Виктория Денисова
Формы стимулирования социально ответственного поведения воспитанников школы-интерната
▼ Скачать + Заказать документы
Формы стимулирования социально ответственного поведения воспитанников школе-интернат.
(из опыта работы)
Наша школа-интернат, в которой обучаются и воспитываются дети разных возрастов из различных слоёв населения, готовит своих воспитанников к самостоятельному труду и дает не только объем знаний и умений по предметам школьного обучения, но и необходимые нравственные понятия с навыками культурного поведения. Процессы обучения и воспитания направлены на формирование личности каждого ребенка, коррекцию недостатков его развития, создающие предпосылки для социальной адаптации воспитанников.
Публикация «Формы стимулирования социально ответственного поведения воспитанников школы-интерната» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
На первом месте у нашего интерната стоят задачи социальной адаптации воспитанника, выпускника школы - интерната. Социальная адаптация в виде активного приспособления к условиям социальной среды при помощи усвоения и принятия определенных целей, ценностей, а также норм, правил и общепринятых способов поведения, является основой для личного и социального благополучия. Ребенок, воспитываемый вне семьи или ограниченный в развитии, не может сам выделить и осознать, усвоить звенья социальных структур, позволяющие поддерживать комфортное существование в социальной среде, а также реализовывать потребности и цели. Поэтому социальная адаптация, является важной задачей обучения и воспитания ребенка, в нашей в школе.
В младшем школьном возрасте формируются первые представления об окружающей действительности, формируются навыки общения в совместной деятельности.
В результате работа в начальном звене по социализации помогает ребенку приобрести:
• четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;
• чувство ответственности и понимания других людей;
• приобщение к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно- нравственного развития человека;
• умение увидеть ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле.
Воспитательное занятие. Это наиболее распространённая форма организации стимулирования социально ответственного поведения воспитанников. Проведение воспитательных занятий и уроков заранее предусматривается в плане педагогической работы. При проведении воспитательных занятий преобладает форма свободного общения воспитанников с педагогом. Тематика воспитательного занятия во многом зависит от возраста учащихся, уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического коллектива. В I-V классах обычно проводятся беседы о трудолюбии и бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др. В VI-VIII классах – о сознательной дисциплине, скромности, долге и чести, счастье и достоинстве человека, целеустремленности, культуре общения и др. В старших классах проводятся классные часы о нравственности, об активной жизненной позиции и др.
В деятельности педагога особенно большое место занимает разъяснение «Правил для учащихся» как главных критериев поведения школьников. Опытные педагоги при проведении бесед о дисциплине меньше говорят о том, чего нельзя делать, а рассказывают о том, что, зачем и как нужно делать, как нужно поступать в том или ином случае.
Беседа проводится с классом или индивидуально с учеником, совершившим недостойный поступок. Опытные педагоги не увлекаются коллективным осуждением недостатков в поведении школьников. В ряде случаев более эффективна индивидуальная беседа с провинившимися учениками. При этом важно создать атмосферу доброжелательности и доверительности.
Одним из главных направлений и основной формой работы нашей школы, для успешной самореализации является трудовое обучение учащихся.
Цель трудового обучения: создать условия для формирования необходимых компетенций у воспитанников, направленных на максимальное развитие способности к труду, привитие практических навыков, социализацию и интеграцию в общество.
Педагогическая деятельность учителей технологии и воспитателей направлена на развитие социально-трудовой компетенции. Помочь личности активно включиться в социальную среду, в общественный труд — одна из главных задач обучения и воспитания детей, в результате чего формируется трудовой стереотип, что в будущем облегчает процесс адаптации воспитанников в трудовой деятельности. Немаловажную роль в решении проблемы по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни играют проводимые педагогом по труду практические уроки по профессиональной ориентации, самоопределению обучающихся интернатных учреждений.
Воспитание в труде – это наиболее действенное воспитание. Если школьник занят трудом, он обычно любознателен и дисциплинирован, требователен к себе и честен, он надёжный помощник в семье. У него больше развито чувство ответственности. К сожалению, из стен школы не всегда выходят юноши и девушки, для которых труд не стал делом жизни. Они не прочь порассуждать о долге, чести, о высоких принципах морали. Но слова их не подкрепляются делами.
Серьёзное влияние на формирование поведения оказывает выполнение различных общественных поручений. Они тесно связаны, прежде всего, с организационной деятельностью.
Педагог организовывает дежурство по классу и школьным коридорам, в спальных комнатах, комнатах отдыха. Это подтягивает школьников, обязывает лучше вести себя, поддерживать порядок.
В среднем и старшем школьном возрасте основными формами стимулирования социально ответственного поведения являются такие предметы как: СБО — социально-бытовая ориентировка, швейное дело, столярное дело, сельскохозяйственный труд они ведутся по следующим направлениям: резьба по дереву, растениеводство, пошив одежды с применением рисунка на ткани. Данная работа направлена на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, на повышение общего развития, стимулирующих социально ответственное поведение наших воспитанников. Для успешного обучения имеются мастерские, которые в основном оснащены необходимым оборудованием. На занятиях дети привлекаются к выполнению заказов школы. Трудовая практика организуется на базе нашего учреждения с учётом имеющихся земельных участков и теплиц. На уроках по профессионально-трудовому обучению, воспитанники учатся готовить блюда разнообразного характера, заботиться о себе и своих близких, ухаживать за домом, квартирой, пользоваться общественными институтами, шить вещи различного характера (к тому же швейному делу учатся как девочки, так и мальчики, если у них есть такое желание, выполняют различные виды работ резьбы по дереву (вырезные дощечки, шкатулки, подставки для ручек, кухонные лопатки и др.). Также наши воспитанники, много работают на школьном огороде и теплицах, высаживают и выращивают такие культуры растений как: помидор, перец, огурец, горох, лук, кукурузу, кабак, тыква, капусту, зелень и др.
Проводимая во внеурочное время воспитательная работа дополняет занятия по социально-бытовой и профессионально-трудовой ориентировке.
Для отслеживания, и контроля за формированием практических умений и навыков педагогами школы ведутся карты определения сформированности социально-бытовых навыков, помогающие правильно определить актуальное состояние практических умений, зону ближайшего развития у ребенка, определить стратегию работы по повышению мотивации ученика к овладению необходимыми умениями.
Профориентационная работа проводится с учащимися 5-9 классов, она состоит из следующих направлений:
1. Просветительская: внеклассные мероприятия, внешкольные групповые и массовые мероприятия (встречи с представителями технического техникума, политехнического лицея, воспитательные занятия с профессиональным содержанием).
2. Консультационная: профориентационные индивидуальные и групповые консультации.
Огромную роль, в наших школах играет такая форма работы как, кружковая, стимулирующая социально ответственного поведения воспитанников. Это кружки такие как: «Вокальный кружок», «Драматический кружок», «Резьба по дереву», «Лёгкая атлетика», «Мини-футбол», «Танцевальный», «Компьютерная азбука», «Книжкина больница», «Основы кулинарии», «Художественный труд».
Так воспитанники шолы-интерната активно участвуют в сельских (районных) и республиканских соревнованиях и мероприятиях. Высокие результаты показывают спортсмены на чемпионатах ПМР по лёгкой атлетике и мини-футболу (за 5 лет привезено 18 призовых мест). Данный кружок формирует и стимулирует у детей потребность в здоровом образе жизни и укреплению здоровья. Дети, посещающие танцевальный кружок, выезжают на различные мероприятия с показательными выступлениями и активно участвуют на школьных мероприятиях. Кружок драматизации детям нравится в особенности, воспитанники учатся быть более раскованными, входить в образ, раскрывают свои творческие способности, участвуют на всех школьных мероприятиях с различными постановками. На кружке по художественному труду, дети учатся нетрадиционным способам работы с бумагой, техникой модульного оригами, торцеванием, аппликацией, изонитью, и т. п., систематически организовываются творческие выставки на уровне Республики, района и школы. Так в рамках Республиканского проекта вывозились работы на благотворительную акцию «Ищу тебя моя семья», на выставку ко Дню Матери г. Днестровск всё это продавалось: вырезные дощечки, лопатки, шкатулки, изделья из модульного оригами, работы с изонитью, вязанные коврики, салфетки и т. п. на вырученные деньги закупают новый материал для работ, всё это приносит детям огромное удовольствие и стимулирует воспитанников к социально ответственному поведению.
Одной из форм работы по социализации в нашей школе является проведение общешкольных и внеклассных мероприятий, праздников, различных конкурсов, где каждый класс несёт свою ответственность за его подготовку, и каждый ребёнок проявляет и раскрывает в себе индивидуальные и творческие способности, раскрывается и учится быть более раскрепощенным.
Социализация обучающихся, осуществляется на всём протяжении обучения в интернатных учреждениях. Одним из приоритетных направлений работы является дальнейшее трудоустройство детей, получение ими профессионального образования.
Вся работа по социальному развитию проходит на протяжении всех лет обучения.
“Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребёнке”