Виктория Казакова
Конспект индивидуального занятия по речевому развитию «Автоматизация звука [Ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального занятия
Тема: «Автоматизация звука «Ж».
Цель: автоматизация звука «Ж» в словах различной слоговой структуры.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Закреплять правильное произношение звука «Ж» в словах различной слоговой структуры, словосочетаниях и предложениях;
2. Обогащать словарный запас;
3. Упражнять в употреблении существительных в предложном падеже.
Публикация «Конспект индивидуального занятия по речевому развитию „Автоматизация звука [Ж]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Коррекционно-развивающие :
1. развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;
2. развивать целенаправленную воздушную струю;
3. развивать мышление, память;
4. Развивать фонематическое восприятие;
5. Развивать навыки анализа и синтеза;
6. Развитие пространственных представлений.
Воспитательные:
1. Воспитание творческой активности;
2. Воспитание мотивации высказывания, закрепление коммуникативных навыков;
3. Воспитывать интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование: 2 мольберта, палитра, краски, кисти, игра «Дуй на мяч», игровое поле с профессиями, холст, камни для артикуляционной гимнастики, зеркало, фигуры зверей на звук «ж», сюжетная картина, бассейн для песочной терапии.
План и ход занятия :
Задачи Направление деятельности учителя Деятельность детей
1. Организационный момент
Мотивировать к деятельности на занятии
- Здравствуй. Я рада тебя видеть!
- Посмотри, пожалуйста, на предметы, расположенные перед тобой (палитра, кисти, краски, мольберт).
- Как ты думаешь, кому они могут принадлежать?
- Верно. Художнику.
- Какой звук слышится в середине слова «художник»?
- Сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить звук [Ж], выполняя различные упражнения.
- После выполнения каждого упражнения ты будешь помогать художнику заполнять палитру красками. - Здравствуйте.
Обращает внимание на предметы.
- Художнику.
- Звук [Ж]
Развитие правильного речевого дыхания,
целенаправленной воздушной струи
Обогащение словарного запаса по теме «профессии»
2. Основная часть
1) Развитие речевого дыхания
Упражнение
«Дуй на мяч»
- Художник принес тебе мяч для игры. Но игра это не простая: на игровом поле отверстия, в каждом из которых изображены люди той или иной профессий.
- Твоя задача поставить мяч в центральное отверстие и дуть на него, «собирая» данные профессии.
- Для начала давай вспомним: вдох делаем через нос, при этом плечи не поднимаем и ровный выдох через рот.
- Назови, пожалуйста профессии, которые ты «собрал».
- Скажи, пожалуйста, какой звук встречается в названиях этих профессий чаще всего?
- Прекрасно!
- Ты отлично справился. Можешь поместить одну из имеющихся красок в палитру.
Выполняет упражнение
- Пожарный, жокей, сапожник, диджей, художник
- Звук [Ж]
Берет краску и располагает ее в палитре.
Развитие пространственных
представлений, артикуляционного аппарата
2) Артикуляционная гимнастика
- Обрати, пожалуйста, внимание: художник, чтобы лист не улетел, зафиксировал его камушками.
- Возьми, пожалуйста камушек, расположенный в левом верхнем углу.
- Что на нем изображено?
- Давай выполним упражнение «Вкусное варенье» : положи широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки.
- Возьми, пожалуйста камушек, расположенный в правом нижнем углу.
- Что на нем изображено?
- Давай выполним упражнение «Чашечка» : широкий язык подними вверх, придав ему форму «Чашечки» (старайся не пролить водичку, удерживай под счет от 1 до 10, затем заведи «Чашечку» в рот за верхние зубы и удерживай под счет от 1до 5.
- Возьми, пожалуйста камушек, расположенный в левом нижнем углу.
- Что на нем изображено?
- Давай выполним упражнение «Лошадка» : улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот и пощелкай (поцокай) кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
- Возьми, пожалуйста камушек, расположенный в правом верхнем углу.
- Что на нем изображено?
- Давай выполним упражнение «Грибок» : улыбнись, покажи зубки, приоткрой рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открой рот.
- Ты великолепно справился. Можешь поместить краску в палитру.
Берет камушек с верхнего левого угла листа.
- Вкусное варенье
Выполняет упражнение
- Чашечка
Выполняет упражнение
- Лошадка
Выполняет упражнение
- Грибок
Выполняет упражнение
Берет краску и располагает ее в палитре.
Автоматизация звука [Ж] в словах различной слоговой структуры, развитие фонематического слуха
3) Автоматизация звука [Ж]в словах различной слоговой структуры
1. Упражнение
«Найди зверей со звуком [Ж]
- Художник нарисовал картину, но все герои с картины разбежались. Твоя задача отыскать их. Но помни, в названии героев должен быть звук [Ж].
- Кого ты обнаружил?
- В слове «жук» есть звук [Ж]?
- Определи, пожалуйста, место звука [Ж] в слове, где он находится: в начале слова, в середине слова или в конце слова?
- Кого ты обнаружил следующим?
- В слове «заяц» есть звук [Ж]?
- Ищи дальше.
- Кого ты обнаружил?
- В слове «жаба» есть звук [Ж]?
- Определи, пожалуйста, место звука [Ж] в слове, где он находится: в начале слова, в середине слова или в конце слова?
- Ищи следующего героя.
- Кого ты обнаружил?
- В слове «жаворонок» есть звук «Ж»?
- Определи, пожалуйста, место звука [Ж] в слове, где он находится: в начале слова, в середине слова или в конце слова?
- Кого ты обнаружил?
- В слове «лиса» есть звук [Ж]?
- Продолжай искать.
- Кого ты обнаружил?
- В слове «медвежонок» есть звук [Ж]?
- Определи, пожалуйста, место звука [Ж] в слове, где он находится: в начале слова, в середине слова или в конце слова?
- Продолжай, пожалуйста.
- Кого ты обнаружил?
- В слове «ежи» есть звук [Ж]?
- Определи, пожалуйста, место звука [Ж] в слове, где он находится: в начале слова, в середине слова или в конце слова?
- Замечательно. Ты выполнил и это задание.
- Можешь поместить краску в палитру.
Подходит к бассейну с песком и отыскивает в нем героев с картины
- Жука
- Да
- В начале слова
- Зайца
- Нет
- Жабу
- Да
- В начале слова
- Жаворонка
- Да
- В начале слова
- Лису
- Нет
- Медвежонка
- Да
- В середине слова
- Ежей
- Да
- В середине слова
Берет краску и располагает ее в палитре.
Развитие пространственных
представлений; зрительной памяти; словарного запаса.
Автоматизация звука [Ж] в словосочетаниях и предложениях. 2. Упражнение
«Найди место для зверей»
- Героев ты нашел, но необходимо вернуть их на картину: для этого нужно определить их местонахождение на ней, но помни, в названии места тоже должен быть звук [Ж]. Возьми героя, найди ему подходящее место на картине и называй, куда ты его помещаешь, проговаривая «Жук сидит на…»
- Потрясающе. Ты справился с упражнением.
- Можешь поместить краску в палитру.
- Жук сидит на цветке жасмина
- Жаба сидит в луже
- Жаворонок стоит у можжевельника
- Медвежонок спит в валежнике
- Ежи сидят под кустом ежевики
Берет краску и располагает ее в палитре.
3. Заключительная часть. Рефлексия.
Развивать умение проводить самоанализ основных компонентов деятельности - С человеком какой профессии мы сегодня познакомились?
- Какое задание тебе больше всего понравилось?
- Какой звук мы сегодня произносили чаще всего?
- Какие слова с этим звуком ты запомнил?
«Цветопись настроения»
- Давай подойдем к мольберту. Я предлагаю тебе оставить отпечаток своей ладони на холсте. Только используй, пожалуйста, цвет, в названии которого есть звук [Ж].
- С художником.
Отвечает
- Звук [Ж]
Называет
Ребенок выбирает желтый или оранжевый цвет и оставляет отпечаток ладони на холсте.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
https://learningapps.org/watch?v=psbapyan324
Приложение 5