ксения рязанова
Презентация опыта работы «Театрализованная деятельность как средство индивидуализации образовательного процесса»
▼ Скачать + Заказать документы
17 октября 2013 года вступил в силу Федеральный Государственный Стандарт Дошкольного Образования. В этом документе, в основных положениях, (п. 1.4.) наряду с другими, прописан следующий принцип образования :построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, отсюда задача, определённая в Стандарте (п. 1.6.)- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Говоря о возрастных особенностях детей дошкольного возраста, следует отметить, что основным видом их деятельности является игра. Игра для дошкольников - своеобразный центр, вокруг которого сосредоточены главные интересы детей, а театрализованная игра- яркий вид игры, вызывающий у детей наибольший эмоциональный отклик. К тому же где, как не в театрализации, раскрывать индивидуальные особенности дошкольников. Отсюда становится целесообразным применение театрализованной деятельности для индивидуализации образовательного процесса. Из вышесказанного мной выбрана тема по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство индивидуализации образовательного процесса».
Публикация «Презентация опыта работы „Театрализованная деятельность как средство индивидуализации образовательного процесса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2018
Содержание работы по теме представлено в виде персонифицированной программы педагога по самообразованию.
Цель: повысить профессиональную компетентность по организации театрализованной деятельности с детьми для индивидуализации образовательного процесса.
Задачи:
- изучить научно- методическую литературу по теме,
- создать условия для индивидуализации образовательного процесса через кружковую деятельность,
- внедрить театрально – игровые технологии и приёмы театрализации в непосредственно – образовательную деятельность с детьми,
- обобщить опыт работы по теме самообразования.
Содержание работы по самообразованию представлено в виде модульно - блочнойсистемы.
Первый модуль «Теоретическое изучение темы» содержит три блока:
- интернет ресурсы,
- научно – методическая литература,
- семинары, МО и др.
Второй модуль «Практическое применение материала» включает в себя 5 блоков:
- организация деятельности в кружке,
- оснащение РППС,
- внедрение театрализации в НОД,
- взаимодействие с родителями воспитанников,
- распространение опыта работы.
Теоретический материал интернет сайтов был использован мной для создания дополнительной общеразвивающей программы по театрализованной деятельности, также картотек к ней. Наиболее заинтересовавшие меня статьи и публикации систематически пополняют соответствующую папку.
Изучая научно- методическую литературу я начала создаватьэлектронную картотеку методических пособий по театрализованной деятельности с кратким описанием их содержания.
В феврале 2017года прослушав вибинар «Приёмы использования театрализованной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС» и посетив методическое объединение в детском саду № 22, составила материалы по выше представленной теме в виде мультимедийной презентации, которая может быть использована коллегами в своей работе.
Переходя к практической деятельности, следует отметить, что одним из механизмов индивидуализации образовательного процесса является деятельность детей в кружке. Для её организации была разработана дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста «Театральная мозаика», которая на Всероссийской научно-практической конференции «Информационно- коммуникационные технологии: от настоящего к будущему» получила экспертное заключение, такжебыла представлена на интернет – выставке. В ходе реализации программы дети, занимающиеся по ней, подготовили сценку для презентации гербария. В ходе неоднократного разыгрывания небольшой постановки, я обратила внимание, что ребята, не посещающие кружок, хорошо усвоили знания о растениях, что подвело меня к мысли применять театрализацию в непосредственно образовательной деятельности с детьми для повышения результативности занятий.
В связи с этим передо мной встала задача оснастить развивающую предметно - пространственную среду группы новыми необычными, интересными для детей куклами и атрибутами. Наряду с традиционными видами театра я стала использовать изготовленные мной куклы марионетки, платочные куклы, куклы на основе мягких игрушек, тканевые маски.
Первым приёмом театрализованной деятельности, который я стала применять в непосредственно - образовательной деятельности с детьми, стало использование пластических импровизаций в роли динамических пауз. Это способствовало созданию положительного эмоционального фона на занятии, раскрепощению детей, снятию напряжения. Использование театрализации знакомых сказок в качестве части занятия дало возможность детям, не выходя из привычной для них атмосферы игры, получать новые и закреплять уже имеющиесязнания. Ещё один приём театрализации – перевоплощение в любимого героя для решения определённых задач. Например, на занятии по ФЭМП ребятам предлагалось решить примеры, некоторые дети, в силу своих индивидуальных особенностей (скромности, неуверенности в себе и др.) не справлялись с заданием. Тогда им было предложено «отправиться в лес по грибы» в роли определённых персонажей, при этом дети более успешно справлялись с поставленной перед ними задачей, т. к. в этот момент ошибались не они, а выбранный персонаж. Еще один пример использования образа детьми на занятии – это подача себя в роли определённого персонажа (выше упомянутых кукол). Чаще всего кукла предлагается наиболее активным детям, либо «самым умным» воспитанникам, которые «мешают заниматься», на протяжении всего занятия эти дети помогают другим ребятам в образе героя, вся энергия направляется в нужное воспитателю русло, к тому же, ребята получают необходимую им порцию внимания, что положительно сказывается на результативности занятия в общем.
Развитие дошкольников не возможно без тесного сотрудничества с семьями воспитанников, поэтому взаимодействию с родителями уделяется большое внимание: регулярно подбираю материал для консультаций, привлекаю родителей для подготовки атрибутов, костюмов и спектаклей.
Распространение опыта работыпо теме самообразования
- представление дополнительной общеразвивающей программы для детей дошкольного возраста «Театральная мозаика» на Всероссийской научно – практической конференции «Инновационно - коммуникационные технологии : от настоящего к будущему»,
- участие в интернет – выставке,
- открытое занятие по речевому развитию «Лесная история» (уровень ДОУ,
- публикации на сайте maam.ru?
-участие в «Педагогической лаборатории» в ДОУ.