Ольга Попова
Конспект занятия «Человек — часть природы» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Человек – часть природы»
Воспитатель: Попова О. Н.
Программные задачи:
1. Учить выполнять элементарные правила поведения в природе.
2. Обобщить знания детей об охране природы.
3. Подвести детей к выводу о том, что человек и природа взаимосвязаны, что человек является частью природы.
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
Публикация «Конспект занятия „Человек — часть природы“ в средней группе» размещена в разделах
Цель: сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек и природа – единое целое, что мы — люди — являемся частью природы; взаимосвязь живой природы с неживой природой.
Предшествующая работа:
Беседы о природе, рассматривание альбомов, слайдов о заповедниках, о том, что делать нельзя в природе и как надо относиться ко всему живому, чтение художественной литературы.
Материал: картина с изображением природы, карточки с изображением живой и неживой природой, Ворона, обручи, баночки с чистой и грязной водой, картины с изображением заводов и машин загрязняющих воздух.
Содержание организованной образовательной деятельности
Ворона принесла большое письмо, в нем картина.
- Кар, это вам просили передать.
Воспитатель вешает картину на доску.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что изображено на картине?
Дети описывают картину, природу на ней.
- А вы знаете, что такое природа?
"Природа - это то, что нас окружает - солнце, цветы, деревья, растения, животные, реки.
- А как вы думаете, человек относится к природе? Является ли ее частью? Почему?
- Правильно, человека создала природа. Природа бывает живая и неживая. А как вы думаете, что относится к неживой природе? (солнце, вода, воздух, камень и т. д.) А к живой природе? (животные, растения и т. д.)
Живая природа в отличие от неживой дышит, растет, размножается, питается.
Ворона: А я куда отношусь?
Воспитатель и дети обобщают, что ворона - это птица, а птица - это живая природа.
Д/и "Живая - неживая"
На столе лежат карточки с изображением живой и неживой природой.
На ковре лежат два обруча (зеленый и желтый). В зеленый обруч надо положить карточки с изображением живой природой, а в желтый обруч положить карточки с изображением неживой природы.
Ворона залетает в зеленый обруч.
Ребята берут карточки и кладут их в нужный обруч.
Воспитатель: Ребята, а какие условия необходимы для жизни живой природы? (солнце, воздух, вода)
- А для чего нам нужен воздух? (дышать)
- А для того, чтобы все люди и животные были здоровыми нам нужен чистый воздух. В помещениях и городе много пыли, поэтому воздух не чистый. А чтобы воздух был чище, в помещениях убираются, его проветривают. А в городе сажают деревья.
- А что загрязняет воздух в городе? (машины, заводы)
На доску вывешиваются картины с изображение заводов и машин.
- Ребята, опасен ли загрязненный воздух? (да, трудно дышать)
- Растениям и животным нужен чистый воздух. А где самый чистый воздух? (в лесу, на море, где нет заводов и машин)
Ворона: Правильно, в моем лесу очень чистый воздух.
Д/и "Земля, вода, воздух"
Дети собираются в три группы. На картинке «земля» - животное, обитающие на земле; на картинке «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов; на картинке "воздух" - птицы.
Воспитатель: Ребята, а без чего еще не может прожить человек? (без воды)
- Для чего человеку нужна вода? (пить, готовить еду, мыться и т. д.)
- А какую воду считаем чистой? Чистая вода - прозрачная, не пахнет, нет неприятного вкуса.
- А где в природе можно встретить воду? (ручей, пруд, озеро, море, океан)
- В речке вода кажется чистой, но пить ее нельзя, она может быть опасна для здоровья.
Опыт. Наливаем в одну баночку чистую воду, а в другую - грязную. Процеживаем грязную воду через марлю и видим, что марля стала грязная, но и вода в баночке все равно осталась грязной. Такая вода в водоемах, ее пить нельзя.
Когда то очень давно люди пили речную воду, а теперь ее пить нельзя. Она загрязнена. А кто ее загрязняет? (люди)
- Многие люди бросают в воду мусор, заводы сливают отходы.
В такой воде очень тяжело жить растениям и рыбам и часто рыбы погибают.
Д/и "Кто живет в воде?"
Надо детям выбрать из предложенного набора карточек жильцов рек и поместить их в "водоем" (обруч).
У каждого из нас в доме есть водопровод. Мы каждый день умываемся, моемся, пьем воду. В водопровод вода поступает из рек. Она проходит через множество фильтров. Но такую воду можно пить только кипяченную, потому что в этой воде все равно остаются вредные вещества, микробы.
- Ребята, вы знаете, что воду надо экономить. А как? (закрывать кран)
Физкульминутка
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это — брасс.
Одной, другой — это кроль. Все, как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой. (Выполняем движения по тексту)
На стене весит две картины, на одной природа, на другой - пустыня.
Ворона: Ребята, а почему на одной картинки нет живой природы?
Потому что тут нет воды и растения тут не растут.
А где есть вода, то там есть и растения, и животные.
Воспитатель: Ребята, а что будет, если не будет воды? Почему? Зачем нужна вода? Какую воду мы можем пить?
- Чтобы водоемы оставались чистыми не надо загрязнять воду, надо охранять реки и озера. Надо научиться людям беречь воду и природу.
Потому что не только вода нужна чистая, но и воздух, леса. Чтобы мы и все живое были здоровы, чтобы нам было комфортно жить.
Так же нам надо чаще гулять в парке и лесу, дышать чистым воздухом.
Итог
- Ребята, сегодня мы с вами узнали, что если не будет воды, не будет и жизни на Земле.
Вода - это необходимое условие на Земле.
Нам также нужен воздух, без воздуха, как и без воды все живое погибнет. От грязного воздуха человек быстро устает, у него болит голова, ему тяжело дышать.
Посмотрите вокруг себя. Солнце, воздух, вода - это неживая природа. Растения, животные - живая природа. Человек - часть живой природы. Он должен охранять как живую, так и неживую природу.
Помните: неживая природа без нас сможет существовать, мы без неживой природе погибнем!
Ворона благодарит ребят за интересное занятие и дарит им блокноты, куда они будут зарисовывать свои наблюдения.