Ручкина Татьяна Александровна
Выступление на педсовете «Личностно-ориентированная технология в ДОУ»
▼ Скачать
Выступление на педсовете:
«Личностно-ориентированная технология в ДОУ»
МАДОУ ЦРР д/с №21 "Надежда"
г. о. Ступино, Московской области
2018г.
Основная и очень ответственная задача - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином коллективе работать с ориентацией не на "усредненного" ребенка, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.
Публикация «Выступление на педсовете „Личностно-ориентированная технология в ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Личностно-ориентированная образовательная технология - это результат создания (проектирования) адекватной потребностям и возможностям личности и общества системы социализации, профессионального развития человека в образовательном учреждении, состоящей из специальным образом сконструированных под заданную цель методологических, дидактических, психологических, интеллектуальных, информационных и практических действий, операций, приемов участников образовательного процесса и гарантирующей достижение поставленных образовательных целей.
Для воспитания свободной личности необходимо воспитывать умение думать раньше, чем действовать, действовать всегда правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое личностно-ориентированное воспитание.
Личностно-ориентированное воспитание - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.
Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
Правила личностно-ориентированного образования, выработанные в педагогической практике:
• Подвергать ревизии традиционные методы, формы, средства воспитания, так как они разрабатывались для других целей и в других социально-экономических условиях.
• Исключить методы наказания, унижающие личность.
• Формы организации воспитательного процесса не должны наносить ущерба здоровью детей.
• Поощрять стремление ребенка честно относиться к своим обязанностям.
• Принципиально, но доброжелательно обсуждать плохие поступки.
• Помогать обнаруживать ошибки.
• Поддерживать эмоциональное благополучие ребенка.
• Формировать положительную самооценку ребенка.
• Постоянно наращивать требования, закреплять достигнутые результаты.
• Искать возможность вызвать активную деятельность личности в нужном направлении, а не пассивно ждать появления негативного поступка.
• Безусловно понимать, принимать, любить ребенка доброй, но требовательной любовью.
• Жить интересами, переживаниями ребенка.
• Хорошо понимать себя, свои сильные и слабые стороны.
• Зорко всматриваться в детей, чтобы в каждый момент знать, как идет процесс воспитания.
• Искренне радоваться каждому успеху ребенка.
• Предоставлять ребенку возможности для самоутверждения.
• Постоянно напоминать ребенку, чего от него требуют, каким хотят его видеть.
• Учитывать состояние и настроение ребенка.
• Слушать ребенка очень внимательно, демонстративно отложив в сторону самую срочную работу.
• Крепко удерживать воспитательный процесс под контролем в рамках выбранной стратегии.
• Получать удовольствие от общения с детьми.
• Разговаривать с детьми так, как они хотят, чтобы с ними разговаривали.
• Направлять и развивать гуманистические тенденции в семье ребенка. Ни в коем случае не настраивать его против родителей.
• Осуждать поступок, но уважать личность.
Образовательный процесс должен быть гуманным и личностно-ориентированным. Суть образовательного процесса согласно личностно-ориентированному подходу заключается в порождении человека как субъекта активности в единстве четырех составляющих: вхождение в мир природы, в рукотворный мир, приобщение к миру значимых других, возникновение самосознания. Задача, стоящая перед воспитателем, состоит в том, чтобы, используя принципы эффективного общения, поддержать и развить самоценную активность ребенка. Тем самым достигается искомое взаимопроникновение, в чем и состоит основная идея личностно-ориентированной дидактики.
Личностно-ориентированная дидактика, опирающаяся на теоретическую модель трансактного анализа Э. Берна, предполагает реализацию трех стратегических принципов: вариативности, синтеза интеллекта, аффекта и действия, приоритетного старта.
1. Принцип вариативности.
Воспитатель, работающий с дошкольниками, ответственен за то, чтобы в модели обучения, которую он предлагает ребенку, была заложена возможность выбора собственной модели учения. Принцип предусматривает как вариативность содержания, методов и форм обучения, так и вариативность организации среды в детском саду.
2. Принцип синтеза интеллекта, аффекта и действия.
Работа с детьми в одинаковой мере должна вовлекать их в процессы познания, действия и эмоционального освоения мира. Идеалом личностно-ориентированной дидактики является конструирование таких условий образовательной работы с детьми, которые порождают гармонию трех названных аспектов освоения деятельности ребенка.
3. Принцип приоритетного старта.
Начинать работу следует с тех видов деятельности, которые самоценны для каждого конкретного ребенка, непременно учитывать стартовые предпочтения детей.
Кроме того, необходимо учитывать и склонности педагога, который также должен быть увлечен.
Реализация данных принципов предполагает “через-себя-понимание”, создание общего психологического пространства, игровое построение процесса образования, а в качестве форм работы с детьми — организацию дискуссий, диалогов, совместных наблюдений и экспериментов.