Черникова Наталья
Технология ТРИЗ в младшей группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
2. Цели и задачи программы.
3. Возрастная характеристика детей 3-4 лет.
4. Планируемые результаты освоения программы.
II. Содержательный раздел
1. Особенности организации образовательного процесса с использованием инновационных методик и технологий. Интеграция образовательных областей.
2. Взаимодействия с родителями воспитанников.
3. Особенности организации мониторинга.
4. Перспективно – тематический план работы.
III. Организационный раздел
1. Организация предметно - развивающей среды для реализации программы.
Публикация «Технология ТРИЗ в младшей группе ДОУ» размещена в разделах
2. Методическое обеспечение программы. Средства обучения и воспитания
Пояснительная записка
Одним из современных и интереснейших методов обучения остается технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Придумал ее изобретатель и писатель - фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Он считал, что любого человека можно обучить творческой деятельности. Надо только познакомить его с приемами творческого воображения и научить решать изобретательские задачи. ТРИЗ - педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. Она ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Применение элементов теории решения изобретательских задач в развитии дошкольников корне изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать, искать решения проблем. Технология ТРИЗ помогает нам в развитии воображения у детей, в развитии логического мышления, в развитии умения ставить и решать проблему. По мнению психологов, необходимыми компонентами творчества являются процессы мышления и воображения, поэтому развитие творческих способностей возможно только при одновременной активизации этих процессов. Исходя из этого, в своей работе следует ориентироваться на следующие основные направления:
• Развития воображения;
• Развития мышления;
• Формирование качеств творческой личности;
• Формирование культуры общения.
Программа ТРИЗ - теория решения изобретательских задач включает в себя следующие формы работы. На занятиях детям предлагают предметы, явления из областей, которые понятны: "Я и природа", "Я и Я", "Я и другой человек", "Я и предмет". Это помогает ребенку легче усвоить противоречия окружающего его мира. Все занятия по ТРИЗ для дошкольников проводятся в игровой форме. При этом каждая игра, каждое задание должно сопровождаться наглядным материалом. Взаимодействие между воспитателем и ребенком во время проведения ТРИЗ (игры для дошкольников) общение между детьми и взрослым должно строиться по определенным принципам. При ответе детей их необходимо слушать внимательно, восхищаться новой идеей. Отсутствие отрицательных оценок и критики в адрес ребенка. Привычные оценочные слова заменяются и разбавляются синонимами, например, использовать не слово "правильно", а слова "замечательно", "здорово", "интересное решение", "необычный подход". Поддерживать ребенка, когда он хочет возразить взрослому, не пресекать этих попыток, наоборот, учить доказывать, возражать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения. Не бояться ошибок, а применять их для того, чтобы взглянуть на решение проблемы с другой стороны. Общение детей и воспитателя должно сопровождаться только положительными впечатлениями: радостью нового открытия, творчества, осознанием собственной значимости.
Ведущими методами и приё мами являются:
синектика (превращение непривычного в привычное и, наоборот, - привычного в непривычное);
моделирование маленькими человечками (согласно которому все окружающие состоит из множества маленьких человечков);
системный подход к окружающему миру (любой предмет, каким бы он ни был, большим или маленьким, твердым или жидким, является частью какой-то системы и сам из чего-то состоит);
метод мозгового штурма (преодоление психологической инерции, создание условий для прорыва сил, бушующих в подсознании).
метод эмпатии (постижение эмоционального состояния, проникновения – в чувствование в переживание другого человека.)
приём фантазирования (ВООБРАЖЕНИЕ – психический процесс создания новых наглядных образов на основе имеющихся представлений памяти)
морфотаблицы и мнемотаблицы (система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций)
При использовании этих методов запрещается любая критика и поощряется любая идея.
Дети придумывают, предлагают, спорят, корректируют высказанные идеи. Эти ситуации зачастую возникают незапланированно, при решении какой – нибудь стихийно возникшей бытовой или сказочной задачи, во время игры - занятия, при обсуждении какого - либо поступка, случая или художественного произведения.
Речевое развитие
Задачи:
Создать условия для развития образной стороны речи детей (обогащать словарный запас оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами). Повышать эффективность овладения всеми языковыми средствами, формировать осознанность в построении лексико-грамматических конструкций. Развить гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности
Формы организации деятельности по использованию ТРИЗ – технологии :
- НОД
- Проблемные ситуации;
- Чтение художественной литературы;
-Вопросы и ответы;
- Наблюдения на прогулках;
- Беседа;
- Сюжетно-ролевая игра;
- Дидактическая игра;
- Прослушивание музыки;
- Инсценирование и моделирование ситуаций;
- Выполнение практических работ
«Неломающийся светофор»
Систематизировать представления детей о транспорте; формировать системное видение объекта; закрепить знание правил дорожного движения; развивать воображение, используя приемы фантазирования.
Текст загадок, сигнальные карточки светофора (красный, зеленый, желтый)
Март
23.
«Домашние животные»
Закреплять понятие «генетический подход» (маленький –взрослый -старый); формировать умение ориентироваться в символах; воспитывать гуманное отношение через эмпатию.
Контурные одноцветные изображения домашних животных; текст стихотворения «Корова» в переводе Г. Кружкова.
24.
«Собаки»
Закреплять знания функций домашних животных; устанавливать сходство и различие между ними; показать взаимосвязь знакомых животных с окружающим миром.
Собаки разных видов (игрушки, кольца Луллия «Домашние животные», нарисованные на бумаге круги и овалы.
25.
«Хорошо или плохо?»
Формировать активные действия детей в окружающем мире; развивать сочувствие, сопереживание; показать последствия неправильного поведения, раскрывая результат.
Рассказ В. Осеевой «Плохо», строительные кубики.
26.
«Фантазируем вместе»
Формировать умения создавать совершенно новый образ животного, объяснять полученный результат; развивать фантазию.
Стихотворения К. Чуковского «Закаляка», «Хвосты»
Апрель
27.
«Волшебный лес»
Ознакомить детей с экосистемой леса: растениями, животными, сезонными изменениями; развивать связную речь, фантазию.
Лист ватмана
28.
«Газообразные человечки»
Систематизировать представление о свойствах газообразных веществ; развивать воображение, умение перевоплощаться и абстрагироваться; активизировать мышление детей.
Карточки с «маленьким человечками», игрушка для проведения проблемной ситуации.
29.
«Цветные человечки»
Активизировать мышление детей; развивать воображение, фантазию; обобщить представления о веществах в различных агрегатных состояниях; формировать экологическое мышление.
Краски, кисточки, бумага, прозрачный кружок, игрушка, стихотворение Г. Чичинадзе «Слон»
30.
«Моделирование сказок»
Помогать осуществлению личностно ориентированного подхода в развитии связной речи и детской креативности; способствовать формированию свободной творческой личности.
Тематические картинки для моделирования сказок: Баба яга, внучка; Игрушка (участник беседы «Сказка и не сказка», «Волшебная» палочка.
Май
31.
«Живое - неживое»
Побуждать детей анализировать сказочные ситуации с помощью воспитателя; формировать с воспитателем противоречия и решать их с помощью знакомых приемов; формировать навыки сравнения живого и неживого; способствовать системному видению окружающих предметов.
Мяч
32.
«Ожившая фантазия»
Активизировать мышление и фантазию детей4 систематизировать знания детей о составных частях объекта и их вариантах; развивать воображение.
Игрушка. Взаимодействующая с воспитателем, игрушечные животные.
33.
«Все наоборот»
Познакомить детей с приемом разрешения противоречий «наоборот»; активизировать словарный запас путем использования антонимов; развивать чувство юмора, воображение.
Игрушка для упражнения «Антонимы», стихотворение Н. Ламма «Заяц гордо шёл по лесу»
34.
«Итоговое занятие»
Продолжать развивать навыки внимания, наблюдательности, воображения; повторить основные темы первого года обучения; подвести итоги.
Карточки с рисунками, цветок, доска, стульчики, игрушки, «волшебная палочка»