Боева Валентина
Методический материал для работы с одарёнными детьми по речевому развитию в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Методический материал
для работы с одарёнными детьми
по речевому развитию
в подготовительной к школе группе
Разработала :
Мл. воспитатель, студентка
ГБПОУ РО "Волгодонский педагогический колледж"
Боева Валентина Владимировна
2018 год
Публикация «Методический материал для работы с одарёнными детьми по речевому развитию в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться уже в дошкольном возрасте. В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к математике, развивает интеллектуальные, познавательные, творческие способности.
Для детей с интеллектуальной одарё нностью характерны следующие черты:
• Высоко - развитая любознательность, пытливость;
• способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя;
• высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);
• раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей;
• развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;
• способность к творческому преобразованию образов, импровизациям;
• раннее развитие сенсорных способностей;
• оригинальность суждений, высокая обучаемость;
• стремление к самостоятельности.
Проблемам умственной одарённости придаётся особое значение, так как в школьном обучении приоритетным является интеллектуальное развитие ребёнка. Для интеллектуального развития существенное значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач (А. Смоленцева).
«Складные картинки»
Цель: учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых
рифмуются.
Ход: воспитатель раскладывает около 40 изображений предметов, названия которых
рифмуются (мак – рак, олень – тюлень и т. д.). Воспитатель поднимает какую-либо
картинку и просит найти парную по рифме. Игра считается законченной, когда сложено 20
пар рифмованных слов.
Методические рекомендации
Эту игру можно начинать с 5 пар картинок, постепенно увеличивая до 20-25. Необходимо
поощрять инициативу детей по самостоятельному подбору рифмующегося слова.
ПР: ребенок смотрит на картинку с изображением рака, говорит «Рак» и добавляет «Квак».
«Придумай рифмованное слово»
Цель: учить детей самостоятельно подбирать рифмованные слова.
Ход: воспитатель называет какое -либо слово, дети придумывают к нему рифмовки.
ПР: воспитатель говорит «миска», дети добавляют: «Киска, мурыська, сосиска».
Методические рекомендации
Игровое упражнение можно проводить в старшем возрасте с усложнением, которое
заключается в том, что воспитатель объявляет слово определенной части речи, а дети
должны придумать рифмующееся слово той же части речи.
ПР:
- называется глагол «бежали»; дети добавляют глаголы «лежали, звали»;
- называется существительное «улица», подбирается рифма «курица»;
- называется прилагательное «пшеничный», добавляется прилагательное «яичный»;
- называется наречие «широко», добавляется рифмовка «далеко».
«Сочиняем разные лимерики»
Цель: учить детей создавать варианты рифмованных текстов.
Ход: воспитатель предлагает вспомнить сочиненный ранее лимерик и переделать его,
используя новое начало «Если бы…., но не…» :
Если бы певунья-птичка
была красивой, как синичка,
По дороге б она за жуком не бежала,
А потом на траве долго не лежала.
Вот какое правило должна знать птичка.
Затем предложить детям новые слова зачина «Что было бы, если бы…» и
самостоятельно переделать знакомый лимерик:
Что было бы, если бы певунья-птичка
Была не такой красивой, как синичка,
То за жуком бы она не бежала,
И долго потом на траве не лежала.
Лучше пусть бы она в небесах полетала.
«Стишок про нас»
Цель: учить детей создавать рифмованные тексты из 5-6 строк на основе пережитых
событий.
Ход: воспитатель предлагает детям вспомнить случаи, которые происходили с ними, и
написать стишок про это.
ПР: мальчик Саша занимался у логопеда и стал хорошо произносить звуки; воспитатель
помогает ребенку составить стишок:
Жил-был мальчик по имени Саша,
И во рту у него была каша.
У логопеда он занимался
И звуки произносить старался.
Теперь Саша научился красиво говорить.
Воспитатель предлагает сочинить стишок про девочку, у которой аллергия на конфеты:
Если бы девочка Светочка
Не ела часто конфеточки,
То прыщики бы у нее не появлялись,
И сильно бы они не чесались.
Меньше надо есть сладкого, Света!
Дети обмениваются между собой стишками.
Методические рекомендации
Воспитателю надо иметь педагогический такт. Не допускается унижение достоинства
детей.
«Определение состава картины»
Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на
картине (дробление, моделирование, группировка).
Базовая информация
Для составления рассказа по картине необходимо подготовить запас слов. С этой целью выделяются объекты, изображенные на картине. Степень подробности может быть разной: максимальной (с выделением всех объектов и их деталей, средней (выделение основных и второстепенных объектов без деталей) и низкой (выделение только главных объектов).
При наличии однородных объектов на картине производится группировка по какому-либо признаку: по принадлежности к природному или рукотворному миру, по функциям, форме, цвету и т. д.
Моделирование выявленных на картине объектов производится с помощью схем, цветовых обозначений, букв, картинок и т. д.
Методика работы с детьми
Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используется прием «подзорная труба». Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его.
Для определения деталей одного объекта используется приемы «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный» и др. Игры эти направлены на активизацию внимания детей.
При обучении классификационным умениям используется прием группировки по заданному признаку: рукотворности, природности, функциональности, присутствия
определенного цвета, формы и т. д. Классификационная группа обозначается обобщающим словом.
Моделирование детьми выявленных объектов производится схемами, буквами, картинками, цветом и другими средствами обозначения. Для этого используется доска или лист бумаги, на котором модели располагаются аналогично композиции картины.
Советы педагогу
Воспитатель должен проявлять живой интерес и эмоционально реагировать на ответы детей.
Темп работы должен быть достаточно быстрым, воспитатель должен энергично и оперативно производить моделирование названных детьми объектов.
Предварительно должен быть составлен тематический словарь.
Последовательность называния объектов может быть любая.
Обязательным условием является обозначение «земля-небо», «пол - потолок». Данные ориентировки впоследствии помогут детям найти связи между объектами: «Такой – то объект лежит на полу, а этот – летает в небе.
По окончанию определения состава картины необходимо подвести итог (быстро перечислить все названное, начиная с главного). Обращение идет не только к памяти ребенка, но и к считыванию модельных обозначений.
Окончательным итогом данной игры считается рефлексия: осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила – «когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты, на ней изображенные».
Алгоритм мыслительных действий при определении состава картины
1. Перечисление объектов на картине (в том числе и частей).
2. Моделирование объектов.
3. Группировка по заданному признаку.
4. Обобщение перечисленных объектов.
5. Рефлексия.
Игры и творческие задания
Игры с «подзорной трубой»
Цель: Учить детей выделять объекты, изображенные на картине.
Методические рекомендации
Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы.
Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его). Выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине.
«Ожившие предметы»
Цель: Развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами.
Методические рекомендации
Ведущий предлагает выбрать объект на картине для обсуждения. Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. Например, рассматривается пейзаж; дети выбирают и характеризуют
объект – ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного
объекта.
«Волшебный гость»
Цель: Учить детей устанавливать взаимосвязи между
объектами, изображенными на картине.
Методические рекомендации
В гости к детям приходит волшебник Объединения и объединяет два наугад выбранных объекта. Детям предлагается объяснить, почему он это сделал, как эти объекты могут быть связаны между собой.
«Живые картинки»
Цель: Учить детей ориентироваться в двумерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.
Методические рекомендации
Педагог предлагает детям превратиться в конкретные объекты на картине, выясняет их место нахождения. Детям предлагается смоделировать изображение в трехмерном пространстве (например, на ковре). Ребенок
должен найти место своего объекта относительно других объектов, изображенных на картине, и составить связный рассказ о его местонахождении.
«Да – нет»
Цель: Учить детей пространственной ориентировке на картине. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки.
Методические рекомендации
Ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его место нахождения. Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трехмерное пространство).
Задача ребенка: описать местоположение объекта на
картине, а затем на сцене.
Литература:
1. Корзун А. В. Обзор материалов сайта Минского центра ОТСМ-ТРИЗ
технологий по работе со сказкой. https://www.trizminsk.org/e/260021.htm
2. Корзун А. В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в
работе с дошкольниками. https://www.trizminsk.org/e/233007.htm
3. Мурашковска И. Н. Когда я стану волшебником.
https://www.trizminsk.org/e/prs/232018.htm
4. Мурашковска И. Н., Валюмс Н. П. Картинка без запинки.
https://www.trizminsk.org/e/2312.htm
5. Нестеренко А. А. Страна Загадок (методическая разработка).
https://www.trizminsk.org/e/23105.htm
6. Нестеренко А. А. Можно ли угодить всем (взгляд на проблему интереса в
начальной школе). https://www.trizminsk.org/e/prs/233026.htm
7. Сидорчук Т. А. ТРИЗ в детском саду и педагогическом колледже. Авторская
страница. https://www.trizminsk.org/e/prs/si.htm
8. Хоменко Н. Н. ТРИЗ как Общая теория сильного мышления. Авторская
страница. https://www.trizminsk.org/e/prs/kho.htm