Юлия Аванесова
Использование мнемотехники в активизации речи детей дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использование мнемотехники в активизации речи детей дошкольного возраста с ТНР»
Речевая патология детей дошкольного возраста резко возросла за последние десятилетия. Острота проблемы состоит в том, что у детей с недостаточно сформированной устной речью отсутствует готовность к началу школьного обучения.
Отсюда следует, что главная задача дошкольного воспитания - развитие речевой компетентности детей, то есть умение решать задачи, связанные с использованием речи как средства общения.
В практике логопедической работы все чаще встречаются дети со сложной структурой речевого дефекта – системным недоразвитием речи на фоне дизартрии. Когда нарушено не только формирование основных компонентов речевой системы (лексики, грамматики, фонетики, просодической стороны речи, а также высших психических функций (восприятия, памяти, мышления, внимания).
Как правило речевая активность у детей с ОНР снижена. А ведь именно монологическая речь и речевое общение являются центральной задачей развития связной речи дошкольников. Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью.
Кроме речевых особенностей у детей с ОНР недостаточно сформированы внимание, память и словесно-логическое мышление. Ребёнку трудно сосредоточиться и удерживать внимание на чисто словесном материале. Монотонное зазубривание, не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребёнка ярких образов, представлений, ассоциаций. Очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.
Поскольку речевые и психические процессы взаимосвязаны, при речевых нарушениях должно осуществляться комплексное воздействие, включающее не только фонетическую работу, развитие фонематического слуха, работу над словарем, грамматическим строем, но и специальные упражнения, направленные на коррекцию психических функций: внимания, памяти, мышления.
Существуют разнообразные традиционно используемые приемы работы, позволяющие добиться определенных успехов в этом направлении. Изучив различные нетрадиционные коррекционно-развивающие технологии, целью моей деятельности стало формирование речевой активности дошкольников с использованием коммуникативной технологии – методики мнемотехники., т. к. дети лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие к их жизненному опыту.
Энциклопедический словарь дает следующее определение мнемотехники: Мнемотехника (или мнемоника) — от греч. mnemonikon — (искусство запоминания,
это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, а также развитие речи, памяти и мышления дошкольников.
Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехникой интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского.
Мнемотехнику в педагогике называют по-разному: Валентина Константиновна Воробьёва называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Татьяна Александровна Ткаченко - предметно-схематическими моделями, Вадим Петрович Глухов — блоками-квадратами, Людмила Николаевна Ефименкова— схемой составления рассказа.
Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь, мелкую моторику рук.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Как любая коррекционная работа, работа по мнемотехнике должна соответствовать определенным требованиям и правилам:
– знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям;
– знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;
– знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие;
– замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку
Я определила структуру мнемотехники:
- Мнемоквадраты;
- Мнемодорожки;
- Мнемотаблицы.
Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Я начала работу с применения мнемоквадратов. Мнемоквадраты - это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Например, при изучение звуков детям даются символы звуков, характеристика звуков, или карточки, которые помогают детям выполнить нужное задание.
Используя приёмы приложения, мы выкладываем из мнемоквадратов мнемодорожки (это ряд картинок –3- 5, по которым можно составить уже небольшой рассказ.
Суть мнемодорожек заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы- рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Следующий этап – работа с мнемотаблицами. Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация, целый текст (рассказ, стихотворение, сказка).
Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.
Мнемотаблицы – схемы в моей работе служат дидактическим материалом, который помогает:
• обогащению словарного запаса,
• при обучении составлению рассказов,
• при пересказах художественных произведений,
• при отгадывании и загадывании загадок,
• при заучивании стихов,
• при знакомстве со звуками,
• при коррекции звукопроизношения.
На занятиях, при ознакомлении детей с артикуляционной гимнастикой мною используется метод мнемотехники. Каждому упражнению артикуляционной гимнастики дается образное название и подбирается картинка - символ. Это позволяет детям легче запомнить артикуляционные комплексы, вносит в занятие игровой момент и пробуждает интерес выполнению. Такие мнемотаблицы есть и у воспитателей группы, в которой я работаю.
При формировании правильного звукопроизношения мнемотехнику можно использовать на всех этапах коррекционной работы, так как мнемотехника многофункциональна. На этапе вызывания и постановки изолированного звука это может быть рисованный либо схематично-графический образ звука, помогающий ребенку припомнить правильный артикуляционный уклад и акустическое звучание звука.
По мере усложнения работы (автоматизация звука) усложняется образ звука, это уже определенная схема (набор) знаков-символов. Количество символов зависит от индивидуальных способностей ребенка и от этапа работы.
Для этого часто используются мнемодорожки, основой которых служат известные чистоговорки и стихи. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы. У детей значительно возрастает интерес к этому этапу логопедических занятий и соответственно повышается их эффективность.
Так же мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, загадок.
Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Часто заучивание стихотворений у детей с речевыми нарушениями вызывает большие трудности. Для того, чтобы облегчить процесс запоминания, используются мнемотаблицы. В них схематически возможно изображение героев, явлений природы, некоторых действий. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Также я использую мнемотаблицы для составления описательных рассказов о временах года, игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Вот, к примеру, мнемотаблица для составления рассказа о времени года. Как вы думаете, о каком времени года можно рассказать по данной таблице? Давайте с вами попробуем составить рассказ, опираясь на данную последовательность. Таким образом, дети составляют рассказ.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать строение рассказа, последовательность событий, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Очень хорошо работать по мнемотаблицами по сказкам.
Мнемотаблицы очень себя зарекомендовали в работе с предлогами, а также в составление предложений с использованием предлогов.
Формирования грамматического строя речи. Например: для изменения слов по падежам.
Именительный падеж – Что это? –) Винительный падеж – Что я вижу? – (глаза)
Родительный падеж – Чего не стало? – (зачёркнутый квадрат) Дательный падеж – Чему рады? – (улыбка) Творительный падеж – Чем любуемся? – (восхищённое лицо)
Предложный падеж – Думаю, мечтаю о чём? – (задумчивое лицо)
Мнемотаблицы на однокоренные слова.
В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:
Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
Заучивание стихов, потешек превращается в игру, которая очень нравится детям.
Развивается фантазия и творческое воображение детей.
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;
у детей автоматизация звуков речи происходит быстрее и интереснее;
дети учатся формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.
совершенствуются психические процессы: внимание, память, мышление.
Вывод: Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов, сокращает время обучения детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
Мнемотехника -является одним из эффективных способов развития речи дошкольников. И свое выступление я хочу закончить словами известного педагога:
«Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет
долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать
таких слов – и ребёнок усвоит их на лету…» К. Д. Ушинский.
Список литературы:
1. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т. В. Большова / Спб. ,2005 — 71с.
2. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /Воробьева В. К. – М., 2005 — 114с.
3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Ефименкова Л. Н. – М., 1985 — с. 92
4. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием // Глухов В. П. Дощкольное воспитание 2004г. № 6, с. 6
5. Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с. 16
6. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М., 2007 — с. 18
7. Кудрова Т. И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи // Кудрова Т. И. Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
8. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л. В. Логопед. 2008. №4. - с. 102 -115.
9. Смышляева Т. Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1. – С. 7-12.
10. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т. А. Дошкольное воспитание. 1990. №10 — с. 16-21.
11. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
12. Малетина, Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», 2004.
13. Чохонелидзе, Н. «Учим стихи по картинкам», 2006.