Ольга Мельник
Технология ТРИЗ «Составление творческих рассказов по сюжетной картине»
▼ Скачать + Заказать документы
Технология ТРИЗ
«Составление творческих рассказов по сюжетной картине» :
Литература:
Сидорчук Т. А. «Я познаю мир». Методический комплекс по освоению детьми способов познания. – АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015. – 136 с
Публикация «Технология ТРИЗ „Составление творческих рассказов по сюжетной картине“» размещена в разделах
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Сидорчук Т. А., Байрамова Э. А. «Технология развития связной речи дошкольников». Методическое пособие для работников дошкольных учреждений. – АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015. – 96 с.
Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине» : Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей. М. : АРКТИ.
Цель:
способствовать формированию у детей осознанного отношения к наблюдаемой ситуации. Создать условия для усвоения обобщенной модели составления рассказов по сюжетной картине.
Этапы подготовительной работы
Этап 1. Перечисление объектов на картине.
Этап 2. Нахождение на картине взаимосвязей между объектами.
Этап 3. Составление сравнений, загадок и метафор.
Этап 4. Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств.
Этап 5. Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины.
Этап 6. Определение местонахождения объекта на картине.
Этап 7. Составление речевых зарисовок, используя разные точки зрения.
Этап 8. Описание объекта, изменяемого во времени.
Этап 9. Нахождение смысловых характеристик картины (мудрость или правила жизни, «спрятанные» в картине).
Этап 1. «Перечисли объекты на картине»
Итогом первого этапа (задания) является правило:
«Я смотрю на картину и называю объекты» и его надо зафиксировать схемой первого этапа
2 этап «Все объекты на картине связаны»2 этап «Все объекты на картине связаны»
Алгоритм мыслительных действий при установлении взаимосвязей между объектами на картине :
Выдели два объекта на картине.
Объясни, почему они между собой связаны.
Объедини названные объекты стрелками.
Скажи правило этого этапа: «Все объекты между собой связаны, и я могу объяснить почему» или «Один объект связан с другим, потому что….». Узнай эмблему этапа.
Итогом второго задания является правило:
«На картине все объекты связаны между собой». Этап надо зафиксировать схемой второго этапа.
3 этап «Я могу сделать сравнение
Алгоритм составления сравнений.
1. Выбери объект на картине «Капуста»
2. Выбери признак объекта и назови проявление этого признака в данном объекте. Форма.
По форме - капуста круглая.
3. Найди проявление данного признака в другом объекте.
Круглое по форме бывает колесо, солнце, Колобок и т. д.
4. Составь словосочетание :
Объект - признак – другой объект
капуста по форме круглая, такая же, как Колобок.
Итогом третьего этапа является правило:
«На картине все объекты можно сравнить, сделать описание по признакам». Этап надо зафиксировать третьей схемой
4 этап «Я представляю возможные звуки,
запахи и другие ощущения на картине»
Итогом четвертой группы заданий является правило:
«На картине можно представить возможные звуки, запахи и ощущения». Этап надо зафиксировать четвертой схемой.
этапы
Этап 5. Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины.
Этап 6. Определение местонахождения объекта на картине.
Этап 7. Составление речевых зарисовок, используя разные точки зрения.
Этап 8. Описание объекта, изменяемого во времени.
Этап 9. Нахождение смысловых характеристик картины (мудрость или правила жизни, «спрятанные» в картине).