Светлана Юрчук
Технология развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Одной из существенных задач логопедической работы с дошкольниками является изучение и своевременное преодоление нарушений речи, препятствующих обучению детей в школе.
Изучение речевого развития дошкольников показало, что в возрасте 5-6 лет имеется достаточно высокий процент детей, у которых отмечается общее недоразвитие речи, и их готовность к обучению во многом зависит от своевременного преодоления этих недостатков речи.
Публикация «Технология развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
Известно, что фонетическое оформление речи у детей с ОНР, значительно отстает от возрастной нормы : у них продолжают наблюдаться все виды нарушения звукопроизношения. Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах. Наряду с этими нарушениями наблюдается недостаточная дифференциация звуков на слух, что является вторичным нарушением.
Актуальность. Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи учителя - логопеда.
Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. С помощью выработки артикуляторных навыков можно добиться лишь минимального успеха, и притом временного. Стойкое исправление звукопроизношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на формирование письма. Поэтому развитию фонематического слуха уделяется большое внимание.
Изучая проблему развития фонематического восприятия у детей с нарушениями речи, я обращалась к работам известных педагогов и психологов: Гвоздева А. И., Левиной Р. Е., ШвачкинаН. Х., Хватцева М. Е., Каше Г. А., Токаревой О. А., Спировой Л. Ф., Ястребовой А. В., Филичевой Т. Б., Чевелевой Н. А., Чиркиной Г. В. и др. специалистов. Выяснилось, что проблема обучения детей с нарушениями речи, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие, рассматривается исследователями с разных позиций. Представленные коррекционные методики содержат взаимодополняющие методы и приемы, которые можно эффективно использовать в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста, учитывая индивидуальные особенности детей и условия организации обучения.
При построении технологии развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, я использовала методики, созданные Филичевой Т. Б. и Чиркиной Г. В., а так же опиралась на методики ТкаченкоТ. А., Коноваленко В. В., Коноваленко СВ., Дьяковой Н. И., Волковой Г. Л.
Проанализировав методики, учитывая данные обследования детей 5-6 летнего возраста, была разработана технология развития фонематического восприятия для детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
Цель:
Формирование фонематического восприятия у детей, преодоление фонетико-фонематического недоразвития, являющейся как самостоятельным нарушением, так и входящим в структуру общего нарушения речи, предупреждение трудностей формирования навыков звукового анализа и синтеза, предупреждение нарушений чтения и письма.
Задачи:
- развитие слухового внимания и слуховой памяти,
- формирование навыков узнавания и различения неречевых звуков,
- различения высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз, различения слов, близких по своему звуковому составу,
- дифференциации слов, слогов, фонем,
- формирование навыков элементарного звукового анализа.
- воспитывать умение говорить внятно, отчётливо, умеренно громко, в
неторопливом темпе.
- обучение навыкам звукового анализа и синтеза.
Пути реализации
- логопедическая диагностика состояния речевых функций у старших
дошкольников (в начале учебного года);
- коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные и подгрупповые);
- мониторинг уровня речевого развития старших дошкольников (в конце учебного года);
Предполагаемые результаты
В результате проведения специальной коррекционной работы по развитию фонематического восприятия, дети старшего дошкольного возраста должны владеть следующими умениями и навыками:
- уметь различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка;
- осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи;
- последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его элементы;
- быть подготовленными к усвоению программы школы.
При изучении фонематических процессов я использовала различный диагностический материал – иллюстрации, музыкальные инструменты, фигурки животных.
Проводилось изучение слухового внимания, звуко-слоговой структуры, дифференциации оппозиционных звуков в слогах и словах, умения выделять заданный звук в ряду других звуков, слогов и слов, умения воспроизводить ряд звуков и слогов.
Этапы работы:
I этап — узнавание неречевых звуков.
II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
III этап — различение слов, близких по звуковому составу.
IV этап — дифференциация слогов.
V этап — дифференциация фонем.
VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.
Использовала в работе пособия Бардышевой Т. Ю., Ушаковой О. С, Невской В. П, Лукиной Н. А.
I этап – узнавание неречевых звуков.
На первом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки (звучание музыкальных инструментов, гул машин, шум ветра, дождя, шелест листьев, лай собак).
При планировании работы на данном этапе использовались 7 блоков игр по развитию слухового восприятия, внимания и памяти (Лукиной Н. А.) :
1 блок – развитие умения различать неречевые звуки по способу звучания.
2 блок – определение направления звучания.
3 блок – развитие умения различать неречевые звуки по темпу звучания.
4 блок – развитие умения различать неречевые звуки по силе звучания.
5 блок – развитие умения определять одинаково звучащие неречевые звуки.
6 блок – развитие умения различать неречевые звуки по высоте звучания. 7 блок – развитие умения различать неречевые звуки по длительности звучания.
II этап – различение высоты, силы, тембра голоса.
На протяжении второго этапа дошкольников учат различать высоту, силу тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр. Например: "Где гудит пароход - далеко или близко", "Угадай, кто тебя зовёт" и так далее.
«Не ошибись». Детям показывается картинка, громко и четко произносится ее название, например, ВАГОН. Затем детям предлагается то правильное, то неправильное звучание этого слова, дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат ошибку. Например: «Вагон, вакон, фагон, вагон, факон, вагом…».
«Подними картинку». Предварительно дети знакомятся с гласными звуками, звучание которых сначала соотносится со звуком окружающего мира: «А» – девочка плачет, «У» – поезд гудит, «И» – птичка поет. У детей картинки с изображением поезда, девочки и птички. Воспитатель попеременно произносит звуки, а дети поднимают соответствующую картинку.
III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу.
Третий этап полностью построен на играх, которые способны научить ребёнка различать слова, близкие по слуховому составу (логопед читает слова, а ребёнок должен их выставить в названном порядке и так далее).
«Найди похожее слово». Детям предлагаются картинки, среди которых есть очень близкие по звучанию. Дети должны подобрать пару каждой картинке. Например: мак – рак, майка – гайка, ложка – кошка, лук – жук, клетка – ветка, печка – речка…
IV этап – дифференциация слогов.
Воспроизведение различных ритмов (простых и сложных); произнесение серий одинаковых слогов со смещением ударения; произнесение серий слогов, отличающихся одним звуком; произнесение серий разных слогов.
Например, логопед произносит несколько слогов, например на - на - на - па, а дети определяют, что здесь лишнее. Потом звуковые ряды усложняются.
V этап – дифференциация фонем.
На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать следует обязательно с дифференциации гласных звуков. Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: "Поезд гудит у - у - у - у; девочка плачет а - а - а - а; птичка поёт и - и - и - и". Далее он произносит каждый звук длительно, а дети поднимают соответствующие картинки.
Использование в работе различных картинок-символов звуков, цветных опорных фишек, таблиц, схем.
VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.
Чем лучше дети овладеют пространственными представлениями, ориентировкой в окружающем, порядковым и количественным счетом, словами, обозначающими пространственные отношения, тем успешнее будет развит их звуковой анализ.
При подготовке к звуковому анализу понятие «ряд» становится узловым. Вначале формируется понятие «Ряд», которое подкрепляется расположением иллюстративного материала на различных занятиях: по изобразительной деятельности, по математике (раскладывание предметов по цвету, форме, величины, а так же с помощью настольного театра «Репка». Выстроив такой ряд, нужно научить детей выделять предмет в начале ряда, в середине и в конце.
После этого следует приступать непосредственно к звуковому анализу.
Работа начинается в определённой последовательности.
1) Уточнение артикуляция гласных звуков «у, а, и». Обучение определению количества и последовательности произнесённого ряда звуков, выделению ударных гласных из начала слов на слух.
2) Анализ и синтез обратного слога типа «ап, ат, ок».
3) Выделение последнего согласного из конца слова (мак, кот).
4) Выделение начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных (дом, танк).
5) Анализ и синтез прямого слога типа «са».
6) Изучение целого слова. Обучение детей делению слов на слоги с помощью зрительных опор (картинок и схем).
7) Полный звуко-слоговой анализ односложных трёхзвуковых (мак) и двухсложных (вата) слов; составление звуковых схем.
8) Переход к полному анализу и синтезу слов без помощи схемы. Анализ слов со стечением согласных (стол); двухсложных слов с одним закрытым слогом (кошка); некоторых трёхсложных (канава, произношение которых не расходится с написанием. Вводятся упражнения на преобразование слов путём замены отдельных звуков (лук-сук, мак-рак).
Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков изолированно и в слове.
Для лучшего усвоения детьми материала, работу по данным этапам следует проводить постепенно. Формы работы могут быть разные, как фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия, так и повседневные игры на прогулках и в группе.
Данную работу с детьми следует начинать в раннем возрасте и строить ее на первых двух этапах и частично на третьем. В раннем возрасте мы готовим базу. В последующих возрастных группах первые три этапа тоже включаются в работу с детьми, но содержат более сложные задачи.
Применение вышеуказанной системы работы позволило научить детей различать речевые и неречевые звуки, подготовить к овладению правильным звукопроизношением, сформировать правильную слоговую структуру слов, сформировать восприятие интонационных средств языка, подготовить к овладению навыками чтения и письма.
На первом этапе - развитие распознавания неречевых звуков, мы проводим упражнения на различение звуков окружающих шумов, звучание музыкальных инструментов, игрушек, голосов природы по схеме: Что звучит? Где звучит? Как звучит (громко — тихо, долго — кратко, высоко — низко). Далее предлагаем детям задания на определение количества хлопков, ударов, сигналов, звонков и т. д. (сколько); воспроизведение неречевых звуков - хлопков, ударов, сигналов, звонков и т. д. с разной силой, темпом, ритмом.
Игры, задания и упражнения, направленные на восприятие и различение неречевых звуков.
«Где позвонили?» Для этой игры нужны колокольчик или дудочка. Одному ребенку завязывают глаза, а другой, передвигаясь бесшумно, звонит в разных местах. Ребенок должен показать рукой направление звука. Затем целесообразно поменяться местами.
«Солнце или дождик?» Учитель - логопед берет бубен: «Хорошо гулять в саду, если светит солнце. Вы гуляйте, а я буду весело звенеть в бубен. Услышав стук, скорее идите в дом. Итак, раз-два, раз-два, начинается игра!»
«Тихо — громко». Учитель - логопед стучит в бубен тихо, потом громко, потом очень громко. Соответственно звучанию ребенок выполняет разные движения. Например, под тихий звук идет на носочках, под громкий — полным шагом, под более громкий — бежит. А теперь самое время поменяться ролями, верно?
«Кто что слышит?» Взрослый за ширмой стучит молоточком, зенит в звонок, трещит трещоткой, играет на дудочке. А ребенок угадывает, каким предметом произведен звук.
«Узнай по звуку». Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука.
«Найди игрушку». Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого. Меняемся? Хорошо!
Игры и задания, направленные на различение высоты,
силы и тембра голоса
Игра «Кто как кричит?»
«В лесу» - ребенок определяет, кто его позвал, близко или далеко;
«Три медведя» - определить, кому принадлежат реплики из сказки.
«Определи лишний слог».
На последнем этапе ребенок учится различать отдельные фонемы (звуки).
«Парные картинки» - игра проводится сначала на звуках, далеких по артикуляции, затем - на оппозиционных звуках (с-ш, з-ж, р-л, м-мь, с-з, ш- ж.).
Развитие узнавания и дифференциации фонем на слух - вводятся речевые звуки. Можно предложить следующие упражнения:
• различение и отхлопывание ритмического рисунка слова;
• отхлопывание ритмического рисунка чистоговорки, скороговорки, стихотворения, отметить ударный слог движением руки;
• узнавание по беззвучной артикуляции гласных звуков.
Работу начинаем с уточнения артикуляции гласных звуков. Гласный звук выделяем на основе звукоподражаний с использованием картинок, моделей артикуляции звуков. Например: девочка плачет: (а-о-о); волк воет (у-у-у); болит зуб (о-о-о). Обращаем внимание на положение губ (раскрыты, вытянуты кружочком, вытянуты трубочкой, растянуты в улыбку и т. д.). Сначала гласный звук в словах произносим с интонированием, затем с естественной артикуляцией и интонацией.
Игры, задания и упражнения, направленные на анализ, восприятие и различение речевых звуков.
«Выдели звук» - первый ударный гласный звук в слове.
Цель: определить первый звук в словах (с опорой на картинки);
Выделение начального гласного в безударной позиции (с опорой на картинки). Выделение гласного звука в середине слова (с опорой на зеркало).
«Загадки» - отгадать загадку и определить первый звук в слове-отгадке;
«Поезд» - подобрать для поездки в поезде предметы или картинки на определенный гласный звук;
«Кружки» - выложить на стол столько красных кружков, сколько гласных звуков произнес логопед
Узнавание согласного в слове (хлопнуть в ладоши на определенный звук).
Узнавать слова, в которых пропал первый или последний звук:
«Лягушка». Дети стоят в кругу. Водящий с завязанными глазами говорит, а дети в это время начинают движение по кругу:
Вот лягушка по дорожке скачет, вытянувши ножки, Увидала комара, закричала. Тот, на кого указал водящий, говорит: «Ква-ква-ква». Ведущий угадывает, кто же так артистично квакал.
Дифференциация слогов, слов, отличающихся одним звуком (выделить лишний слог, показать нужную картинку: сок-сор; кол-гол … Выделить слог, слово с заданным звуком отхлопываем или повторяем, например: игры «Поймай звук», «Запомни и назови!».
• определение наличия звука в звуковом, слоговом ряду;
• определение места звука в ряду (в начале, в середине, в конце);
• определение последовательности звуков в ряду;
• воспроизведение артикуляции и самих звуков, произнесенных логопедом с использованием экрана, на слух с закрытыми глазами;
Игры и задания, направленные на развитие восприятия звуков речи, слов близких по звуковому составу; различение слогов; различение фонем. На первом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.
Игра «Нелепица» - логопед называет картинку то правильно, то неправильно;
«Найди нужную картинку»- называются слова, сходные по звучанию;
«Выбери похожие слова» с использованием картинок-карточек;
«Рассели картинки по домикам». На доске — домики одно-, двух-, трех-, четырехэтажные. Дети по количеству слогов расселяют картинки в домики;
«Поезд». Детям предлагается макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами 1, 2, 3. В первом вагоне «размещаются» слова-картинки из одного слога, во втором — из двух, в третьем — из трех слогов.
«Красный — белый». Для игры нужно приготовить два кружка (например, красный и белый). Взрослый предлагает ребенку внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть условленный звук ([л], [ш], например). Если в предлагаемом слове заданный звук есть, ребенок поднимает красный кружок, если нет — белый. Не забудьте поменяться ролями во втором туре;
«Разложи картинки в два ряда» (картинки разной слоговой структуры);
выделить первый слог из названий картинок, записать его, объединить слоги в слово или предложение и прочитать:
• определить пропущенный слог в названии картинки:. ва, до. га, ра. та;
• составить слово из слогов, данных в беспорядке: та, ка, пус; воз, ро, па; ка, мор;
• повторить слово или предложение, произнесенное по слогам: малъ-чи-ки иг-ра-ют в фут-бол.
«Поймай рыбку». Для этой игры нужна магнитная удочка. Это обычная палочка с привязанным к ней на ниточке магнитиком. На картинки из любого детского лото надеваются скрепки. Ребенок «вылавливает» удочкой разные картинки, называет их, определяя наличие или отсутствие в их названиях звука, выбранного заранее. Это могут быть [ж], [д], [к] и другие звуки. Можно усложнить игру, попросив определить место заданного звука в названии картинки. Так, в слове «самокат» [с] слышится в начале слова, в слове «весы» — в середине, а в слове «лес» — в конце. Итак, ловись, рыбка, большая и маленькая!
• выделить из предложений слова, состоящие из двух или трех слогов;
• по сюжетной картинке назвать слова из одного, двух, трех слогов;
• придумать слова с двумя или тремя слогами;
«Отстукивание слогов». Учитель – логопед напоминает ребенку, что каждое слово можно «отстучать» или «отхлопать» по количеству слогов: МА-ШИ-НА, БА-РА-БАН, ДОМ. Затем водящий громко и отчетливо называет слово. Играющий в бубен или в ладоши отхлопывает это слово. Если ребенок затрудняется, нужно «отстучать» слово вместе с ним;
«Цепочки слов». Эта игра — аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист — тарелка — арбуз.
«Звенит-жужжит». Выбирается водящий. Он предлагает играющим задумать слова со звуками [з] и [ж]. Затем следует просьба произнести задуманные слова по очереди. Если в слове есть [з], ведущий констатирует: «Звенит». Если присутствует [ж] : «Жужжит»;
• записать только слоги, начинающиеся с гласного звука; оканчивающиеся гласным звуком.
Далее вводятся упражнения на формирование звукового анализа и синтеза, и можно рекомендовать следующие упражнения:
• анализ прямых и обратных слогов (например, ам, ом и т. д.);
• узнавание звука на фоне слова в начале (в позиции под ударением, в безударной позиции, середине и конце слова.
Определение ударного гласного звука в начале слова проводится в трех вариантах: на слух, после произнесения слова ребенком, на основе слухопроизносительных представлений (например, по заданию подобрать картинку к соответствующему звуку).
Игры, задания и упражнения направленные на развитие фонематического восприятия и анализа отдельных звуков.
«Разложи картинки» : в два столбика (звук в начале слова, звук в конце слова); в три столбика (звук в начале, в середине, в конце слова).
Игра с мячом «Закончи слово» слогом с заданным звуком;
Выделение заданного звука из предложения с использованием схемы и кружка
«Подбери к картинке букву». Ребенок подбирает к картинке букву, которая соответствует первому звуку слова ( предлагаемые картинки: облако, уши, ива);
Игра в лото. Предлагаются карточки с картинками, называется слово. Ребенок закрывает картинку той буквой, с которой начинается слово. Например, картинка с изображением астры закрывается буквой А;
подбор названий животных, птиц, насекомых, посуды, овощей, фруктов, цветов, деревьев и т. д., которые начинаются на заданный звук:
• выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука;
• по сюжетной картинке назови слова, которые начинаются с данного звука.
Упражнение «Скажи наоборот». Например: кость — гость, сайка — зайка, цвет — свет;
Игры, задания и упражнения направленные на развитие фонематического синтеза.
Игра «Радист» выбрать картинку, подходящую к слову, названному учителем - логопедом отдельными звуками с интервалом;
Игра с мячом «Имена» - закончить имя недостающей частью, имена можно заменить названиями животных, растений, фруктов, овощей и т. д. ;
Игра «Ворота» - замена гласных звуков в середине слова (с обязательным подбором картинок) Пр. : мол - мел - мал - мял - мул.
«Подбери слова». Ребенок подбирает слова, которые начинаются на гласный [а], [о], [у];
Упражнение «Впиши букву». Дети вписывают букву в схему слова под картинкой:
• отгадывание загадок и называние первых звуков в словах;
• определение последнего согласного в слове.
Слова предъявляются в последовательности: односложные слова без стечения согласных, которые состоят из обратного, закрытого слогов (ум, дом, кот, сок, рак) :
• составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: дом, мак, сом, крот, стол, стул, волк, врач, крыша, канава, капуста;
• восполнить пропуски букв в словах (количество пропущенных букв варьируется в зависимости от уровня подготовки ребенка — са. лет, с. це, соба. ;
• подобрать слова, где заданный звук был бы на 1, 2, 3-м месте (кот, окно, мак);
• добавить 1, 2, 3, 4 звука к одному и тому же слогу так, чтобы получились разные слова (па — пар, пары, парад, паруса; ко — кот, козы, кошка, корова);
• подобрать слова на каждый звук, составляющий исходные слова. Слова записываем на доске: сад астра кол
• преобразовать слова путем наращения звуков и букв, перестановки звуков:
- в начале слова: рот — крот, мех — смех, Оля — Коля, дочка — удочка и т. д. ;
- в конце слова: шар — шарф, бок — бокс, стол — столб, лис — лист, лиф — лифт; цепочка слов: жи — ежи — ужи — лужи — ложи — ножи — моржи;
- перестановка звуков: кочка — дочка, кот — кто, роза — коза, почка — точка, дар — рад, сон — кон;
• образовать из звуков данного слова возможно большее количество новых слов (машинка — Миша, мак, манка, Маша, каша, шина, шик);
• образовать цепочки слов так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего;
• вписать буквы в кружки (5 кружков). Дети вписывают в данные кружки третью букву следующих слов: рак, санки, спинка, нога, трава. Дети называют получившееся слово (книга);
• разгадать ребусы;
• разложить предметные картинки под цифрами 3, 4, 5 в зависимости от количества звуков в их названии: дом, забор, марка, палка, сыр, море, мак, стол, парк, полка, дрова.
Заключение:
В результате применения мной в коррекционной работе данной технологии дети научились слушать звуки, находить источник звука, его местоположение. К концу обучения дети определяют фонемы в ряду других звуков, в ряду слогов с другими звуками, в словах, не испытывают трудностей в формировании навыков звукового анализа и синтеза.
Результат использования технологии.
Использование технологии в работе позволило :
- научить детей различать речевые и неречевые звуки,
- подготовить детей к овладению правильным звукопроизношением,
- сформировать правильную слоговую структуру слов,
- сформировать восприятие интонационных средств языка,
- подготовить к овладению навыками чтения и письма,
- повысить уровень развития фонематических процессов
Мониторинг результативности показывает положительную динамику у всех обучающихся детей. У детей появился интерес к звучащему слову, к речи, что, несомненно, послужило хорошей базой для успешного обучения в школе.
Литература:
1. Бардышева Т. Ю., Моносава Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – 232 с.
2. Дьякова Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников - изд. Творческий центр «Сфера» 2010
3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М. : 1990.
4. КоноваленкоВ. В., Коноваленко С. В. Экспресс – обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. Пособие для логопедов. — М. : "Гном-Пресс", 2019.
5. КоноваленкоВ. В., Коноваленко С. В. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза в играх и упражнениях - М. : Издательство Гном, 2018.
6. Логопедия / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др. ; Под ред. Л. С. Волковой. - В 2-х книгах. Книга 2. М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1999
7. Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы. М. ,Издательство Гном, 2019.
8. НищеваН. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников - СПб. : ООО «Издательство «Детство пресс», 2016.
9. Лукиной Н. А., Никкинен И. И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти). – СПб. : «Паритет», 2003. – 112 с.
10. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. М., 2001.
Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения)/ автор-составитель Большакова С. Е. – М. : АПО, 1996
11. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического слуха у дошкольников – Изд. 6-е – Ростов н/ Д: Феникс, 2024.
12. Ткаченко Т. А. Подготовка дошкольников к чтению и письму : фонетическая символика : пособие для логопеда / Т. А. Ткаченко. – М. :Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010.
13. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1999.
14. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. —— М. : Просвещение, 1989.