Елена Лазебная (Шаламова)
Культурные практики телесно-душевной организации
▼ Скачать + Заказать документы
КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ ТЕЛЕСНО-ДУШЕВНО-ДУХОВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Технологии сохранения психического здоровья дошкольников
Педагогами ДОО для сохранения и укрепления психического здоровья дошкольников активно используются на практике следующие технологии:
1. Здоровьесберегающая технология
• В релаксационные методы включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона, дыхательные и визуально-кинестетические техники. Метод нервно-мышечной релаксации предполагает достижение состояния релаксации через исследование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышечных групп тела. Из дыхательных техник используются глубокое дыхание и ритмичное дыхание с задержкой. Визуально-кинестетические техники предполагают использование визуально-кинестетических образов.
Публикация «Культурные практики телесно-душевной организации» размещена в разделах
• Психогимнастика (М. И. Чистякова) включает в себя этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (познавательной, эмоционально-личностной сферы). Во время занятий психогимнастикой в основном используется бессловесный материал (мимика, жесты, пантомимика, хотя словесное выражение своих чувств поощряется взрослым. [7]
• Ролевые игры построены на понимании необходимости ролевого развития человека. Общеизвестно, что для обеспечения психологического здоровья необходимо адекватное ролевое развитие. Ролевые методы проведения занятий предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу: проигрывание ролей, противоположных обычным; проигрывание своей роли в гротескном варианте. Ролевые методы можно разделить на две подгруппы: ролевую гимнастику (ролевые действия и ролевые образы) и психодраму. Дошкольники начинают осваивать ролевую гимнастику с ролевых действий, которые усложняются по мере взросления детей (походить как кошечки, зайцы, волки и т. п.). Важным для дошкольников является включение в ролевые действия голоса (помяукать, как испуганный котенок, радостный котенок и т. п., а также пальчиковых игр (пальчиками походить как зайцы, лягушки, медведи и т. п.).
Для старших дошкольников чаще используются ролевые образы животных (льва и зайца, волка и цыпленка и т. п., сказочных персонажей (Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, Бабы Яги, Ивана-царевича и т. п., социальных и семейных ролей (учителя, директора, мамы, бабушки и т. п., неодушевленных предметов (стола, шкафа, машины, лодки и т. п.). Роль изображается при помощи мимики и жестов, иногда озвучивается.
В основе психодрамы может быть разыгрывание расправы с пугающими объектами. При этом либо используется смена ролей (ребенок играет поочередно роли нападающего и жертвы, либо создается ситуация подвига и подключается эмоциональное сопереживание объектам нападения. Кроме того, могут быть драматически разыграны или «оживлены» мысленные картинки, составленные детьми или предложенные ведущим терапевтические сказки. Достаточно интересно и эффективно проходят пальчиковые драматизации, то есть разыгрывание этюдов или сказок только пальцами.
• Психогимнастические игры основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга о необходимости особым образом формировать среду, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. Эти изменения могут происходить в состоянии группы как целого, а могут – в состояниях и характеристиках отдельных участников. Однако изменения, предусматриваемые социально-психологическим тренингом, недостаточны для формирования психологического здоровья и не соответствуют возрастным особенностям детей. Поскольку важнейшие необходимые нам изменения – это формирование самопринятия и принятия других людей, для структурирования изменений нами была выбрана структура самосознания личности, предложенная В. С. Мухиной (1999, согласно которой в самосознании выделяется имя человека, притязание на социальное признание, психологическое время личности (ее прошлое, настоящее, будущее, социальное пространство (ее права и обязанности). Таким образом, в психогимнастических играх у детей формируются: принятие своего имени; принятие своих качеств характера; принятие своего прошлого, настоящего, будущего; принятие своих прав и обязанностей.
• Коммуникативные игры, используемые в программе, делятся на три группы:
- игры, направленные на формирование у детей умения видеть в другом человеке его достоинства и давать другому вербальное или невербальное «поглаживание» (Сидоренко, 1995);
- игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;
- игры, обучающие умению сотрудничать.
Особое внимание должно уделяться играм первой группы, так как обычно человек склонен фиксировать свое внимание, прежде всего на недостатках другого. Возможно, следствием именно этого является преобладание в активном словаре ребенка негативной лексики над позитивной. Кроме того, многие люди имеют так называемые «запреты на поглаживания» (Сидоренко 1995, сутью которых является трудность, а иногда и невозможность продуцирования положительных оценок и принятия положительных оценок других людей.
• Игры и задания, направленные на развитие произвольности. Для дошкольников особенно большое значение имеют игры, способствующие формированию произвольности. Однако важно, чтобы формирование произвольности осуществлялось достаточно осознанно, поэтому еще дошкольникам вводятся такие понятия, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».
• Игры, направленные на развитие воображения, можно разделить на три группы: игры вербальные, невербальные и «мысленные картинки».
Вербальные игры представляют собой либо придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации (например: «Что произойдет, если воспитатель припрыгает в группу на одной ножке?», либо коллективное сочинение сказок или подбор различных ассоциаций к какому-либо слову. Невербальные игры предполагают изображение детьми «как можно интереснее», по-своему, того или иного живого существа или неживого предмета. В этом они частично пересекаются с ролевыми методами.
Достаточно часто могут использоваться «мысленные» картинки. Дети закрывают глаза и под музыку (музыка дождя, грома, моря, утреннего леса и т. п.) придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе. Задание может усложняться тем, что детям дается определенная тема для картинки (например, тема дружбы или что-то очень страшное) или, помимо звукового, добавляется кинестетический раздражитель (детям дают подержать пушистый хвостик или кусочек мрамора и т. п.). Мысленная картинка может «оживляться». Автор картинки выбирает детей на роли героев и предметов своей картинки, объясняет им, где стоять, как двигаться, что говорить. По команде «раз, два, три, картинка оживи» герои и предметы картинки начинают двигаться, затем все дети хлопают автору и актерам картинки.
• Задания с использованием терапевтических метафор.
Главная особенность саморазвития – это то, что личность берет на себя ответственность за свое развитие. Для этого необходимо, чтобы у человека присутствовало знание о своих ресурсах и был доступ к ним. Наиболее эффективным для освоения этого знания является использование терапевтических метафор, поскольку уже в самой структуре метафоры заложено обращение к ресурсам. Обычно выделяют следующие компоненты терапевтической метафоры:
- метафорический конфликт, или появление ситуации, в которой герою становится плохо из-за имеющейся у него проблемы (непохожести на других, наличия страхов и т. п.);
- метафорический кризис – наступление невыполняемой для героя ситуации, несущей символику смерти;
- поиск и нахождение ресурсов внутри себя - открытие героем в себе новых возможностей, необходимых для разрешения кризиса;
- торжество и праздник – приход ситуации успеха, признание со стороны окружающих.
Чаще всего метафоры соответствуют тому или иному симптому и той или иной трудной для ребенка (детей) ситуации. Мы же полагаем, что, помимо снятия симптомов и разрешения трудных ситуаций, систематическое предъявление детям метафор приведет к усвоению или основной идеи: в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, а это обязательно приведет к успеху. Таким образом, у ребенка формируется «механизм самопомощи»: ищи силы для разрешения конфликта в самом себе, ты обязательно найдешь и наверняка сможешь победить трудности.
• Эмоционально-символические методы основываются на представлении К. Юнга и его последователей о том, что формирование символов отражает стремление психики к развитию и превращение символов или образцов фантазии в осязаемые факты с помощью рисования, сочинения рассказов и стихов, лепки способствует личностной интеграции. Групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса. Как необходимый этап обсуждения используются детские рисунки, выполненные на тему чувств. Причем на стадии рисования иногда исследуются и обсуждаются чувства и мысли, которые не удается раскрыть в процессе вербального общения.
• Уголок уединения, призван решать благородную задачу создания ниши покоя. И чем он красивее, чем крупнее, чем более важное место в игровом уголке занимает, тем бесполезнее его наличие. Лучше, если уголок уединения напоминает норку, в которой полутемно, тесно и мягко. Наличие в группе уголка уединения позволяет детям «спрятаться» от внешнего мира, посекретничать, чувствует себя защищенным. А прозрачные ткани не скрывают ребенка от посторонних глаз. С этой же целью можно использовать шторы из шифона, сетчатого материала на резинке, фиксирующиеся на ножки стола; домики - палатки. Наличие невысоких легких передвижных ширм и разноцветных драпировок разной величины, гораздо больше соответствуют решению задачи индивидуализации пространства, чем стационарный уголок уединения. С помощью ширмочек и стульев ребенок сам выгораживает себе пространство требуемой площади. А используемые при этом ткани, их цвет, плотность и фактура отражают его эмоциональное состояние.
• Дыхательные упражнения направлены на восстановление нормального дыхания в покое, а также в комплексе с различными движениями, что способствует усиленному снабжению кислородом всех органов и тканей организма, оптимизации тонуса мышц, снижению возбудимости, улучшению общего состояния ребёнка.
Дыхательные упражнения успокаивают и способствуют концентрации внимания. Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции, так как ритм дыхания - единственный из всех телесных ритмов, подчиняющийся сознательной и активной регуляции со стороны человека. Научив детей контролировать дыхание, осознанно его регулировать, можно тем самым включить функции произвольной саморегуляции. Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно.
• Глазодвигательные упражнения. У многих детей обнаруживаются патологические синкинезии (дружественные движения). Есть синкинезии адекватные. Когда человек идёт, у него правая нога движется одновременно с левой рукой. -нормальная синкинезия, адаптивная, мы её используем в жизни.
Но у детей встречаются неадаптивные синкинезии, напри когда ребёнок на что-то смотрит, в этот процесс у него включается язык - это лучший вариант, но, как правило, включается всё тело. Когда ребёнок пишет, читает, говорит, у него качается нога, крутится язык, он всё время что-то вертит в другой руке и т. п.
Глазодвигательные упражнения помогают устранить те синкинезии, которые когда-то в младенчестве были «выгодны» ребёнку, а те их уже можно считать патологическими и нужно с ними работать, избавляться от них.
В комплекс включены упражнения на отслеживание предмета глазами на разных уровнях и по пяти основным направлениям: право, лево, верх, низ, к переносице (сведение глаз к центру) и от переносицы, а также по четырём вспомогательным (диагональным) направлениям. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребёнка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы: маленькие игрушки, ручку с ярким цветным кончиком и т. п.
По мере освоения таких упражнений в этот процесс постепенно добавляются движения языка. Упражнения, как правило, сначала вы-полняются отдельно глазами, потом языком, потом глазами и языком вместе, потом опять врозь. Желательно добавлять в упражнение дыхание, но если ребёнку трудно, можно добавлять дыхание позже, когда ребёнок сможет выполнить это упражнение.
Сведение глаз к переносице получается не сразу, в некоторых случаях только тогда, когда ребёнок начинает выполнять упражнения стоя.
• Растяжки - система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. При их выполнении в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения. Выполнение растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний (гипо- или гипертонусов, зажимов и патологических ригидных телесных установок; оптимизации и стабилизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности. Растяжки выполняются медленно, не рывками, в щадящем режиме.
В процессе выполнения упражнений двигательного репертуара происходит постепенное освоение пространства собственного и пространства вокруг собственного тела. Отработка в процессе ползания таких понятий, как «верх-низ», «впереди-позади», «право-лево», является хорошей профилактикой нарушений письма, чтения и у старших дошкольников и младших школьников.
Ограничения и противопоказания
Предлагаемый комплекс упражнений на растяжки применим для детей от 5 до 12 лет.
2. Личностно-ориентированное взаимодействие.
В условиях реализации ФГОС ДО и перехода на личностно-ориентированную модель взаимодействия субъектов образовательного процесса одной из важных задач является индивидуализация образования «…построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования…».
Детальное описание модели личностно – ориентированного взаимодействия было предложено В. А. Петровским, А. М. Виноградовой, Л. М. Клариной, Б. С. Волковым и др.
Цель общения: обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, доверия к миру, развивать его индивидуальность формировать начала личности;
Способы общения: понимание, признание, принятие ребенка, основанное на способности взрослого к децентрации (умение становиться на позицию другого, учитывать точку зрения ребенка, не игнорировать его чувства, переживания);
Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности; динамика стилей общения с ребенком (их варьирование в зависимости от ситуации);
Взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества (отрицание доминирования и манипулятивного подхода);
Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Результат: свобода мышления и воображения ребенка, чувство защищенности, эмоциональная стабильность, адекватная самооценка.
Системообразующим элементом модели выступают три основных правила взаимодействия с ребенком – принятие, признание, понимание. Именно они продуцируют все остальные «составляющие» модели. Принятие ребенка трактуется, как безусловно положительное отношение взрослого к ребенку, к его индивидуальным особенностям, индивидуальной траектории развития, которая может не «укладываться» в описанные нормы и стандарты, и не соответствовать ожиданиям взрослого. Признание ребенка предполагает предоставление ему права голоса в решении тех или иных проблем, возможности выбора. Понимание ребенка - это умение взрослого «видеть» мотивы поступков ребенка, которые могут быть связаны как с социальной ситуацией развития (отношения со сверстниками, детско – родительские отношения, отношение к воспитателю и т. д., так и с индивидуальными особенностями ребенка (формально – динамические характеристики, билатеральные возможности, особенности восприятия, памяти и т. д.).
3. Арт-терапия - один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека.
• Изотерапия - это арттерапевтический метод психокоррекции, построенный на использовании искусства как символической деятельности и основанный на стимулировании творческих процессов.
Как метод психологической коррекции, изотерапия берет начало от психоаналитического воззрения Фрейда, аналитической психологии Юнга, использующего личное рисование, как для подтверждения идеи об универсальных и первоначальных символах. В работе с детьми, изотерапия, позволяет ощутить, а также понять самих себя, помогает свободно выразить свои чувства, мысли, мечты, проявить эмпатию, освободиться от сильных переживаний и конфликтов. Широко применяется для снятия стрессовых состояний, психического напряжения, для коррекции страхов и неврозов, поскольку рисуя малыш болезненно соприкасается с неприятными, пугающими и травмирующими образами.
• Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Это процесс образования связи между сказочным событием и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Это процесс формирования Я - концепции. Это процесс объективизации проблемной ситуации. Это процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Это процесс экологического образования и воспитания ребенка. Это процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг. Сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта; а главное, в ней появляется чувство защищенности и аромат Тайны…[3]
• Фототерапия связана с применением фотографии для решения различных психологических проблем, а также для развития и гармонизации человека. Фокусировка на фотографиях счастливого детства, ярких событий жизни, любящих людей помогает укрепить внутренние ресурсы, дает стимул к дальнейшему развитию.
• Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
• Куклотерапия . Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок — родитель.