Любовь Васильевна Тарасенко
Телесно-ориентированная терапия
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ Детский сад № 2 «Солнышко»
г. Петрозаводск
Телесно – ориентированная терапия для детей
подготовила Тарасенко Л. В.
Телесно – ориентированная терапия – психотерапевтические методы, позволяющие решать психологические проблемы, устранять неврозы посредством телесного контакта. Основатель Вильгельм Райх, австрийский психолог.
Телесная терапия отличается от других методов тем, что общение осуществляется не на языке слов, а на языке тела (жесты, поза тела, кожные ощущения).
Основная задача – понять, какие есть телесные и эмоциональные проблемы, и подобрать соответствующие методы коррекции.
Публикация «Телесно-ориентированная терапия» размещена в разделах
Условно работу в рамках данного направления можно разделить на:
пассивная – создание условий для расслабления мышц, которые были напряжены.
активная – телесное моделирование и выражение негативных эмоций. Используются специальные мероприятия, в которых отыгрывается гнев, страх, обида и пр.
Спектр проблем, которые можно решить при помощи телесно – ориентированной терапии:
• Тревожность, возбудимость, плаксивость
• Агрессивность
• Страхи и фобии
• Трудности с общением, стеснительность, зажатость, замкнутость
• Тики, энурез, заикание, рвота на нервной почве, нарушение работы ЖКТ и пр.
Телесно-ориентированная терапия не имеет противопоказаний, её приемами могут пользоваться не только врачи и психологи, но и инструкторы физической культуры, воспитатели ДОУ, учителя начальных классов, инструкторы ЛФК.
Главное содержание телесно – ориентированной терапии – это работа с телесными ощущениями. Прикосновение помогает лучше ощущать свое тело. В области прикосновения создается зона интенсивности, повышающая осознанное психическое внимание.
Признаки у детей, когда следует насторожиться
• Малыш часто и подолгу в плохом настроении.
• Тихие, послушные, крайне спокойные дети так же повод для сомнений
• Стереотипные движения любого характера – агрессивные, аутоагрессивные и безобидные
• Психосоматика – энурез, тики, подергивания, вздрагивания, нарушение работы ЖКТ, заикание и пр.
Много взрослых людей живет с телесными проблемами, идущими с детства. Большинство телесных зажимов трансформируются в психосоматические заболевания. Чем дольше не решать проблему, тем потом сложнее ее изменить.
Упражнения телесно-ориентированной терапии
«Обнимашки»
Лучше один раз обнять так, чтобы ребенок почувствовал: он вам нужен, он любим. Дети стоят в кругу. Обнимаем соседа, стоящего справа, стоящего слева
«Перо-камень - желе»
Работа с мышечным напряжением и расслаблением.
Дети стоят в кругу.
Камень – напряглись, перо – расслабились, желе – выполнили пружинящие приседания (трясутся)
«Пингвины»
Во время мороза пингвины, чтобы согреться, сбиваются в кучу; те, кто оказывается с краю, пытаются протиснуться вглубь стаи.
Дети стоят близко друг к другу (сбились в кучку). По сигналу педагога дети, стоящие с краю пытаются протиснуться в середину (педагог называет имя ребенка, тот продвигается в середину или уходит на край кучи)
«Ловкачи»
Дети стоят, на голове – салфетка (можно тканевую или бумажную). Под спокойную музыку двигаются по залу. Стараются, чтобы салфетка не упала с головы.
«Марионетки»
Исходное положение - стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать.
Теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол. Лежим расслабленно, удобно.
«Посудомоечная машина»
Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Последняя пара – «сушилка». Ребенок проходит между шеренгами, все его моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить - обнять. Прошедший «мойку» становится «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «чашка».
«Мячик»
Лечь на спину, по животу катать мячик, слегка прижимая (почувствовать мячик):
Мяч по животу катаю
И животик расслабляю.
«Лимон»
Руки вниз опущены. Представим, что в руке лимон, надо выжать сок. Сильно сжимаем-разжимаем руки:
В руки я возьму лимон
Чувствую, что круглый он.
Свою руку напрягаю
Сок лимонный выжимай.
«Сиамские близнецы».
Дети изображают близнецов, сросшихся одним боком. Они обнимают друг друга за талию, и теперь у них две руки и две ноги на двоих. Дети двигаются по залу, прыгают на месте, обнимают друг друга и т. д.
«Змейка»
Группа выстраивается за водящим в затылок и двигается за ним, повторяя все его движения (идут на носочках, прыгают, идут на «лыжах» и т. д.)
«Живое зеркало»
Дети стоят свободно по залу. Ведущий показывает движение, дети повторяют за ним.
«Дождик»
Дети стоят в кругу близко друг к другу, выполняют массаж спины
Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом (похлопали ладошками по спине)
По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом (постучали пальчиками)
Дома, дома посидите – бом, бом, бом (кулачками постучать)
Никуда не выходите – бом, бом, бом (погладить спину)
Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом (потереть ребром ладони)
А уйду, тогда гуляйте – бом, бом, бом (шагаем по спине пальчиками)
«Танцуй - обнимись»
Дети свободно стоят по залу. Под музыку они начинают танцевать, музыка прекратилась – обнимают друг друга (вначале работа в парах)