Легенченко Ольга Николаевна
Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Дидактические игры
▼ Скачать
Тема: «Игра-основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Дидактические игры»
Мир ребенка причудливо переплетен с различными органами чувств: зрением, слухом, осязанием, эмоциями. Чувство восприятия окружающего мира захватывает ребенка, полностью овладевает им, побуждает к исследовательской деятельности и раскрывает творческие способности, присущие детству.
Публикация «Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста, Дидактические игры» размещена в разделах
Игра считается одним из основных видов деятельности для детей дошкольного возраста. Можно сказать, что дидактическая игра является сложным и педагогическим явлением, поскольку она является методом обучения игре дошкольников, в то же время формой воспитания ребенка, самостоятельной игровой деятельностью и методом всестороннего развития ребенка. Дети могут узнать о характеристиках предметов, непосредственно прикоснувшись к ним. Но это также вызывает у ребенка много вопросов. Чтобы удовлетворить любопытство ребенка, активно исследовать окружающий мир и научиться узнавать связи между вещами и явлениями необходима игра. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Развивающие игры должны занимать важное место в планировании любой образовательной деятельности с детьми.
Обучающие игры в детском саду являются одним из важнейших средств воспитания и обучения. Ведь ребенок учится, играя, и, как следствие, растет. Таким образом, игра учит детей мыслить, воспитывает целеустремленность, напористость и организованность.
Таким образом, в процессе игры у детей формируется правильное отношение к окружающему, к явлениям повседневной жизни, природы, игры углубляют знания ребенка, систематизируют их что, безусловно, является умственным воспитанием.
Дидактические игры также развивают сенсорику, ведь для того, чтобы полностью понять окружающий мир, ребенок должен его чувствовать и воспринимать. Для малышей ранние сенсорные опыты играют жизненно важную роль в развитии мозга. Кроме того, прикасаясь к новым впечатлениям, предметам и взаимодействиям, дети могут получать информацию, узнавать об окружающем мире и понимать его. Сенсорная игра относится ко всем играм, которые стимулируют у ребенка осязание, обоняние, вкус, зрение, слух, а также чувство движения и равновесия. Развивающие игры предназначены для того, чтобы заботиться о развитии языка ребенка. Во время игры ребенок активно и пассивно увеличивает свой словарный запас, учится правильно произносить буквы, звуки и целые предложения, чтобы правильно выражать свои мысли.
Дошкольное образование должно развивать и обогащать детей новыми знаниями, формировать их познавательные интересы и способности. С помощью игр воспитатели учат дошкольников самостоятельно мыслить и в разных условиях использовать полученные знания в разных условиях и в соответствии с поставленной задачей. Содержанием игр является окружающая действительность: природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.
Хочется поделиться своим рабочим опытом по формированию пособий для игр по сенсорному развитию, в которые мы играем в садике и в которые рекомендуем играть дома. Учебные пособия подходят для педагогов детских садов, педагогов дополнительного образования и родителей детей.
Дидактическая игра «Подбери по цвету» – занятие для дошкольников младшего и среднего возраста, развивающее память, логику, концентрацию внимания, зрительное восприятие основных тонов палитры. Игра, в ходе которой ребенок сортирует картинки по цвету, учится разделять оттенки на светлые и темные, теплые и холодные, подходит и для индивидуальной, и для коллективной работы.
Занятие развивает:
- память, мышление, внимательность;
- речевые навыки;
- усидчивость, старательность;
- способность зрительно воспринимать предметы;
- моторику пальцев рук;
- культуру коллективного поведения.
Для игры необходимо подготовить картонные листы, окрашенные в выбранные цвета, и карточки, изображающие животных, растения, плоды, вещи соответствующих оттенков.
Воспитатель раскладывает на столе картон. Воспитанники по очереди берут понравившуюся иллюстрацию, говорят, что на ней изображено, какого цвета нарисованный предмет. Кладут карточку на соответствующий картонный листок.
Дидактическая игра «Найди и назови геометрическую фигуру для детей 2-3 лет» Данная игра в увлекательной форме поможет закрепить и расширить знания учащихся о геометрических фигурах, их цветах, размерах. Поспособствует развитию зрительного восприятия. Использование прищепок способствует развитию мелкой моторики.
Цель игры : развитие зрительного восприятия, моторики, знакомство с геометрическими фигурами, закрепление названий цветов, закрепление представлений о размерах
Оборудование: прищепки, шаблоны геометрических фигур.
Правила игры : Дети должны найти соответствующую фигуру и прикрепить в нужное место. Необходимо соотнести фигуру с цветом и правильно назвать их. В игре может принимать участие и два ребенка и вся группа одновременно. Можно использовать пособие и для индивидуальной работы.
Ход игры : прикрепляем прищепки к углам на геометрических фигурах – изучаем понятие угол. Считаем, сколько углов у каждой фигуры. Где больше, где меньше углов, где одинаковое количество.
Дошкольный возраст - это уникальный период жизни человека. Его особенность заключается в особой восприимчивости, чувствительности к усвоению окружающей действительности; в исследовательской, предметно-исследовательской, предметно-манипулятивной и познавательной деятельности дошкольника.
Знания, в развлекательной форме игры, усваиваются детьми быстрее, сильнее и легче, чем те, которые связаны с длительными упражнениями. Эти игры и занятия способствуют развитию познавательных способностей и потребностей, нравственных качеств, формированию познавательного интереса. Применяя различные дидактические игры в работе с детьми, вы увидите, что играя, дети лучше усваивают материал программы и правильно выполняют сложные задания. Использование игр не только усиливает образовательный и обучающий эффект, но и способствует развитию памяти и навыков мышления у детей, а также оказывают большое влияние на психологическое развитие детей. При обучении маленьких детей через игру, важно попытаться привнести в процесс обучения удовольствие от игры.
Дидактическая и развивающая игра содержит условия, способствующие общему развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешнего и внутреннего действия, коллективной и индивидуальной деятельности ребенка. При проведении игры должны быть соблюдены все эти условия, а именно, каждая игра должна приносить ребенку новые эмоции, навыки, расширять опыт общения, развивать коллективную и индивидуальную активность. Важно предлагать игры с учетом необходимой последовательности этапов, от самых простых и доступных игр для каждого ребенка, до более сложных. Я полагаюсь на то, что ребенок уже знает и что он любит делать в каждой игре.
Дидактическая игра играет важную роль в умственном воспитании и обучении. Дидактическая игра - это также игровой метод обучения дошкольников, форма обучения, самостоятельная игровая деятельность, и, что самое главное, это средство всестороннего воспитания личности ребенка.
Изучая труды известных педагогов, психологов, их эмпирические исследования, можно сделать вывод о том, что дидактическая игра имела существенное значение в развитии детей многие века.
Педагогов разных лет волновала проблема развития умственных и познавательных процессов у дошкольников, стимулирования их активности, в которой большое предпочтение отдавалось дидактической игре.
Дидактический способ использования игры был разработан в 18 веке педагогом К. Г. Зальцман. Он использовал различные игры для того, чтобы сделать обучение детей более увлекательным, соответствующим их возрастным особенностям. [2]
Дидактический способ применения этих игр представлен в «Педагогике» Ф. Фребеля. Он придавал игре большое воспитательное значение в развитии детей, поскольку она улучшает речь, память, мышления и воображения. Фребель считал, что основой для воспитания детей в детских садах. Он разработал различные дидактические игры для детей. [1]
Игра удовлетворяет биологические и психологические потребности ребенка и способствует умственному, эмоциональному, социальному и нравственному развитию. Желание, стремления, эмоции, мысли и потребности ребенка быть активным в окружающей среде выдвигаются на первый план. Несмотря на то, что различные роли в игре являются продуктом воображения ребенка, ребенок может получить личный опыт о том, что является положительным, а что отрицательным в хорошем и плохом поведении. С помощью игр дети могут приобретать знания, опыт, развивать навыки и привычки, поэтому развивающие игры являются мощным инструментом образования.
Дидактические игры, используемые в учебном процессе, вызывают все больший интерес и признание в дошкольных учреждениях. Обучение с ними имеет неоспоримые преимущества перед традиционными моделями обучения. Когнитивные процессы, а также внимание, память и мышление можно тренировать с помощью различных дидактических игр.
Игра способствует более здоровому детству, интеллектуальному развитию детей и в то же время, стимулированию языковых навыков. С помощью игр дети проявляют свой интерес к окружающим их вещам.