Татьяна Кашина
Технология «Система коррекционной работы в логопедической группе Н. В. Нищевой». Материал для аттестации
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка к современной образовательной технологии Н. В. Нищевой. Программа и система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР Нищевой Н. В. является технологией. Автор предлагает на основе своего многолетнего опыта перспективное планирование работы всех специалистов ДОУ. Программа является комплексной и позволяет организовать коррекционную, развивающую работу по всем направлениям. При тесном сотрудничестве и единстве усилий всех педагогов возможно преодоление имеющихся дефектов у детей.
Темочки:
Взаимодействие логопеда с воспитателями является одной из наиболее важных составляющих коррекционной работы. В перечень документации логопеда входит тетрадь взаимодействия с воспитателями. Как правило, эта тетрадь содержит три раздела.
1. Логопедические пятиминутки.
2. Игры и упражнения.
3. Индивидальная работа с детьми.
Логопедические пятиминутки включают в себя игры и упражнения по лексической теме, могут проводиться воспитателем на любом занятии.
Игры и упражнения - игры для физкультминуток на занятиях или динамических минуток на прогулках.
Для индивидуальной работы с детьми воспитатель отводит 30-40 минут во второй половине дня. Занятия включают в себя общую и специальную артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, или задания которые по программе усваиваются детьми с наибольшим трудом.
Технология Нищевой Н. В. предполагает проведение комплексных занятий. На одном занятии логопед ставит перед собой задачи по актуализации словаря, развитии грамматического строя речи, развитие слогового анализа и синтеза, развитие графо-моторных навыков. Предлагаются занятия с рассматриванием картин, собиранием разрезных картинок, пересказом текстов по опорным картинкам. У детей вызывают интерес занятия по системе Нищевой Н. В.
Конспект занятия в логопедической группе с использованием технологии Нищевой Н. В.
Фронтальное логопедическое занятие
Фрукты. Труд взрослых в садах.
Коррекционно – развивающие - Расширить и активизировать словарь по теме, ввести глаголы- спеют, зреют, наливаются, краснеют, желтеют, закрепить умение образовывать уменьшительно- ласкательные формы слов, винительный падеж существительных, относительные прилагательные, умение рассказывать о фрукте по предложенному плану.
Коррекционно- образовательные – развивать слуховую память, мышление.
Коррекционно – воспитательные- воспитывать у детей интерес к занятиям, развивать доброжелательность и сотрудничество.
Оборудование: предметные картины –фрукты, муляжи фруктов, корзина и ваза. Тетради Нищевой Н. В., цветные карандаши.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
У детей на партах предметные картинки с фруктами
Сядет тот кто назовет, что у него на парте.
2. Объявление темы занятия.
Фрукты – плоды,которые растут на деревьях, в саду –фруктовый сад.
«О картинке я вам расскажу»
Желтое, круглое, сочное из него варят варенье, делают компоты, повидло. (яблоко)
Форма как у лампочки, желтый бочок, сочная, сладкая (груша)
Овальный, светло- желтый, кислый, покрыт кожурой, внутри мякоть с маленькими косточками (лимон).
3. «Назови ласково» яблоко –яблочко, апельсин –апельсинчик, лимон –лимончик, банан –бананчик.
4. Игра «Садовник» Мы с вами будем играть в садовника. Садовник обходит свой сад и хвастает «у меня спеют…зреют….,наливаются….желтеют., краснеют.»
5. Что я люблю? (винительный падеж)
Я люблю банан, я люблю грушу.
Динамическая пауза.
Палец толстый и большой в сад за сливами пошел,
Указательный с порога указал ему дорогу
Палец средний самый меткий
он сбивает сливы с ветки.
Безымянный подбирает
А мизинчик подъедает
В землю косточки сажает
и из лейки поливает.
6. «Веселый повар»
пособие Нищевой Н. В относительные прилагательные.
(логопед раздает маленькие карточки от игры)
Ребенок называет что повар приготовит из фруктов.
- Повар приготовит апельсиновый сок, варенье, пирог с апельсиновым джемом.
7. Коллективное составление рассказа- описания «Апельсин» по плану.
Апельсин – это фрукт. Он растет на дереве.
Он круглый оранжевый, твердый, кисло-сладкий.
Апельсин покрыт корочкой. Внутри у него мякоть с маленькими косточками. Мякоть съедобная, а корочка и косточки –несъедобные.
Апельсин полезный. Он питает и очищает организм,
чтобы дети росли сильными и здоровыми.
Я люблю апельсины.
Работы в тетрадях Нищевой Н. В. -раскраска
Итог занятия. Оценка работы детей.
Конспект занятия в логопедической группе с использованием технологии Нищевой Н. В.
Фронтальное логопедическое занятие
Тема «Овощи. Труд взрослых на полях и огородах.»
Коррекционно- образовательные активизировать словарь детей по теме, введение новой лексики, закрепить умение проводить слоговой анализ слов –названий овощей, развитие мелкой моторики, упражнять детей в подборе слов-признаков, развитие связной речи- описание об овоще.
Коррекционно -воспитательные : воспитание любознательности и сотрудничества.
Оборудование: предметные картинки (овощи, сюжетные картинки (на огороде, вагончики для слогового анализа, рабочие тетради Нищевой Н. В. ,цветные карандаши. Индивидуальные картинки «Где растут овощи?»
Ход занятия.
1. Оргмомент.
Логопед читает стихотворение Нищевой Н. В.
На огороде.
Что я видел на огороде?.
Дети перечисляют, помидоры, кабачки…
Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить?
Закрепление понятия -овощи.
1. Игра «Я знаю овощи» -дети называю овощи и получают картинки.
2. Урожай в вагончиках- Деление слов –названий овощей на слоги.
3. Подбирай,называй.
4. Доскажи словечко по Нищевой….
5. 4 –ый лишний слуховое внимание.
6. Назови какой? Дети по предложенным символам называют какие бывают овощи –
По форме, цвету, размеру, вкусу, на ощупь.
7. Повар. .Я приготовлю (борщ… и положу в него (свеклу).
8. Физминутука
Тук, тук, тук, тук
Раздается в доме стук…
9. Работа по индивидуальным картинкам «Где растет овощ?»
10. Коллективное рассказывание об овоще по плану.
11. Работа в тетради –раскрашивание репки.
Итог занятия. Оценка работы детей.
Конспект занятия в логопедической группе с использованием технологии Нищевой Н. В.
Фронтальное логопедическое занятие.
Посуда. Буква и звук Ц.
Коррекционно- развивающее : активизация словаря по теме посуда, употребление сложноподчиненных предложений, знакомство с буквой Ц.
Коррекционно образовательные- развитие слухового внимания и памяти.
Коррекционно- воспитательные :
Воспитывать аккуратность при выполнении задания, развивать навыки сотрудничества.
Оборудование: Предметные картинки с изображением посуды, палочки для выкладывания буквы Ц, рабочие тетради Нищевой Н. В., простые и цветные карандаши, буквари, по числу детей.
Ход занятия.
Организационный момент.
Сядет тот кто назовет посуду на звук К, -кастрюля, С-сковорода, стакан, Т- тарелка, П –половник, поварешка.
1.«Скажи наоборот» сковорода тяжелая, а чашка легкая
Кувшин высокий, а стакан низкий.
Кастрюля широкая, а кружка узкая.
Миска глубокая, а тарелка мелкая.
2. Упражнение «Что лишнее?»(чашка, кастрюля, сахарница, чайная ложка) – кастрюля –кухонная посуда.
Миска, стакан, кастрюля, ковш. - лишний-стакан –он стеклянный
3. Работа по букварю. Знакомство с буквой Ц.
Ц –согласная, твердая, глухая.
На что похожа буква? Послушайте стихотворение и обведите в стихотворении все буквы ц.
4. «Помоги цыпленку»
- найти по картинке слова со звуком Ц.
5 Звуковой анализ слов -определение звука ц в словах, с помощью цветной фишки.
6. Чтение слогов на доске –хором, чтение слов в букваре хором и индивидуально.
7. «Кто скорее?» -выкладывание буквы Ц из палочек.
Преобразование Ц в П, в Ш.
8. Динамическая пауза –
Цыплёнок учится считать
и цифры лапкою писать,
но пишет он как кура лапой,
ведь он похож на маму с папой.
9. Печатание буквы ц в воздухе и в тетради.
10 Упражнение «Путаница» работа в тетради стр. 9. Наложенные буквы.
11. Дифференциация С-Ц.
У детей пара картинок Назвать картинки, определить наличие звука Ц, с. назвать картинки со звуком Ц.
Назвать картинки со звуком С.
Индивидуальная самостоятельная работа детей в рабочих тетрадях.
12. Веселый круг. Игра с мячом.
Названия посуды со звуком Ц
Суп – супница! Салфетки - салфетница! И т. д.
Итого занятия. Оценка работы детей.