Марущенко Надежда
Конспект занятия по окружающему миру «Интересные факты о пресмыкающихся» в подготовительной логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
По окружающему миру
Тема: Интересные факты о пресмыкающихся
Подготовительная логопедическая группа
МБДОУ №49
Воспитатель: Марущенко Н. С.
Владикавказ
Цель: Развивать активную речь; показать многообразие пресмыкающихся Систематизировать знание о представителях пресмыкающего класса, выявить общие черты в строении тела животных. Воспитывать интерес и любовь к природе, желание больше узнать о пресмыкающихся.
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру „Интересные факты о пресмыкающихся“ в подготовительной логопедической группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Земноводные и пресмыкающиеся
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
Материал: картинки: крокодил Нильский, гадюка степная, змея, ящерица, черепаха, канториниди, тегоцефал, Эласмозавр, Зауропад, схемы: строение кожи и скелета пресмыкающихся, размножения крокодила, схема: «Что я узнал и запомнил».
Ход: Сегодня мы с вами познакомимся с животными, а с какими, вы узнаете отгадав загадки.
Загадки: 1. В Ниле водится тот зверь,
Ты слезам его не верь.
Ты не верь, что он хороший
Любит кушать он калющи
Как-то солнце проглотил.
Кто же это? (Крокодил)
- Что вы знаете о крокодилах?
Дети: 1. У крокодила четыре коротких лапы
2. У крокодила огромная зубастая пасть, ей он захватывает добычу.
3. У крокодила два больших глаза.
4. Тело крокодила покрыто чешуйками.
- Правильно! Глаза крокодила способны различать предметы кающихся имеют четырехкамерное сердце. Легкие и желудок имеют толстые мускулистые стенки, мочевого пузыря у него нет, хорошо развит головной мозг, органы чувств. У глаз крокодила, как и у других пресмыкающихся есть с длинным рылом, приплюснутое туловище, мощный хвост. Глаза, ноздри, уши закрываются колпачками. На задних лампах плавательные перепонки. Зубы конические, сидящие в ячейках (альвероах).
- Крокодилы откладывают свои яйца в своеобразные гнезда из песка, глины и камней. Они тщательно охраняют «гнездо» и после выступления детенышей. Очень осторожно переносят в бо безопасное место.
- Давайте рассмотрим общую схему размножения пресмыкающихся картинка 4.
Дети: 1. Сначала пресмыкающиеся откладывают яйца в гнезде
2. Потом в этих яйцах внутри идет развитие детенышей
3. Затем молодое пресмыкающиеся вылупляется из яйца.
Ящерицы, змеи – откладывают яйца, покрытые кожистой оболочкой, а у черепахи, кроокдилов – известковой чкорлупой.
Прорвав яйцевым зубом оболочку яйца, детеныш выходит наружу и сразу начинает жить самостоятельно. Когда яйца начинают трескаться из гнезда доносятся пронзительные евакающие звуки. Это сигнал, предупреждающий мать о наступлении момента рождения. Яйца пресмыкающиеся не высиживают, как птицы.
- Следующая загадка: По земле, не зная страха,
Домик ползает на лапах.
Не из дерева – иной
Роговато-костяной
Днем и ночью… (черепаха)
- Что вы знаете о черепахах?
Дети: 1. Черепахи живут долго, почти 300 лет.
2. Черепаха ползает очень медленно.
3. Черепаха может плавать в воде.
4. Если тронуть черепаху, она спрячется в своем панцере.
- Я расскажу вам о болотной черепахе: шея, ноги, хвост темные в многочисленных желтых пятнах. Верхний щит, панцирь (карапакс) – темно-оливкого или буро-коричневого цвета. Нижний щит – пластрон – желтовато-бурый. Эти щиты соединены сухолжильной связкой. Между пальцами перепонка (ласты) сами конечности снабжены длинными острыми когтями. Длинный хвост играет роль "руля" при плавании. Плавает хорошо и ныряет. Часто выходит н берег погреться на солнце. Впадает в спячку с сентября по апрель.
- Отдохнем Физ минутка «Ящерица»
На припеке у тропинки
Греют ящерицы спинки
Желудятся на солнышке,
Щурят глазки зернышки
Разомлели от жары
Не добраться до норы
Бегали за мошками
Ночь без передышки
Натрудили ножки
Гожки-коротышки
- Продолжим знакомство с пресмыкающтмися
Загадка: Нет ни рук, ни ног у зверя,
И не нужно. Не потеря –
Она легко в траве скользит,
Априблизишься – шипит.
У Гадюки степной окрас серо-стальной с коричневым или черным узором на спине. Иногда встречаются светло-бупые. Это хладнокровное животное, тело будет той температуры, какой будет температура внешней среды. Не могут поддерживать температуру тела выше 30°С, поэтому не любят греться на солнце.
На суше передвигаются довольно медленно, но отлично плавают. Может выбираться на ветви кустарников. Ядовита. По бокам, туловищу темные не резкие пятная. Верхние боковые края заострены. Края морды слегка приподняты, а череп вытянут. На верхней стороне головы расположен темный рисунок, по бокам головы расположены ядовитые железы, они придают голове треугольную форму. Ядовитый зую расположен на вращающейся кости. Зуы очень длинные. Есть прорезь небольшого размера, прорезана с нижней части, иногда посередине носового щитка. Глаза темно-коричневые, зрачок вертикальный.
Питается: насекомыми, птенцами, пауками, мышевидными грызунами. Ползет изгибаясь, отталкиваясь от неровной поверхностит несколькими толчками. Сама змея, служит пищей орлу, барсуку, ежу, совам, лтсе, хорьку.
- Поиграем немного. Давайте проговорим скороговорку:
А) "У четырех черепах
По четыре черепашонка"
(дети проговаривают сначала медленно, затем с постепенным увеличением темпа).
Б) Работа со схемой: строение кожи пресмыкающихся картинка 8
Дети: 1. На коже пресмыкающихся есть роговой слой. Бывает в виде панцыря, защищает от повреждений тело.
2. Есть эпидермис он предохраняет тело животных от шелушения.
3. Кожа защищает от повреждений и потери воды, когда кожа становится ороговевшая, сбрасывается в период линьки. Картинка 9
В) еще поработаем со схемой – скелет картинка 10.
- Из каких частей состоит скелет пресмыкающихся?
Дети: 1. В скелете есть: череп, позвоночник, ребра.
2. Еще есть скелеты конечностей.
3. Скелеты конечностей у змеи отсутствуют, так как у змей не лап. Она ползает.
4. Еще в скелете есть кости таза, лопатка, кроме скелета змеи.
- Рассмотрим картинку: «Органы чувств змей» картинка 11
Дети: 1. У змеи органы чувств – глаза с веками и мигативной перепонкой.
2. Также ноздри и чешуя – это органы чувств змеи.
3. Ушное отверстие с барабанной перепонкой, язык раздвоенный – тоже органы чувств змеи.
- Молодцы! Продолжим знакомство
- Следующая загадка: Я зеленая малышка,
И проворна дпже слишком.
Если звост поймаешб мой
Я отдам – он будет твой картинка 12
- Это ящерица ветереница. Ломкая, безногая, внешне схожая со змейкой. Тело самца коричневого, серого или бронзового цвета, на брюхе темные пятна и полосы, на спине идет два ряда пятен. У самок окрас бледнее, на боюхе у них нет пятен и полос. Чешуя твердая, гладкая, закругленная. В отличии от змей имеет подвижные веки. Безвредная, очень полезна, уничтожает вредных насекомых.
- Вот вы и познакомилимь с животными.
- Как одним слоовм можно назвать всех животных: крокодил, черепаха, змея, ящерица? (это пресмыкающиеся, потому что ползают по земле).
- Как еще их можно назвать? (рептилии).
- Все эти пресмыкающие занесены в Красную Книгу. О чем это вам говорит (это исчезающий вид животных, их надо беречь и охранять)
- Первые пресмыкающиеся – Катилозавр напоминает ящерицу. картинка 13
- В устном народном творчестве часто упоминаются поговорки о персмыкающихся: Что это значит?
А) Змею на груди пригрели (делали кому-то хорошо, но вместо благодарности получили неожиданный удар)
Б) "Крокодиловы слезы"
(притворный плач, льет слезы по тому кому причинил зло, то есть вовсе не льет слезы)
В) Черепашьим шагом (двигаться очень медленно, делать что-то медленно)
- Древнее пресмыкающееся – Стегоцефал картинка 14
Предки их костные рыбы, у которых был дополнительный орган дыхания в виде легочных мешков.
- Эласмозавр картинка 15 принадлежал к группе водных рептилий. Внешне он похож на Зауропада картинка 16 с длинной шеей, но коротким хвостом. Вместо ног – ласты. Жил на суше, в морях, океанах. Самый большой из водных рептилий.
- Какое значение пресмыкающихся в природе?
Дети: 1. Змеиный яд змей применяют в медицине.
2. Из крокодильевой кожи делают сумки, обувь, ремни.
3. Ящерицы поедают вредных насекомых.
- Сейчас поработаем еще со схемой. Вы ответите на вопросы по схеме, так подведем итог нашего знакомства с пресмыкающимися картинка 17
(дети по схеме рассказывают, что узнали что хотят еще узнать о пресмыкающихся).