Гмыря Елена
Технология модульного обучения в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Модульное обучение — это такая педагогическая технология, при которо учащиеся работают с учебной программой, составленной из модулей. Сущность модульного обучения состоит в том, что учащийся полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем.
Модуль - это целевой, функциональный узел, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня
Публикация «Технология модульного обучения в начальной школе» размещена в разделах
Цель модульного обучения — создание наиболее благоприятных условий для развития личности обучаемого путем обеспечения гибкого содержания обучения, приспособление дидактической системы к индивидуальным возможностям, запросам и уровню базовой подготовки обучаемого посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе
Сущность модульного обучения
Ученик :полностью самостоятельно или с определенной долей помощи достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем
Учитель : разрабатывает программу из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач
Если перед учителем встала задача активизировать деятельность всего класса, включить в учебный процесс каждого ученика, то наиболее приемлема именно технология модульного обучения. Прежде всего в этой методике привлекает то, что каждый ученик должен не только получать знания, но и учиться самому добывать их, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать товарищу, учить общаться с одноклассниками и взрослыми и отвечать за результаты своего труда. Данная технология рассматривается как разновидность блочного. В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Учитель выделяет их сам, по своему усмотрению основываясь на программу курса. Распределяет количество часов так, чтобы было целесообразно. Это такая организация процесса обучения, при которой ученик работает с учебной программой, состоящей из модулей, основывающейся на индивидуально-дифференцированном подходе. Она позволяет осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. Сам модуль может представлять содержание курса в трё х уровнях: полном, сокращённом и углубленном. Учебный материал подаё тся одновременно на всех возможных кодах:
• СИМВОЛ - рисуночном, (нарисовать)
• СЛОВО – словесном (рассказать, написать)
• СХЕМА – (графическое изображение, диаграмма)
Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов
: • точно сформулированная учебная цель (целевая программа);
• банк информации (собственно учебный материал в виде обучающей
программы)
• методическое руководство по достижению целей (как)
• практические занятия по формированию необходимых умений
• контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.
Проводить модульные уроки, а главное - готовить их непросто. Требуется большая подготовительная работа.
• Во-первых, необходимо тщательно проработать учебный материал всей темы и каждого урока в отдельности; выделить главные, основополагающие идеи и сформулировать для учащихся интегрирующую цель (УЭ-0, где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь, понять, определить и т. д.
• Во-вторых, нужно определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ, указав время, отводимое на каждый из них, и вид работы учащихся.
• В-третьих, подобрать дополнительный материал (например, для лекции, беседы, соответствующие наглядные пособия, ТСО, а также задания, тесты, графические диктанты для школьников. Затем разработать методическое пособие для учащихся, размножить его. На написание таких методичек уходит немало времени. Но правильно составленные единождыони могут быть использованы несколько раз
С п о с о б п о с т р о е н и я о б у ч а ю щ е г о м о д у л я.
Т е х н о л о г и ч е с к а я к а р т а
Модульное обучение предполагает жёсткое структурирование учебной информации, содержание обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершёнными учебными блоками. В модуле чётко определены цели, задачи и уровни изучения темы, названы умения и навыки. В нём всё заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения
Структура модуля
Номер Учебного элемента Название учебного элемента. Цели и задачи формулируются для ребёнка. Управление обучением (содержание, формы, методы). Рекомендации (Как сделать) Время работы. Как работать. Оцени работу
по эталону, ключу. Взаимопроверка
УЭ -0 Цели и задачи модуля. Актуализация целей. Методическое руководство. Необходимые знания и умения. Работа в парах. Взаимопроверка
УЭ- 1 Учебный модуль. Цель элемента. Входной контроль. Пояснения к учебному материалу.
УЭ - 2 Обобщение. Цель элемента. Источники информации, алгоритмы решения задач.
УЭ - 3 Контроль (самоконтроль и выходной контроль по трём уровням). Проверка по ключу, эталону.
.
ЛИСТ УЧЁТА КОНТРОЛЯ
Лист учёта контроля учитель раздаёт каждому ученику перед началом урока (или в конце изучения целого блока). По этому листу ученик сам выставляет себе оценку по количеству набранных им баллов.
ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТЫ ПО МОДУЛЮ у каждого ученика
Помни, что работу с учебными элементами (УЭ) необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь её в виду во время работы над (УЭ) и возвращаться к ней в конце каждого (УЭ).
У тебя есть право получить консультацию в учебнике, а также у учителя. Используй это право!
Помни о критериях выставления оценки за работу по предмету, используй их в самопроверке и взаимопроверке!
Работа в парах требует взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушивать мнение каждого.
Не забывай об этом! Фраза “Работа в парах” означает, что при выполнении этой работы тебе придётся, если не трудно, помочь своему товарищу, сидящему рядом, или обратиться к нему за помощью.
Не спеши задавать вопросы учителю: внимательно прочитай пояснения к заданию. Не торопись, думай …
МОДУЛЬ 4.
• ТЕМА: В ТУНДРЕ
• Знать природные условия тундры.
• Знать особенности растительного и животного мира тундры.
• Уметь показывать на карте зону тундры.
Оборудование: Фотоматериал “В тундре”, компьютер для показа, плакат “Тундра”, контурная карта “Природные зоны”, индивидуальные таблицы для работы с учебником, ключи для самоконтроля.
Учебный
элемент Как делать? Методические рекомендации. Время работы.
Контроль.
УЭ – 0
Повторение материала об Арктике. Цель: Проверить выполнение домашнего задания.
Реши кроссворд.
Ответь на вопросы. (Домашний тест) Проверь по ключу.
Покажи на карте Арктическую зону. 3 мин.
Проверка по ключу №1.
Оценку поставь в тетради.
У Э – 1
Изучение
Нового материала. Цель: Знать о природных условиях тундры. Знать особенности животного и растительного мира.
Входной контроль:
Тундру называют краем болот и озёр. Знаете ли вы почему?
Почему нельзя посадить дерево в тундре?
Послушай рассказ учителя. После объяснения ответь на вопросы. Беседа сопровождается показом фотоматериала “В тундре” подготовленном в Усть-Ленском заповеднике.
Почему растения тундры успевают отцвести и получить семена за такое короткое лето?
Как приспособились растения тундры к суровым природным условиям?
3) Найди на карте зону тундру. Закрась её.
Прочти о белой куропатке, белой сове, и об олене. Стр. 53.
Ответь на вопросы.
Почему от леммингов во многом зависит жизнь хищных зверей, каких?
Почему белая куропатка и белая сова – постоянно живут в тундре.
Какое значение имеет для оленя широкие копыта.
Прочти статью учебника стр 51. – 53.
Заполни таблицу “Зон” 1, 2, 3, 5, 6 колонки. Работай с учебником.
Дежурный, не забудь, что пора отдохнуть. Физкультминутка.
2 мин.
8 мин.
2 балла за ответ
3 мин.
1 балл за ответ
7 мин.
Комментирование
УЭ – 2
Закрепление
изученного. Цель: Ответить на вопросы учебника. Выполнить задания.
Рассмотри цветной разворот учебника. Назови все растения и животных. Составь одну – две цепи питания.
Смотри подсказку.
Ива (цветы, кора) ---песец
Ягель --- волк
--- * --- *
2) “Проверь себя” Подготовь ответы на вопросы 1, 2,3.(Устно.)
3) Прочти вывод. Стр. 58. Работай в тетради.
3 мин
Сначала взаимопроверка, затем проверь по ключу №2.
6 мин
1 балл за ответ
УЭ – 3
Контроль. Цель: Проверить, как усвоен изученный материал.
1) Объясни значение термина: многолетняя мерзлота.
2) Цифровой диктант. Под номерами подпиши названия растений и животных.
3) Тестовая работа. Допиши предложения.
• Зона тундры следует за ….
• Зима здесь ….
• Лето в тундре ….
• Круглый год в тундре дуют ….
• Многолетняя мерзлота не пропускает ….
• Тундра – край ….
• Ягель называют ….
• В тундре растут ….берёза и … ива.
• Самое крупное животное - ….
10 мин.
1 балл за ответ
Проверь по ключу№3.
Проверь по ключу №4.
Запиши задания к следующему уроку:
1. Ответить на вопросы и задания стр. 58.
2. Прочитать статью “Тундра и человек” стр. 56.
3. Нарисуй, как ты себе представляешь тундру.
4. Подготовь сообщение о каком-нибудь растении тундры, животном тундры.
5. Найди информацию об Усть-Ленском заповеднике.
6. Прочитай в учебнике о Таймырском заповеднике.
Оцени свою работу на уроке.
• 25 – 23 балла оценка “5”
• 22 – 20 баллов оценка “4”
• 19 – 17 баллов оценка “3”
• 15 – 13 баллов оценка “2”
Спасибо за урок!