шарапова юлия
Арт-терапия в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время вырос интерес у логопедов, психологов, дефектологов, воспитателей, родителей интерес к использованию арттерапии в развитии детей раннего возраста.
Арттерапия (дословно) - лечение видами искусства, нашла применение в системе творческих занятий, используемых у нас в детском саду с детьми раннего и дошкольного возраста.
Публикация «Арт-терапия в ДОУ» размещена в разделах
Арт-терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В большинстве случаев арт-терапевтическая работа вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть пассивность и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.
Что же развивают арттерапевтические средства у детей раннего возраста?
• Развивают познавательную деятельность (т. е. дети познают окружающие его предметы и явления);
• Речевую активность (пополняется словарный запас);
• Развивается сенсорная сфера (цвет, форма, величина);
• Развиваются общая и мелкая моторика;
• Развивается уверенность в себе;
• Гармонизируется эмоциональное состояние у детей;
• Способствует развитию детского коллектива.
В нашем дошкольном учреждении педагоги используют средства арттерапии в работе с детьми в доступной и привлекательной форме.
Какие бывают виды арттерапии?
• Изотерапия (рисование цветным песком, пальчиками на зеркале и на бумаге, пластилиновое рисование)
• Цветотерапия. Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе. Метод погружения в определенный цвет в настоящее время активно используется в практике работы ДОУ. С малоактивными, пассивными детьми педагоги используют для активизации задания с использованием красного цвета, оранжевого или жёлтого цветов. Это цветовые фотографии, задания с цветовыми фишками и т. д. Гиперактивным детям предлагаются упражнения с холодными оттенками цвета: голубым, синим или зелёным. Задания с цветом помогают развивать у детей внимание, сосредоточение.
• Цветотерапия (разноцветные игрушки, игры в сухом бассейне, разноцветный фон)
• Водотерапия (игры с водой)
• Игротерапия (игры с любимыми игрушками, ролевые, подвижные игры)
• Музыкотерапия (прослушивание музыкальных произведений)
• Сказкотерапия (показ и участие в кукольном театре, прослушивание сказок, инценировки)
• Танцевально-двигательная терапия (народные танцы, современные танцы).
• Песочная терапия (игры с песком)
• Сказкотерапия. Сказки в педагогической работе использовались издавна. Использование сказки в дошкольном возрасте способствует целенаправленному развитию речевой сферы. В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя. Эта уникальная возможность пережить, “проиграть” жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми.
• Цветотерапия. Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе. Метод погружения в определенный цвет в настоящее время активно используется в практике работы ДОУ. С малоактивными, пассивными детьми педагоги используют для активизации задания с использованием красного цвета, оранжевого или жёлтого цветов. Это цветовые фотографии, задания с цветовыми фишками и т. д. Гиперактивным детям предлагаются упражнения с холодными оттенками цвета: голубым, синим или зелёным. Задания с цветом помогают развивать у детей внимание, сосредоточение.
• Терапия водой. Вода – первый и любимый всеми детьми объект для исследования. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы, предоставляет практически неограниченные возможности развития познавательной активности. Ценность технологии заключается в том, что игры с водой один из самых приятных способов обучения. Это дает возможность использовать эту технологию для познавательно, речевого развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, при трудностях с адаптацией.
• Игротерапия – воздействие на детей с использованием игр. Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация.
• Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Музыкотерапия – метод психокоррекционного воздействия на человека, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое интеллектуальное и личностное развитие.
• Занятия с помощью средств арт-терапии проводятся в индивидуальной и групповой форме, во время НОД, самостоятельной деятельности.
Важно, что для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки. Взаимодействие с детьми при помощи арт-терапии проходит очень плодотворно и интересно. Занятия строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания педагога. Эта замечательная форма позволяет включить в него ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию речи, на развитие познавательных и психических процессов, сенсорных навыков.
Подробно хочу рассказать о песочной терапии, так как игры с песком пользуются популярностью. Песок первый и любимый всеми детьми объект для исследования. Игры с песком один из самых приятных способ обучения. Во время игр обязательно комментируем все, что делает и видит ребёнок.
Игры с песком способствуют развитию ручной умелости, зрительно – двигательной координации, позволяют стимулировать речевую активность детей. Опыт показывает, что у детей с нарушениями в речевом развитии часто наблюдается быстрая утомляемость, рассеянность, безучастность на занятиях, что ведёт к ограничению речевой активности. Стимулируя с помощью игр с песком мелкую моторику рук, тем самым мы активизируем отделы мозга, зоны отвечающие за речь. Игры и упражнения с песком позволяют добиваться концентрации внимания, сосредоточенности при выполнении определенного действия, побуждать детей к активным действиям, проявлению инициативы в совместных играх в песке. Всё это способствует гармоничному развитию личности ребёнка.
Кроме песка можно использовать в работе (манку, гречку, рис). В ходе деятельности предложить ребенку различные задания:
• Поскользите ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и т. д.) или ребром ладони;
• Создавать отпечатками ладоней, кулачков, всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
• “пройтись” по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно.
Поиграть в увлекательные и интересные игры, как с сухим, так и с влажным песком: “Здравствуй, песок”, “Что спрятано в песке?”, “Бабушкино сито”, “Песочные прятки”, “Рисуем игрушки”, “Узоры на песке”, “Отпечатки”, “Куличики”, “ Посадим цветочки” и т. д.
В заключение хочется сказать, что мы находимся еще в начале пути по освоению и использованию арт-терапии. С нашей точки зрения – это очень эффективная технология развития познавательной – речевой активности у детей раннего возраста.