МААМ-картинки

Технология ТРИЗ в развитии художественного творчества детей дошкольного возраста

Ирина Гуторова
Технология ТРИЗ в развитии художественного творчества детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Технология ТРИЗ в развитии художественного творчества

детей дошкольного возраста.

Технология ТРИЗ - технология развития творчества. Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в образовательных учреждениях технологии ТРИЗ занимают особое место. ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Главная идея его теории - технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, т. к. решение изобретательских задач вместо поисков впустую строится на системе логических операций. Неразумно и расточительно ждать "творческих озарений", когда можно пользоваться системным инструментом, способным мыслить в нужном направлении и выполнять большую часть рутинной и малоинтересной работы. В последнее время по проблемам образования все чаще встречается термин «инновационное образование», под которым понимается обучение в режиме интерактивных технологий. Именно ТРИЗ-педагогика позволяет организовать такое обучение, она представляет собой подлинно инновационное образование. Оказывается, что ТРИЗ может использоваться в работе с детьми и даёт поразительные результаты в плане развития воображения, фантазии, творчества детей. Детский возраст - период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять себя в творчестве велика. Это выражается в желании создать что-нибудь в рисунке, музыке, игре, труде. Самая главная цель, которую ставит перед собой ТРИЗ-педагог, - формирование у детей творческого мышления, т. е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Он требует определенной подготовки педагога, его искреннего желания творить, искать и находить новое, нетрадиционное, казалось бы, в обыденном. Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем" : в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого педагоги сами "изобретают" свою педагогику, озаренные светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно всем вместе и творить себя : и педагогу, и детям.

Публикация «Технология ТРИЗ в развитии художественного творчества детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, в руках воспитателя имеется инструмент выявления у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. ТРИЗ призвана не заменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. На базе любой воспитательской программы можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ. Одним из любимых занятий детей в дошкольном возрасте является изобразительная деятельность, способствующая развитию воображения и творческих способностей.

Один из путей развития воображения – использование нестандартных приемов рисования. Работая воспитателем в средней группе, наблюдаю, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольника. В своей работе я использую новые и довольно интересные программы и педагогические технологии, стараясь не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, а дать им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала.

Главное в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной,- это будет подкреплять его уверенность в собственные силы. Я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. И мне удалось найти то, что нужно. Это обучение детей рисованию в нетрадиционной технике.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д.). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Важно научить детей экспериментировать с различными материалами, обучить различной технике изображения с целью последующего применения в самостоятельной деятельности.

При организации работы по изодеятельности необходимо следовать следующему Правилу – дети должны иметь возможность выбора изобразительного материала. Весь материал должен находиться в доступном для ребенка месте. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Ничто так не увлекает ребенка, как рисование, казалось бы, совершенно не предназначенными для этого предметами, такими как, например, ватные палочки, зубочистки, парафиновая свеча и много другое. Частью любого творческого процесса является умение видеть мир образно, с присущей только ребенку детской непосредственностью, с верой в чудеса на эмоционально-чувствительном уровне. Этот способ рисования строится на имеющемся уже изобразительном опыте, умению выражать свое отношение к рисуемому объекту различными способами и выразительными средствами через цвет, линии, передачу характерных поз, мимики. Пусть ребенок пофантазирует и представит себе, что самые обыкновенные вещи, которые нас окружают, вдруг ожили. Пример рисования: предложите ребенку нарисовать разные вещи из любой предметной группы (овощи, фрукты, одежда, предметы быта, посуда, растения и т. д., которые вдруг ожили. При рисовании нужно сохранить форму рисуемых объектов и придать им человеческий облик, нарисовав глаза, рот, нос, ножки, ручки, разные детали одежды.

Ещё один нетрадиционный метод рисования – обрывание бумаги. Этот метод помогает развивать мелкую моторику рук, а так же помогает выявить творческие способности личности ребёнка. Дети рвут бумагу произвольно, кому как хочется. Такое нетрадиционное рисование раскрывает возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычным материалом и оригинальной техникой позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. В качестве необычного материала можно использовать обычную соль. Солью хорошо рисовать стрекоз, медуз, снег, бабочек, птичек.

Интересная техника нетрадиционного рисования – «рисование солью и клеем ПВА». Эта техника заинтересовывает не только своей простотой выполнения, но и своим конечным результатом: после высыхания соль кристаллизуется и дает определенный блеск. Получатся удивительные снежные картины. Они будут выглядеть более эффектно, если их выполнять на голубой, синей, розовой, цветной бумаге. Работы получаются объёмные, как будто выполненные витражными красками. С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.

Опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Считаю, что, детский сад, и конкретно группа, должны предоставлять детям возможность не только изучать и узнавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня. Ребята очень любят заниматься продуктивной деятельностью. На занятиях по конструированию из бумаги (я взяла занятия с элементами оригами, что очень помогло мне приучить ребят доводить начатое дело до конца, быть более спокойными) мною было замечено, что девочки стараются выполнить поделку как можно точнее, аккуратнее, а мальчики, обогащают её необычными деталями.

Квиллинг, модульное оригами и торцевание вошли в мое совместное творчество с дошкольниками. Совместное творчество развивает у дошкольников речь, память, воображение, мышление, развивает эстетический вкус, художественное познание. Воспитывается аккуратность работы с клеем, бумагой. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. На занятиях у детей пробуждается вера в свои творческие способности, свою неповторимость, вера в то, что они пришли в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. При конструировании из бумаги дети учатся различным приемам работы таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Комплекс мероприятий данной деятельности позволит развить у детей способность работать руками, приучить к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику, развить глазомер. Помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение. В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Дошкольники научатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона.

Нетрадиционные изобразительные технологии вносят разнообразие в изодеятельность вообще, и предоставляет ребенку больше шансов для самовыражения, дают детям возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т. д., привлекает своей простотой и доступностью, они имеют особый потенциал для развития моторных умений, интеллекта, творчества, эстетических и сенсорных способностей. Разнообразные техники имеют свои развивающие возможности – стимулируют творчество, облегчают получение результата, вызывают интересные ассоциации. Научившись выражать свои чувства на бумаге в рисовании и аппликации, в поделках, постройках, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего у него не получится. Теперь он уверен, что у него все получится и получится хорошо. В своей работе уделяю особую роль вовлечению родителей в педагогический процесс. В этом помогает метод сотворчества на основе незавершенных композиций. Данный метод позволяет всем учиться друг у друга: детям – у педагога или родителей, а взрослым у своих детей. Занимаясь искусством рядом с близким человеком, члены семьи вступают в настоящее творческое соревнование, которое позволит им лучше понять друг друга, узнать много нового, стать ближе. Это взаимообучение происходит в интересной, увлекательной, разноплановой деятельности, где каждому находится дело по сегодняшним умениям.

В конце хочется добавить слова А. П. Усовой: «Ребенок развивается не только путем накопления знаний, получаемых созерцательным путем; громадное значение имеет деятельный путь, направленный на овладение различными умениями, различными формами человеческой деятельности. Это условие должно быть реализовано в педагогическом процессе, начиная с ранних ступеней развития ребенка. Чем многообразнее деятельность ребенка, тем многостороннее для него пути познания окружающего мира.

Список использованной литературы

1. Альтшуллер, Г. С., Верткин, И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. / Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин— Минск: «Беларусь», 1994.

2. Березина,В. Г., Викентьев, И. Л., Модестов, С. Ю. Детство творческой личности : Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. / В. Г. Березина, И. Л. Викентьев, С. Ю. Модестов — Санкт-Петербург: Изд. Буковского, 1995.

3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и

умениям //Дошкольное воспитание. – 1991 - № 2

4. Комарова Т. С. Как можно больше разнообразия // Дошкольное воспитание. -1991 - № 9

5. Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика

руководства изобразительной деятельностью детей : Лаб. практикум. Учеб. Пособие для

студентов пед. ин-тов по спец. № 2110 «Педагогика и психология (дошк.)». – 2-е изд. ,

дораб. – М. : Просвещение, 1987

6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты

занятий, методические рекомендации. – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007

7. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для

воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб. : КАРО, 2008 – 96 с.

Публикации по теме:

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Дидактическое пособие «Рыбки» по технологии ТРИЗ для детей младшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Рыбки» по технологии ТРИЗ для детей младшего дошкольного возраста Дидактическое пособие "Рыбки" - это многофункциональное пособие, позволяющее развивать речь, воображение, логическое мышление, внимание.

Игры по развитию художественного творчества для детей старшего дошкольного возрастаИгры по развитию художественного творчества для детей старшего дошкольного возраста Подленчук Ольга Сергеевна, воспитатель МДОУ "ЦРР - д\с № 152" г. Магнитогорска Игра «Укрась кувшин» Цель: учить детей украшать кувшин в.

Кольца Луллия «Забытые профессии» ТРИЗ технологияКольца Луллия «Забытые профессии» ТРИЗ технология Есть на свете много профессий, И важны они всем нам очень: Врач, учитель, сантехник, профессор, Инженер, акробат и рабочий. Все профессии.

Пособие «Кольца Луллия» (технология ТРИЗ)Пособие «Кольца Луллия» (технология ТРИЗ) Пособие «Кольца Луллия» (технология ТРИЗ). Игра, является одним из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод.

Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования»Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования» «Технология развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования" Презентация.

Проект по развитию художественного творчества детей раннего возраста «Зеленая красавица»Проект по развитию художественного творчества детей раннего возраста «Зеленая красавица» В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2.Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2. (Продолжение -2 часть) Целевой модуль. Содержание: Цель – развитие интереса к художественной литературе у старших дошкольников. Задачи:.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 Этапы реализации технологии. Технология включает 3 этапа, которые реализуются последовательно. Первый этап технологии (блоки 1, 2 и 3).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология ТРИЗ в развитии художественного творчества детей дошкольного возраста
Опубликовано: 25 ноября 2020 в 13:03
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология ТРИЗ в развитии художественного творчества детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Гуторова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД