Светлана Будюкина
Конспект занятия «Часы. История часов»
ель занятия : Познакомить детей с историей изобретения часов.
Задачи:
1. Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа). Закрепить и расширить знания детей о разных видах часов, о принципах их работы, их роли в жизни человека.
2. Развивать творческое воображение и логическое мышление, умение делать выводы, излагать мысли. Способствовать развитию самостоятельности мышления.
Публикация «Конспект занятия „Часы, История часов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
3. Воспитывать интерес к технике, целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие
Материалы оборудование:
Для воспитателя: презентация «Часы»; макет часов с движущимися стрелками, тетради, карандаши простые, цифры от 1 до 12
Для детей: макет часов с движущимися стрелками.
Воспитатель: - Ребята, люди всегда хотели, как можно точнее измерять время. Сегодня, чтобы узнать о чем пойдет речь отгадайте загадку:
На руке и на стене,
И на башне в вышине,
Ходят, ходят ровным ходом
От восхода до захода.
Дети: Часы.
Воспитатель: Все так думают? Верно - это часы. Человек, который их делает и ремонтирует, называется часовой мастер или часовщик. Место, где собирают часы – часовой завод, мастерская по ремонту – часовая мастерская. Ребята, как вы думаете, часы существовали всегда? Кто-нибудь знает, как люди узнавали время раньше, когда не было часов? (ответы детей)
Воспитатель: - Сейчас я расскажу вам, как появились часы.
-Первыми часами. Которые придумали люди две - три тысячи лет назад, были солнечные. У них нет ни стрелок, ни циферблата. Это просто большая палка, воткнутая в землю. Если тень от палки короткая, значит день в самом разгаре. Чем ниже солнце, тем длиннее тень. И значит скоро вечер. Такие часы показывают время только в солнечную погоду. А как быть ночью и в пасмурные дни?
- Люди придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки-черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Чтобы такие часы показывали время, надо постоянно подливать в них воду. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!». Хотите, я покажу, как можно самим сделать водяные часы.
(Изготавливаются заранее водяные часы из пластиковой бутылки. Делается отверстие в крышке с помощью шила. Затем наливается вода, уровень вылитой воды отмечается маркером.)
- «Течет время» и в песочных часах. Вернее, не время течет, а песок, по которым его измеряют. Сделаны песочные часы из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок, значит, прошло 3 или 10 минут. Часы переворачивают, и счет времени продолжается. Песочными часами люди пользуются и теперь, например, врачи в поликлиниках. По этим часам больные получают лечебные процедуры. (Дети рассматривают песочные часы)
Воспитатель: - Восковая свечка – это тоже часы, древние огненные часы. Свечка до низу разрисована, как зебра, черно-белыми полосками. Воск от горящего фитилька тает, а вместе с ним тают полоски. Сколько полосок исчезло, столько значит прошло и часов. Потому что каждую свечу делили на 24части. Выходит, Время не только течет, но еще и сгорает. (Демонстрируется горящая свеча.)
Рассматривание часов
Этот круг называется – циферблат движущиеся стрелки указывают на цифры – так мы узнаём, сколько времени в данный момент. Стрелки у часов разные : одна длиннее, другая короче. Длинная стрелка движется быстрее, она показывает минуты. Короткая ходит по кругу очень медленно. Она показывает часы. Минута - небольшой промежуток времени, а час – большой. Когда минутная стрелка проходит весь круг по циферблату, значит прошёл час, когда длинная стрелка на цифре 12, а короткая, например на 6 – это значит, что сейчас ровно 6 часов. Давайте поиграем.
Для того, чтобы узнать, сколько сейчас времени, надо посмотреть, как расположены стрелки.
- Сколько времени показывают мои часы?
-Сколько времени показывают ваши часы?
Физминутка.
Игра “Ходят стрелочки по кругу”
На полу разложены карточки с цифрами от 1 до 12 по кругу. Дети встают около карточек. Педагог встает в центре и произносит с детьми слова.
Мы часы - наш точен ход,
Водят стрелки хоровод.
ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга,
(дети ходят по кругу, взявшись за руки)
Стрелки, стрелки не спешите
Вы нам время подскажите.
(дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой) .
Игра повторяется 2-3 раза.
Воспитатель: - Сейчас существует много разновидностей часов.
-Скажите, как называются часы, которые:
Висят на стене - … (настенные)
Стоят на полу –… (напольные)
Стоят на столе –… (настольные)
На руке –… (наручные)
Лежат в кармане –… (карманные)
Стоят на камине – (каминные)
-Чем отличаются часы друг от друга? (Формой, величиной, цветом, местом расположения, разными по длине стрелками.)
-Чем похожи? (На всех часах есть цифры, стрелки, все они показывают время.)
Рассматривание часов на иллюстрациях.
Воспитатель: - У вас на столах есть цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры. Бумага. Нарисуйте, пожалуйста, часы – кто какие захочет.
Дети рисуют.
Воспитатель: - Сегодня вы узнали много нового. Поделились своими знаниями, нарисовали отличные рисунки.
А вам понравилось? Дети делятся впечатлениями.