Елена Бовина
Развитие речевого дыхания
▼ Скачать + Заказать документы
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосообразование и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.
Развитие связной речи неразрывно связано с постановкой правильного речевого дыхания, именно поэтому специалист-логопед в первую очередь проанализирует, то, как ребёнок дышит во время разговора, какой силы он осуществляет вдохи и выдохи, как координирует соотношение пауз в речевом потоке.
Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультминутку. Упражнения лучше проводить в игровой форме, чтобы дети выполняли их с интересом и удовольствием.
Упражнения, направленные на выработку диафрагмального типа дыхания:
• Ребёнок лежит на спине; левая ладонь ребёнка расположена на его животе, а правая – на груди. По команде взрослого ребёнок вдыхает носом, выпячивая животик, выдыхает ртом, втягивая животик. (Предварительно взрослый показывает это упражнение ребёнку на себе и объясняет ему, как «дышать животиком»). В качестве дополнительной помощи взрослый во время выдоха надавливает ребёнку рукой на живот, также можно положить на животик малышу лёгкую небольшую игрушку (команды: «Вдохни и подними игрушку», «Выдохни и опусти игрушку»).
Аналогично работа проводится в положении сидя и стоя (ладони ребёнка для контроля лежат на его груди и животе). Взрослый следит за тем, чтобы ребёнок не поднимал плечи и не надувал щёки.
Упражнения для дифференциации носового и ротового вдоха и выдоха:
• Вдох носом, выдох носом.
• Вдох ртом, выдох ртом.
• Вдох носом, выдох ртом.
Выдох осуществляется на «султанчик» или кусочек ватки для зрительного контроля за выработкой направленной воздушной струи.
Упражнения для тренировки различных типов выдоха, способствующие формированию правильного речевого дыхания:
• Сдувать со стола мелко нарезанные цветные бумажки, вату, пушинки.
• Дуть на лежащие на столе палочки, карандаши разной толщины, стараясь сдвинуть их с места.
• Дуть на шарики разной тяжести.
• Дуть на пластмассовые и бумажные игрушки, плавающие в тазу.
• Задувать на резком и длительном выдохе пламя свечи.
• Поддерживать в воздухе пушинку на длительном выдохе.
• Надувать резиновые игрушки, шарики.
• Дуть в дудочку, свистульку, губную гармошку.
• Пускать мыльные пузыри.
Дыхательные упражнения выполнять не более 5 раз для исключения возможности возникновения у ребёнка головокружения.