Ирина
Технология сотрудничества как эффективный механизм формирования социально-личностной компетентности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема социализации и адаптации детей в обществе относится к числу важнейших проблем в настоящее время. За время своей работы с детьми я все чаще наблюдаю тенденцию дефицита «живого» общения детей. Причём, не только со взрослыми, но и друг с другом. Дети неспособны договориться, оказать сочувствие и помощь, они зачастую не имеют общих интересов, кроме героев компьютерных игр и мультфильмов.
Как изменить эту ситуацию и какими средствами этого достичь – вопрос, а который мне предстояло найти ответ.
Публикация «Технология сотрудничества как эффективный механизм формирования социально-личностной компетентности дошкольников» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Набрав новую группу детей, задалась целью сломить сложившуюся тенденцию. И в первую очередь по методике Т. Д. Марцинковской «2 домика» определила показатели межличностных отношений и выявила социометрические статусы детей.
Результаты подтвердили мои предположения. Один ребёнок имел статус «Отверженного» (на социограмме он обозначен в жёлтом сегменте) и 4 – «Пренебрегаемых» (они – в зелёном сегменте). Для этих детей была разработана индивидуальная траектория развития. И в течение года с ними я вела работу на повышение статуса и укрепление взаимоотношений со сверстниками. Использовала игры И. Г. Цыганковой, Т. Л. Шишовой, Е. Е. Шулешко. И уже на конец года при повторном обследовании у этих детей отмечается положительная динамика. А коэффициент сплочённости группы повысился с 24% до 38%. Что, конечно, подтверждает правильность выбранных методов и приёмов. Но общая социометрическая картина группы меня озадачила. Наряду с повышением статусов этих детей, статус трёх других снизился. Передо мной возникла проблема: как сделать так, чтобы дети стали единым коллективом, поддерживали друг друга, ставили общие цели, планировали совместную деятельность, умели друг друга слышать и уважать. И я задалась целью: формировать социально-личностную компетентность моих детей посредством технологии сотрудничества.
Изучив труды В. М. Букатова и Е. Е Шулешко, в воспитательно-образовательный процесс стала внедрять технологию сотрудничества. Я использовала различные социо-игровые приёмы, которые впоследствии стали отличным фундаментом для внезапно родившейся практики «Блуждание по центрам».
Суть практики заключается в одновременной организации сразу нескольких видов деятельности, а соответственно и решении множества задач. К примеру, всю неделю мы говорим о «Птицах» (зимующих и перелётных). В свободной деятельности мы с детьми «блуждаем» сразу по нескольким центрам, например, МАТЕМАТИКИ (решаем задачки про птиц, ЛЕПКИ (лепим птенцов) и ИГРЫ ПО ПРАВИЛАМ (определяем какие из птиц зимующие, а какие перелётные). А в следующий раз «занимаемся» интересными делами только в одном центре, например, ТВОРЧЕСТВА, но уже разными видами деятельности (лепкой, аппликацией и конструированием).
Всё начинается с ППС. Некоторые центры непосредственно перед «блужданием» наполняются необходимыми материалами и оборудованием. Порой это делают дети, а иногда я сама. Создав игровую мотивацию, идём в каждый из центров и обсуждаем, что из этих материалов можно сделать (в соответствии с темой) и планируем свою деятельность.
Затем объединяемся в компании (в идеале по 3-4 ребёнка). Я это делаю для того, чтобы каждого ребёнка была возможность проявить свои способности в компании и возможность договориться. Вариантов объединения в компании существует множество, для меня важно, чтобы их состав постоянно менялся и у детей была возможность взаимодействовать с разными детьми. А также, чтобы откровенные лидеры и дети со склонностью к агрессии не объединялись постоянно в одну компанию. Далее дети договариваются, в каком центре какая компания будем играть.
Чтобы каждый успел позаниматься интересненьким во всех центрах, мы решили меняться, т. е. блуждать из одного в другой. Каким образом будем меняться и через какой промежуток времени решаем совместно с детьми. Например, отметив «маячком» деление на часах в 7-10 минут, или используя песочные часы, а может это будет просто сигнал колокольчика, который оповестит о смене центра. Главное, выработать общие правила (самими детьми, которые не следует нарушать.
У нас родились такие: «Нельзя в одном центре играть дважды», «Не задерживай своих друзей, если вышло время», «В компании один за всех и все – за одного», «Поделки, постройки, рисунки – результат общих усилий».
Мы даже выбирали «хранителей правил и порядка», «хранителя времени», «главного по спорам и конфликтам».
Несмотря на, казалось бы, ревностное отношение к предмету своего творчества, дети позволяют и даже охотно обсуждают как его видоизменить следующей компании. Примечательно, что задуманный начальный продукт обрастает дополнительными, выдуманными в ходе блуждания деталями.
В нашей с детьми практике эта деятельность имеет «открытый конец», потому что детям присуще желание играть с предметами своего творения, похвалиться им товарищу, сравнить, мы обыгрываем результаты нашего совместного творчества, они не занимают свои «неприкосновенные» места на выставках.
А уж наигравшись, мы презентуем свои продукты творчества и анализируем «работу» в компаниях : реализовали ли дети свой замысел, чья компания работала слаженнее всех, почему не удалось договориться, как выполнили свою задачу хранители времени и порядка и т. д.
Я поняла, что на сегодняшний день мои дети умеют слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию;
Они способны отстаивать свою позицию, аргументировать, разумно и доброжелательно возражать взрослым;
Они следуют установленным правилам и принимают детскую критику;
«Блуждание по центрам» позволяет естественным путём осваивать различные способы общения детей и проявлять личностные качества каждого ребёнка, к такому выводу я пришла, проанализировав результаты повторной диагностики межличностных отношений.
а начало года коэффициент сплочённости был 33%, на конец года – 42%. Таким образом, можно проследить положительную динамику за два года от 24% до 42%, что является, на мой взгляд, хорошим показателем результативности технологии сотрудничества. А дети со статусом «отверженные» и «пренебрегаемые» за два года перешли в круг «предпочитаемых».
Также очень важным результатом своей работы считаю положительную оценку экспертов краевой сессии «Практики реализации ФГОС ДО»
Таких высоких результатов мне не удалось бы достичь без участия родителей, которые являются активными участниками нашей насыщенной жизни. Мне удалось переломить и их сознание о модели воспитания. Они в ощих чертах узнали о том, кто такой партнер и какова его роль и стараются создавать детям условия для проявления инициативы и самостоятельности.
Но изменились не только дети и их родители, изменилась и я, как педагог, переосмыслив, в первую очередь, свою позицию и намерения в воспитании ребёнка. Я стараюсь поддерживать дружеские связи детей, не мешать им проявлять самостоятельность, создаю условия для общения детей друг с другом.
Лишь один нюанс на сегодняшний день беспокоит меня: будет ли у моих детей возможность проявлять сформированные личностные качества в школе?