Татьяна Крючкова
Ребенок и художественная литература
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство невозможно представить себе без книг. Известно, что художественная литература воздействует на нравственное, эстетическое и умственное развитие ребенка. Открывает мир человеческих отношений и чувств, объясняет ребенку жизнь общества, природы. Художественная литература обогащает эмоции детей, развивает мышление, воображение. Дети дошкольного возраста проходят путь понимания литературных произведений от безотчетного эмоционального отклика до понимания средств выразительности содержания произведения. Такое развитие происходит при донесении литературного произведения до детей, когда их внимание обращается не только на содержание, но также и на выразительные средства языка текста. У дошкольников формируется художественный вкус, появляется избирательное отношение к литературным произведениям. Слушая стихи, сказки ребенок переживает и волнуется вместе с героями. Понимая и осмысливая литературные произведения, ребенок посредством этого формируется как личность.
Публикация «Ребенок и художественная литература» размещена в разделах
Знакомство с литературой в младшей группе осуществляется с помощью стихов, сказок, фольклорных произведений, небольших рассказов. Малышей учат следить за развитием действия в сказке. Особенно привлекают малышей произведения стихотворного жанра, отличительная черта которых ритмичность, музыкальность, четкая рифма. Дети запоминают текст при повторном, многократном повторении и при этом речь малыша обогащается запомнившимися словами и выражениями.
В средней группе продолжается знакомство детей с художественной литературой. Обращается внимание детей на содержание произведения и на особенности языка, на эпитеты, сравнения. После прочтения важно сформулировать правильно и грамотно вопросы и побуждать детей отвечать на них. Нужно и важно это для того, чтобы помочь ребенку выделить главное, заставить его думать, размышлять.
В старшей группе учат детей замечать выразительные средства при восприятии произведений. В этот возрастной период дети способны более глубоко осмысливать содержание произведения, осознавать особенности художественной формы. При ознакомлении со стихами, стихотворным жанром, необходимо помочь ребенку увидеть и почувствовать красоту и напевность, ритм произведения. Вопросы по прочитанному должны определять понимание ребенком основного содержания и умение оценивать действия и поступки героев.
В подготовительной группе перед педагогами стоят задачи воспитания у дошкольников любви и уважения к книге, развития поэтического слуха, выразительно интонационной речи. Необходимо проводить анализ литературных произведений, при котором дети будут учиться различать жанры, чувствовать особенности языка сказок, басен, стихотворений и рассказов.
Ознакомление с художественной литературой также включает, наряду с целостным анализом произведения, выполнение творческих заданий. Все это положительно влияет на развитие поэтического слуха и творчества детей дошкольного возраста.