюгу (игрушку) необходимо предварительно спрятать, и запутать следами (разложить их по группе, которые приведут к ней.
Экспериментальная деятельность (конструирование). Стимулирование общения детей между собой.
По завершению составления описательных рассказов дети ищут игрушку-ворюгу, сопоставляя следы тем, которые они рассматривали. На их пути должны встретиться следы разных героев, чтобы немного запутать детей. Когда дети отыщут игрушку, и найдут у нее бусы, то возвращают их Любочке. Воспитатель предлагает детям определить, чьи следы мешали ребятам при нахождении игрушки.
Фотографирование деятельности и объектов
Воспитатель фотографирует зарисованные и выложенные при помощи фигур «Дары Фребля» следы, распечатывает описательные рассказы детей.
Размещение макета в предметно-пространственной среде группы
Готовые зарисовки, фотографии и описательные рассказы дети размещают в базе следов (улик). Базой может быть рукотворная книга или лист ватмана, на который дети приклеивают фотографии с рассказами, если есть в группе компьютер, то при помощи воспитателя можно создать в нем документ с базой следов (улик). База следов (улик) применяется детьми в игровой деятельности и пополняется новыми следами (уликами, которые дети самостоятельно создают в игровой деятельности.
Обыгрывание макета (стимуляция активизации словаря)
Воспитатель предлагает разыграть сюжетно – ролевую игру «Криминалисты», распределив между собой роли и создавая новые следы (улики) для пополнения базы следов.