Юлия Шаронова
Интегрированный подход в речевом развитии детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Природа привлекает детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками, знакомясь с ней дети открывают для себя новый мир.
В начале года мы проводим обследование речевого развития детей раннего возраста по методике К. Л. Печора, Г. В. Пантюхиной. Обследуются параметры понимания и активной речи. Проводя диагностику, мы пришли к выводу, что обследование речевого развития детей раннего возраста затруднено.
Публикация «Интегрированный подход в речевом развитии детей раннего возраста» размещена в разделах
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Во - первых, это связано с возрастными особенностями детей. Во время адаптации ребенок болезненно переживает разлуку с мамой и не всегда вступает в контакт с педагогом.
Во – вторых, это связано с личностными особенностями детей. Одни – гиперактивны и расторможены, не слышат речи взрослого, у них повышенная отвлекаемость. Другие – замкнутые, стеснительные, таких деток трудно вызвать на общение.
В – третьих, трудности вызывают не говорящие дети.
В основном речевое развитие вновь пришедших детей соответствует возрасту. Однако, наблюдаются проблемы в развитии активной, связной речи.
Исходя из этого, нами была поставлена следующая цель работы: способствовать активизации речевой активности детей раннего возраста, используя интегративный подход.
Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области "Речевое развитие" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка. В большинстве своём развивающие, образовательные ситуации проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер, помогая детям лучше ориентироваться в мире, привлекать для решения своих проблем сведения из разных образовательных областей. Образовательная деятельность осуществляется:
1. в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной и др.
2. в ходе режимных моментов;
3. в самостоятельной деятельности детей;
4. в процессе взаимодействия с семьями детей.
Для реализации целей путём интегративного подхода мы создаем условия для речевого развития воспитанников, а именно:
1. развиваем речевые способности, эмоционально-чувственную сферу;
2. создаем условия для практического опыта коммуникации, полученного ребёнком в совместной деятельности со взрослым, в повседневной жизни;
3. разрабатываем цикл интегрированной непосредственной образовательной деятельности;
4. пополняем в группах центры коммуникации и литературные центры;
внедряем новые формы работы с родителями по речевому развитию дошкольников.
Особое место уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. В группе мы создали уютную, мобильную, многофункциональную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и игровым материалом, отвечающую возрастным и индивидуальным особенностям детей, требованиям основной общеобразовательной программы и Федеральным государственным требованиям. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности, режимные моменты и общение воспитателя с детьми. Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, играми, включает каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности.
Важным условием в работе является использование игровых приемов. Мы использовали разные виды игр: дидактические игры и упражнения экологического, познавательного характера, игры на формирование звуковой культуры речи, которые способствуют развитию речевой активности. В своей работе мы использовали следующие методы: чтение стихов, объяснение назначения предметов, показ картинок и реальных предметов в окружающей обстановке, тематические лото с изображением игрушек, животных, мебели, задания по развитию речевого дыхания и мелкой моторики детей, задания на протяжное и длительное произнесение звуков и т. д.
Мы активизируем в речи детей слова, переводим их из пассивного словаря в активную речь. Используем словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание и умение повторять звукосочетания и слова. Дети любят игры «Кто что любит кушать», «Кто что делает». Одним из приемов активизации речи является прием поручений. После того, как ребенок выполнит конкретные поручения, необходимо спрашивать, что ты принес, что у тебя в руках (существительные). Активно используем пособие для определения цветового спектра “Разноцветная мозаика”. В группе оформлено экологическое панно, которое сменяется в соответствии со временем года. Для активизации познавательной активности используем дидактические игры «Кто где живет», «Большие и маленькие», «Волшебное дерево», «Фрукты» и др. Для создания мотивации детей, эмоциональной насыщенности непосредственной образовательной деятельности использовали игровые и проблемные ситуации, элементы музыкальной, речевой и двигательной деятельности.
Мы способствуем развитию фразовой речи, учим детей строить предложения из 3,4 слов, используя такие методы и приемы как, постоянное общение, наблюдения, рассматривание сюжетных картинок, сюжетно дидактические игры.
Например, рассматривание картины «Зимние забавы» включает определение времени года, перечисление людей и предметов на картине, выяснение их действий. В данной деятельности интегрируются образовательные области «Художественно- эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Отвечая на вопросы, ребята могут составить совместно с педагогом небольшой рассказ.
Использование стихов, потешек, игровых песенок, приговоров доставляет детям огромную радость, способствует обучению вслушиваться в звуки речи. Большинство потешек, игр, песенок связанно с двигательной деятельностью детей (области «Физическое развитие», «Речевое развитие»).
Мы осуществляем тесное сотрудничество с родителями. Родители участвуют в оформлении родительского уголка, делают фотографии, совместные рисунки с детьми, составляют рассказы о природе. Даем рекомендации по совершенствованию развития всех сторон речи детей. В работе с родителями мы используем следующие формы:
Родительские собрания, показательные мероприятия, анкетирование, беседы, участие родителей в оснащении группы игровым материалом;
Совместные мероприятия: праздники, развлечения, фотовыставки, обобщение семейного опыта и представление его на педсовете;
Информирование: консультации, памятки, семинары-практикумы.
Исходя из результатов обследования и наблюдений за деятельностью детей, результатами нашей работы стали:
* повышение уровня развития речи каждого ребёнка
* повышение самостоятельной речевой активности детей
* увеличение числа задаваемых детьми вопросов
* повышение интереса к миру природы, художественной литературе.
Результаты обследований показывают положительную динамику в развитии каждого ребенка. Дети стали больше общаться друг с другом и с взрослыми. Речь детей стала чище и полнее. Появился интерес детей к общению.