Мишанина Анастасия
Особенности формирования слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР III уровня
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности формирования слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Актуальность нашего исследования обусловлена проблемой оптимизации работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР в условиях логопедической группы дошкольного образовательного учреждения. Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР является малоизученной и недостаточно описанной. Методические рекомендации по преодолению этого нарушения являются противоречивыми и неполными, несмотря на то, что данная проблема актуальна. О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. Большой вклад в изучение данной проблемы внесли такие авторы как Н. С. Четверушкина, С. Е. Большакова, З. Е. Агранович и др.
Публикация «Особенности формирования слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР III уровня» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Слог. Слоговая структура речи
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2016
Целью нашего исследования является изучение особенностей сформированности слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР. Реализация данной цели возможна при решении следующих задач: теоретически изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и выявить особенности нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР III уровня.
З. Е. Агранович отмечает, что слоговая структура слова – это дефект речевого развития, характеризующийся трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. [1, 27-28]
В данной статье раскрывается выявление особенностей формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР III уровня.
Усвоение слоговой структуры слова представляет для детей особую трудность. Данное нарушение значительно затрудняет овладение устной речью, а в дальнейшем и письменной речью. Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства с ним – малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку. [4, 23-25]
Логопедическая работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений. [3, 46-48 ]
Особое внимание уделяется работе над ритмом, как одной из основных характеристик в нарушении слоговой структуры. Существует два ритма: музыкальный – чередование и соотношение во времени звуков и пауз одинаковой или различной длительности, и речевой – ритм на уровне слова, при котором обязательны наличие ударения и отсутствие пауз в словах. Любая работа над ритмом, в том числе музыкальным, полезна для детей с ОНР. Даже при совершенствовании мелкой и общей моторики (которые обычно нарушены у детей с ОНР) необходимо как можно больше уделять внимание заданиям ритмизирующим деятельность детей. [5, 3-5]
Важнейшее значение в работе имеет индивидуальный подход к детям, который предлагает учет психических особенностей, работоспособность, речевые возможности дошкольника и характер нарушения слоговой структуры слова. Поэтому работа по формированию слоговой структуры слова целесообразно проводить индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения. Характерной особенностью занятия по формированию правильной слоговой структуры слова является частая повторяемость видов работы на разном речевом материале с включением элементов новизны по содержанию и форме. [2, 27-28]
Востребованность дидактических игр для формирования слоговой структуры слова обусловлена необходимостью повышения эффективности коррекционно–развивающей работы и профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Практическая значимость использования таких игр состоит в возможности оптимизации пропедевтического этапа; дифференцированного коррекционного воздействия с учетом психолого-педагогических особенностей и потребностей детей с речевой патологией и интеграцией в образовательные области; возможности определения уровня речевого развития, слоговой структуры слова и определении индивидуального маршрута каждого ребёнка; повышении качества сформированности речевых навыков у детей с ОНР. [5, 6-8]
Для более четкого отражения проблемы нами проведен констатирующий эксперимент. Эксперимент был проведен по методике А. К. Марковой.
В констатирующем эксперименте приняло участие 10 детей в возрасте 5 лет МДОУ № 381 «Ласточка» Московского района г. Казани.
Среди детей экспериментальной группы 6 детей легко шли на контакт, но были очень подвижны, часто отвлекались, 4 человека были замкнутые, утомлялись, быстро истощалось внимание.
Исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально. Все дети, вошедшие в состав экспериментальной группы, были отобраны по готовым логопедическим заключениям. Обследуемые имели нормальный слух, зрение и интеллект.
Материалом исследования служили предметные картинки. Ответы ребенка экспериментатор заносил в протокол. При обработке материалов исследования не учитывались дефекты произношения звуков, выявленные при исследовании звукопроизношения.
В ходе проведенного обследования у 60 % детей выявились нарушения количества слогов в самостоятельной речи, 20% - добавляют слогообразующей гласный в том месте, где имеется стечение согласных, а у 20 % детей встречаются антиципации, т. е. уподобление одного слога другому.
При употреблении односложных слов ошибки не допускались, в свою очередь, в двухсложных словах встречались у 30% испытуемых.
Ошибки при употреблении трехсложных слов встречались у 60% детей экспериментальной группы. Причем количество ошибок в словах со стечением согласных было выше, чем в словах без стечения согласных. При употреблении многосложных слов ошибки не отмечались
Исходя из результатов анализа, можно утверждать, что у старших дошкольников с ОНР III уровня наибольшее количество ошибок слоговой структуры встречалось в двусложных и трехсложных словах, как с открытым слогом, так и со стечением согласных.
Литература:
1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб., 2004. 38с.
2. Бабина Г. В. Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова : обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. М, 2002. 60с.
3. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. М., 2007. 52с.
4. Маркова А. К. Особенности овладения слоговым структурированием детьми с ОНР : Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995. 125 с.
5. Четверушкина Н. С. Слоговая структура слова : система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. М. : Гном Пресс, 2006. 211 с.