Ирина Цветкова
Родительский всеобуч «Как научить ребёнка безопасному поведению на дороге»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор:
Цветкова Ирина Александровна,
воспитатель 1 квалификационной категории
Как научить ребенка безопасному поведению на дороге?
Цель: организация совместной деятельности детского сада, семьи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышение культуры участников дорожного движения.
Задачи:
Публикация «Родительский всеобуч „Как научить ребёнка безопасному поведению на дороге“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
1. Побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД – самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей.
2. Ознакомить родителей с правилами, способствующими наиболее эффективному усвоению ПДД.
Подготовительная работа:
• изготовление приглашений для родителей,
• анкетирование родителей, анализ анкет,
• изготовление памяток для родителей,
• оформление помещения, где будет проходить всеобуч,
• оформление выставки для родителей :
- методические рекомендации для родителей по воспитанию навыков безопасного поведения на дороге,
Оборудование: ноутбук, телевизор.
Ход всеобуча
I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Вступительное слово воспитателя.
Уважаемые родители! Наша сегодняшняя встреча посвящена очень важной проблеме – воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на дороге. Как научить ребенка правилам дорожного движения? Как добиться того, чтобы он выполнял эти правила? Многие родители, обеспокоенные за своих детей, прибегают к различным методам: многословные предупреждения, нотации, порой даже применяют в своей практике воспитания наказание. Такие методы вряд ли дадут ожидаемый эффект. А вот терпение и настойчивость являются эффективными средствами, обеспечивающими успех дела. Терпение и настойчивость – именно то, чего нам так не хватает в повседневной жизни. Терпение и настойчивость, которыми нам необходимо запастись хотя бы ради спасения жизни и здоровья собственных детей.
Работа по обучению детей правилам дорожного движения – это длительная работа. Для того чтобы она дала результаты, недостаточно занятия или беседы с детьми. Все теоретические знания дети должны отрабатывать на практике. И если теоретическими знаниями мы обеспечиваем детей в детском саду, то их практическое применение – это работа ваша, уважаемые родители.
В повседневной жизни мы стараемся быть вежливыми по отношению друг к другу, а вот ступая на дорогу, садясь за руль автомобиля, становимся другими, как бы перерождаемся. «Не трамвай – объедет», – убеждает себя пешеход, переходя дорогу перед близко идущим транспортом. У водителя мнение насчет пешехода совсем другое: «Не столб – отойдет», а в результате статистика собирает урожай дорожных происшествий, связанных с наездом на пешеходов. Пешеходы наравне с водителями обязаны соблюдать Правила дорожного движения. Об этом должны знать и взрослые, и дети.
2. Просмотр фильма «Туфелька».
3. Слово воспитателя.
Уважаемые взрослые, родители, водители!
Выполняйте простые правила безопасности при путешествии на автомобиле.
Убедитесь, что ремни безопасности пристегнуты!
Лобовое столкновение при скорости 50 км/ч равносильно падению с третьего этажа здания. Не пристегнув ребёнка, вы позволяете ему играть на балконе без перил. Дети до 12 лет должны сидеть на заднем сиденье. Центральное заднее сиденье — самое безопасное при боковом столкновении.
Ремни безопасности и специальное сиденье должны соответствовать росту и весу ребёнка.
Я предлагаю вам, уважаемые родители, определить, насколько вы сами компетентны в вопросах изучения правил дорожного движения.
Блиц-опрос:
• Как правильно переходить улицу?
• Почему перед тем, как переходить проезжую часть, нужно остановиться и осмотреться?
• Зеленый сигнал светофора начинает мигать. Можно ли начинать переходить дорогу?
• Где находится самое безопасное место для перехода проезжей части?
• Как обозначается наземный пешеходный переход?
• Для чего нужно детское сиденье в автомобиле?
• С какого возраста детям разрешается выезд на проезжую часть на велосипедах, скутере?
• Знак «Дети» - для пешехода или для водителя?
• Согласны ли вы с правилом: «При переходе улицы посмотри налево,
а, дойдя до середины, – посмотри направо»
Это правило в такой формулировке устарело и создаёт опасную ситуацию. НАДО: Прежде чем переходить дорогу – остановиться, посмотреть в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходить дорогу, постоянно контролируя ситуацию!
• Правильно ли то, что автобус надо обходить сзади.
НЕТ! Это правило устарело и не спасает, а, напротив, создает аварийную ситуацию, так как при выходе пешехода сзади транспортного средства, ни пешеход, ни водитель не видят друг друга, и может произойти наезд! К тому же за автобусом может встать маршрутка или другой автобус.
Нужно дойти до ближайшего перехода и переходить только там!
Если перехода нет, ждите, пока автобус не отошел на безопасное расстояние, чтобы дорога хорошо просматривалась.
Знаете ли вы, что обыкновенная варежка может стать причиной дорожного «ЧП»?
О многих таких случаях вам могут рассказать врачи и работники ГИБДД. Приведу только один пример.
Зимним морозным вечером бабушка с внуком возвращались домой. Бабушка крепко держала ребенка за руку. Они остановились перед проезжей частью, пропустили проезжавший транспорт и уже начали переходить улицу, как неожиданно из-за поворота показался автомобиль. Пенсионерка сделала шаг назад, а испугавшийся ребенок, наоборот, вырвал свою ручонку из бабушкиной руки и побежал вперед прямо под колеса автомашины.
В руке у бабушки оказалась только связанная ею варежка…
Получивший в результате наезда переломы малыш долгое время провел в больнице.
5. Беседа с родителями. Анализ анкетирования.
Наша с вами задача – развить в детях понимание опасности, которой таит в себе автомобильный мир. Важно это сделать до того, пока ребенок не перенял, не принял неправильных стереотипов поведения на дороге, к сожалению, на сегодняшний день преобладающих во взрослой среде.
Вопросы родителям :
- Нужно ли обучать детей ПДД с раннего возраста?
- Какие методы и приемы используете для ознакомления детей с ПДД?
- Привлекаете ли вы детей к наблюдению за обстановкой на дороге?
- Являетесь ли вы примером для собственных и чужих детей?
- Прочие вопросы, возникающие в ходе беседы.
Анализ анкетирования. (Приложение 1)
Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге". Она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Ваши дети становятся большими, самостоятельными. Совсем скоро им предстоит отправиться в школу. Используйте движение в детский сад и обратно для отработки навыков поведения на дороге.
Для того чтобы приучить детей выбирать безопасный путь, давайте попробуем разработать маршрут «дом – детский сад». Договоримся: этот маршрут должен быть не обязательно самым коротким, не обязательно самым быстрым, но обязательно самым безопасным для вашего ребенка.
Ваша задача – вместе с ребенком пройти путь от детского сада до дома, посмотреть на него с точки зрения безопасности и составить на бумаге схему рекомендуемого маршрута и описания к ней.
Напомните детям, что сейчас во дворах много машин. Из-за стоящей машины может выехать и набирать скорость другая. Или какой-то автомобиль вдруг въедет во двор со стороны улицы. Не пропускайте такие особенности маршрута! Нанесите их на свой план. Обязательно обсудите это с детьми.
Шаг за шагом проследуйте по маршруту, объясните дочке или сыну сложность пути. Чем младше по возрасту ребенок, тем конкретнее должны быть примеры, ситуации, которые вы обсуждаете вместе с ними.
Учите их наблюдать, ориентироваться в обстановке на дороге, оценивать и предвидеть опасность.
Приучитесь сами и приучите детей переходить дорогу не там, где вам надо, а там, где есть переходы.
Научите всматриваться вдаль и оценивать скорость приближающегося транспорта для того, чтобы суметь вычислить время, за которое машина сможет доехать до вас.
Скоро наши дети пойдут в школу, уже сейчас неоднократно пройдите с ними маршрут от дома до школы и обратно, обращая внимание на все опасности, которые могут встретиться ему в пути. Заранее оговорите, что в сложной ситуации надо обратиться к помощи взрослых. Дайте возможность ребёнку пройти этот маршрут самостоятельно, наблюдая за ним со стороны. Затем детально проанализируйте вместе с ним все его действия.
Фликер (световозвращатель) на одежде - единственный на сегодняшний день реальный способ уберечь ребенка от травмы на неосвещенной дороге.
Принцип действия его основан на том, что свет, попадая на ребристую поверхность из специального пластика, концентрируется и отражается в виде узкого пучка.
Когда фары автомобиля "выхватывают" пусть даже маленький световозвращатель, водитель издалека видит яркую световую точку, поэтому шансы, что пешеход или велосипедист будут замечены, увеличиваются во много раз.
Например, если у машины включен ближний свет, то обычного пешехода водитель увидит с расстояния 25-40 метров. А использование световозвращателя увеличивает эту цифру до 130-240 метров!
Маленькая подвеска на шнурке или значок на булавке закрепляются на одежде, наклейки - на велосипеде, самокате, рюкзаке, сумке.
На первый взгляд фликер (такое название придумали российские производители световозвращателей - компания "Современные системы и сети-XXI век") выглядит как игрушка. Но его использование, по мнению экспертов по безопасности дорожного движения, снижает детский травматизм на дороге в шесть с половиной раз!
Чем больше фликеров, тем лучше. В черте города ГАИ рекомендует пешеходам обозначить себя световозвращающими элементами на левой и правой руках, подвесить по одному фликеру на ремень и сзади на рюкзак. Таким образом, самый оптимальный вариант, когда на пешеходе находится 4 фликера. Производители одежды, особенно, детской, начали активно использовать нашивки из световозвращающей ткани. Так же в магазинах можно найти специальную светоотражающую ленту, которую можно пришить к одежде. Какие фликеры самые лучшие? Покупайте фликеры только белого или лимонного цветов. Именно они имеют наиболее оптимальную световозращаемость для того, чтобы пешеход был заметен в темное время суток.
6. Слово воспитателя. Вручение памяток
Ежегодно на дорогах погибают дети в результате дорожно-транспортных происшествий. Порой это происходит из-за незнания или сознательного несоблюдения детьми ПДД, порой – из-за недисциплинированности на дорогах спровоцированной отрицательным примером взрослых, пренебрегающих правилами.
Ребенок учится законам дороги на примере родителей. Поэтому, пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Иными словами, успех профилактики детского дорожного травматизма во многом зависит от сознательности, личной культуры и дисциплинированности самих родителей. Уважаемые мамы и папы! Ребенок – это чистый лист бумаги, на котором можно написать все хорошее и плохое. Пусть на вашем листе будет написано только хорошее. Воспитывайте у ребенка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным. Помните, что от вашей культуры поведения на улице, в общественном транспорте, от вашего уважения правил дорожного движения зависит жизнь и здоровье вашего ребенка. Не жалейте времени на обучение детей поведению на дороге.
Как только запрет нарушаете вы, ваша маленькая «обезьянка» сделает то же самое без вас. Только постоянное, конкретное, систематическое воспитание безопасного поведения на дороге выработает у ребенка культуру этого поведения.
Желаю вам удачи!
Вручение памяток. (Приложение 2)
7. Ресурсный круг.
Родители передают друг другу «волшебную палочку» и продолжают начатое предложение: «Мой ребенок не станет участником ДТП, если …»
8. Подведение итогов всеобуча.
- Была ли необходимость в проведении этого всеобуча?
- Получена ли полезная информация? Какая?
- Если нет – что упущено?
9. Решение всеобуча.
• Продолжить работу по закреплению знаний детей о правилах поведения на улице, в общественных местах, возле дороги.
• Взрослым быть примером в выполнении правил дорожного движения