Надежда Дубовик
Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Понятие «здоровьесберегающая технология» является качественной характеристикой любой образовательной технологии, оценивая степень её положительного влияния на сохранение здоровья.
Темочки:
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как совокупность принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, вносят содержание по здоровьесбережению.
Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности образовательного учреждения по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей, профилактике ухудшения здоровья.
По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют : медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).
Сказкотерапия относится к психологическим здоровьесберегающим технологиям. Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
- Сказки отражают содержание культуры, к которой принадлежат и формируют культурный смысл поведения.
- Сказки рассказывают о разнообразии мира, о поступках людей, где реальность дополняется волшебными возможностями и чудесами.
- Сказки показывают последствия действий, поступков, учат детей ответственности в принятии решений, объясняют детям события и явления мира.
- Через сказку дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды.
Сказка представляет собой мощное средство психокоррекции.
Человек учится находить собственные ошибки в поведении, общении, деятельности, моделировать ситуации их изменения. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка, рассказывают о проблемах человека, и каждый может узнать себя.
Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь.
Тексты сказок расширяют словарный запас, помогаю верно строить диалоги, а следовательно влияют на развитие связной монологической речи. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых.
Сказки способствую развитию наблюдательности, способности сочувствовать и сопереживать.
Сказкотерапия включает в себя множество приемов и форм работы, которые позволяют развивать творческое мышление, воображение, внимание, память и восприимчивость.
Сказку можно : анализировать, сочинять, переписывать, рассказывать, рисовать, драматизировать. При анализе сказки происходит осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев.
Рассказывание сказок помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию.
Переписывание и дописывание авторских и народных сказок – это важный диагностический материал. Ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения.
Постановка сказок с помощью кукол позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.
События сказки вызывают у детей эмоции, герои и их отношения между собой проецируются на обыденную жизнь, ситуация кажется похожей и узнаваемой.
Сказка напоминает о важных социальных и моральных нормах жизни в отношениях между людьми, о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Сказка дает возможность отреагировать значимые эмоции выявить внутренние конфликты и затруднения. Во время прослушивания страшных сказок или сказок со «страшными» эпизодами ребенок учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится гибким и насыщенным.
Сказка способствует развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения. Сказка является одной из форм, посредством которой происходит социализация в различные возрастные периоды.
Сказка для детей – «особая деятельность», которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания детей «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний».