ксения рязанова
Презентация опыта работы «Театрализованная деятельность как средство индивидуализации образовательного процесса»
▼ Скачать + Заказать документы
17 октября 2013 года вступил в силу Федеральный Государственный Стандарт Дошкольного Образования. В этом документе, в основных положениях, (п. 1.4.) наряду с другими, прописан следующий принцип образования :построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, отсюда задача, определённая в Стандарте (п. 1.6.)- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Говоря о возрастных особенностях детей дошкольного возраста, следует отметить, что основным видом их деятельности является игра. Игра для дошкольников - своеобразный центр, вокруг которого сосредоточены главные интересы детей, а театрализованная игра- яркий вид игры, вызывающий у детей наибольший эмоциональный отклик. К тому же где, как не в театрализации, раскрывать индивидуальные особенности дошкольников. Отсюда становится целесообразным применение театрализованной деятельности для индивидуализации образовательного процесса. Из вышесказанного мной выбрана тема по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство индивидуализации образовательного процесса».
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Театр. Консультации для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2018
Содержание работы по теме представлено в виде персонифицированной программы педагога по самообразованию.
Цель: повысить профессиональную компетентность по организации театрализованной деятельности с детьми для индивидуализации образовательного процесса.
Задачи:
- изучить научно- методическую литературу по теме,
- создать условия для индивидуализации образовательного процесса через кружковую деятельность,
- внедрить театрально – игровые технологии и приёмы театрализации в непосредственно – образовательную деятельность с детьми,
- обобщить опыт работы по теме самообразования.
Содержание работы по самообразованию представлено в виде модульно - блочнойсистемы.
Первый модуль «Теоретическое изучение темы» содержит три блока:
- интернет ресурсы,
- научно – методическая литература,
- семинары, МО и др.
Второй модуль «Практическое применение материала» включает в себя 5 блоков:
- организация деятельности в кружке,
- оснащение РППС,
- внедрение театрализации в НОД,
- взаимодействие с родителями воспитанников,
- распространение опыта работы.
Теоретический материал интернет сайтов был использован мной для создания дополнительной общеразвивающей программы по театрализованной деятельности, также картотек к ней. Наиболее заинтересовавшие меня статьи и публикации систематически пополняют соответствующую папку.
Изучая научно- методическую литературу я начала создаватьэлектронную картотеку методических пособий по театрализованной деятельности с кратким описанием их содержания.
В феврале 2017года прослушав вибинар «Приёмы использования театрализованной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС» и посетив методическое объединение в детском саду № 22, составила материалы по выше представленной теме в виде мультимедийной презентации, которая может быть использована коллегами в своей работе.
Переходя к практической деятельности, следует отметить, что одним из механизмов индивидуализации образовательного процесса является деятельность детей в кружке. Для её организации была разработана дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста «Театральная мозаика», которая на Всероссийской научно-практической конференции «Информационно- коммуникационные технологии: от настоящего к будущему» получила экспертное заключение, такжебыла представлена на интернет – выставке. В ходе реализации программы дети, занимающиеся по ней, подготовили сценку для презентации гербария. В ходе неоднократного разыгрывания небольшой постановки, я обратила внимание, что ребята, не посещающие кружок, хорошо усвоили знания о растениях, что подвело меня к мысли применять театрализацию в непосредственно образовательной деятельности с детьми для повышения результативности занятий.
В связи с этим передо мной встала задача оснастить развивающую предметно - пространственную среду группы новыми необычными, интересными для детей куклами и атрибутами. Наряду с традиционными видами театра я стала использовать изготовленные мной куклы марионетки, платочные куклы, куклы на основе мягких игрушек, тканевые маски.
Первым приёмом театрализованной деятельности, который я стала применять в непосредственно - образовательной деятельности с детьми, стало использование пластических импровизаций в роли динамических пауз. Это способствовало созданию положительного эмоционального фона на занятии, раскрепощению детей, снятию напряжения. Использование театрализации знакомых сказок в качестве части занятия дало возможность детям, не выходя из привычной для них атмосферы игры, получать новые и закреплять уже имеющиесязнания. Ещё один приём театрализации – перевоплощение в любимого героя для решения определённых задач. Например, на занятии по ФЭМП ребятам предлагалось решить примеры, некоторые дети, в силу своих индивидуальных особенностей (скромности, неуверенности в себе и др.) не справлялись с заданием. Тогда им было предложено «отправиться в лес по грибы» в роли определённых персонажей, при этом дети более успешно справлялись с поставленной перед ними задачей, т. к. в этот момент ошибались не они, а выбранный персонаж. Еще один пример использования образа детьми на занятии – это подача себя в роли определённого персонажа (выше упомянутых кукол). Чаще всего кукла предлагается наиболее активным детям, либо «самым умным» воспитанникам, которые «мешают заниматься», на протяжении всего занятия эти дети помогают другим ребятам в образе героя, вся энергия направляется в нужное воспитателю русло, к тому же, ребята получают необходимую им порцию внимания, что положительно сказывается на результативности занятия в общем.
Развитие дошкольников не возможно без тесного сотрудничества с семьями воспитанников, поэтому взаимодействию с родителями уделяется большое внимание: регулярно подбираю материал для консультаций, привлекаю родителей для подготовки атрибутов, костюмов и спектаклей.
Распространение опыта работыпо теме самообразования
- представление дополнительной общеразвивающей программы для детей дошкольного возраста «Театральная мозаика» на Всероссийской научно – практической конференции «Инновационно - коммуникационные технологии : от настоящего к будущему»,
- участие в интернет – выставке,
- открытое занятие по речевому развитию «Лесная история» (уровень ДОУ,
- публикации на сайте maam.ru?
-участие в «Педагогической лаборатории» в ДОУ.