Ольга Герасименко
Технология моделирования в работе по развитию экологических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
В работе с детьми по развитию экологических представлений большой упор стоит делать на единство связи ребенка с живой природой Земли, ее эволюцией, а также осознании ответственности и причастности к развитию и охране всего живого. Это происходит через знакомство со связями живой и неживой природы и ролью человека в их сохранении. Понимание закономерностей развития животного мира Земли помогает ребенку стать причастным к его сохранению.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Процесс познания окружающего мира непрост для ребёнка. Познавая, ребёнок осваивает представления о связях и социуме, о многообразии ценностей природы Земли. При этом его знания, как показали научные исследования, приобретают качество системности. Тем самым возрастают возможности со стороны интеллекта: совершенствуются познавательные умения, наблюдательность и познавательный интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе. Всё это позволяет детям творчески применять полученные знания и умения в повседневном общении с природой. Очень важны следующие виды познавательной деятельности:
наблюдение;
экологическое моделирование;
поисковая деятельность.
Познавательные и творческие способности детей хорошо развиваются в процессе овладения и построения моделей, которые отражают связь животного и растительного мира различных зон Земли с условиями жизни в них. При ознакомлении с флорой и фауной тайги, тундры, пустыни дети узнают о влиянии условий жизни на строение растений и животных, получают представления как изменения в окружающей среде, повлияли на внешний вид животных в ходе эволюции.
Исходным пунктом исследования, служит некоторая задача из той или иной предметной области экологии изучаемая детьми на данный момент. Средством решения этой задачи является построение модели.
Использование различных моделей и методологии моделирования необходимо для того, чтобы:
понять, как устроен конкретный объект, каковы его структура, основные свойства, законы развития и взаимодействия с окружающим миром;
научиться управлять объектом (процессом) и определить наилучшие способы управления при заданных целях и критериях;
прогнозировать прямые и косвенные последствия реализации разных способов и форм воздействия на объект.
Хорошо построенная модель, как правило, дает новые знания об объекте-оригинале. Это, безусловно, очень важное свойство, стимулирующее развитие методов моделирования.
Учитывая особенности возраста при организации работы по экологическому воспитанию можно применять следующие этапы работы с детьми :
1. Накопление опыта практического использования модели для выполнения свойств и отношений предметов.
2. Развитие умений использовать модель в установлении отношений, сопоставлять, сравнивать реальность и модель.
3. Развитие умений использовать модель в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности.
Литература
1. Николаева, С. Н. Программа «Юный эколог» / С. Н. Николаева // Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей : Обзор программ дошкольного образования / под ред. Зебзеевой В. А. – М. : Сфера, 2009. – С. 86-95
2. Иванов, А. И. Программа «Живая экология» / А. И. Иванов // Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей : Обзор программ дошкольного образования / под ред. ЗебзеAAевой В. А. – М. : Сфера, 2009. – С. 96-105