Любовь Колбашева
Конспект НОД по развитию экологических представлений в второй младшей группе «Солнечные зайчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Колбашева Любовь Валериевна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29» г. Иваново
Высшая квалификационная категория
Цель: Расширение представлений детей о явлениях природы.
Задачи приоритетной образовательной области:
«Познавательное развитие» :
• закреплять понятия по сенсорному развитию : размер - большой, маленький, длинный, короткий; цвет (желтый); форма (круг);
Публикация «Конспект НОД по развитию экологических представлений в второй младшей группе „Солнечные зайчики“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Солнечный зайчик
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• развивать наблюдательность, любознательность;
• развивать психические процессы: внимание, мышление, воображение, память, зрительное и слуховое восприятие.
Задачи в интеграции образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие» :
• формировать умение работать в команде, помогать сверстникам;
• способствовать развитию навыков доброжелательного отношения со сверстниками и взрослыми, умения выслушивать их;
• развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, бережное отношение к природе;
• воспитывать аккуратность;
• развивать навыки элементарного бытового труда.
«Речевое развитие» :
• активизировать словарь детей: «мать и мачеха», «солнечные лучики», «тени», «весна-красна»;
• совершенствовать грамматический строй речи;
• развивать связную речь;
• совершенствовать умение отвечать на вопросы.
«Художественно-эстетическое развитие :
• развивать творческие способности детей в ИЗО-деятельности.
«Физическое развитие» :
• развивать мелкую и крупную моторику;
• воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных действий.
Цель применения ИКТ на данном занятии: активизация познавательной деятельности детей; сохранение устойчивой мотивации на протяжении занятия.
Обоснование целесообразности применения ИКТ на данном занятии:
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• поддержание мотивационной линии на протяжении всего занятия.
Планируемые результаты НОД: ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; различает условную и реальную ситуацию; ребёнок проявляет любознательность, интерес; обладает элементарными представлениями об окружающем мире; владеет устной речью и может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения; ребёнок может следовать правилам в разных видах деятельности; у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Предпосылки УДД : коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками; умение слушать и отвечать на воспросы, обращаться за помощью, выражать благодарность; участвовать в совместной деятельности;
познавательные – выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных решений; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
регулятивные – контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном; умение осуществлять действие по образцу и заданному правил; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;
личностные – нравственно-этическая ориентация, в том числе оценивание усваиваемого содержания.
Тип занятия: интегрированное.
Используемое оборудование для педагога:
интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, авторская мультимедийная презентация PowerPoint, магнитная доска, музыка (звуки птиц и леса, звук паровоза).
Используемое оборудование для детей:
игрушки - солнышко, лягушка, змея, медведь, еж, цветок, листок; зеркальце; живой объект природы - цветок мать-и-мачеха в горшочке; раскраски (по количеству детей); атрибуты для рисования (краски, листы бумаги, вода, кисти); прищепки; подушки (по количеству детей); игровое поле - весенняя поляна; столы и стулья (по количеству детей).
Деятельность воспитателя Деятельность детей
Этап 1. Вводная часть (3 мин.) проводится в групповом помещении
1.1. Приветствие
Цель: создание атмосферы психологической безопасности и комфорта Цель: установление зрительного и тактильного контакта. Участие в игре.
Воспитатель обращается к детям: Ребята, здравствуйте. Дети здороваются с воспитателем.
Друзья мои, к нам в гости заглянуло солнышко и очень хочет с вами поздороваться. Поздоровайтесь с ним. Дети здороваются с Солнышком.
1.2. Самостоятельная формулировка детьми темы занятия
1.2.1. Чтение художественной литературы:
«Ребята, солнышко просит вас подойти к окну и послушать стихотворение:
На солнышке грелась ель, подтаяла сосна,
Идёт апрель, звенит капель.
В саду у нас …весна! [6]
Предполагаемые ответы детей : «Это стихотворение рассказывает нам о весне».
Дети досказывают стихотворение в рифму.
1.2.2. Фронтальная беседа
О каком времени года нам рассказывает это стихотворение?
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем вести речь?
Предполагаемые ответы детей : «О весне»
1.2.3. Активизация имеющихся у детей представлений о весне. Фронтальная беседа.
После какого времени года?
Кто же будит всё вокруг весной?
Предполагаемые ответы детей : «После зимы».
Предполагаемые ответы детей : «Солнышко».
Солнышко проснулось, потянулось, и побежали солнечные лучики во все стороны. Посмотрите, один лучик я поймала своим зеркальцем. Вы хотите с ним поиграть. Да.
1.2.4. Создание мотивации
Игра «Солнечные зайчики»
Цель: способствовать развитию внимания и наблюдательности, интереса к НОД. Цель: участие в игре, почувствовать «ситуацию успеха».
Я буду читать стихотворение, а солнечный зайчик будет от вас убегать, вы его ловите руками на своей одежде.
Солнечные зайчики играют на стене,
Помани их пальчиком, пусть бегут к тебе.
Вот он, светленький кружок,
Вот, вот, вот - левей, левей!
Убежал он на цветок). [4]
Воспитатель обращает внимание детей на цветы на окне:
«Ребята, лучик нам показывает, что цветам требуется наша помощь, кто хочет помочь?
Игровая деятельность
Этап 2. Основная часть – 10 минут, проводится в спортивном зале
Цель: расширять представления детей о явлениях природы: солнечный свет, солнечное тепло. Побуждать детей устанавливать элементарную зависимость состояния природы от смены времен года. Цель: выполнение заданий, имея имеющиеся представления о явлениях природы весной (кто просыпается от спячки); получение новой информации.
Кто согласился, остаются в группе помогать цветочка, а остальные ребята пойдут со мной, потом мы с вами поменяемся.
2.1. Создание проблемной ситуации:
Солнышко для вас приготовило такие необычные и интересные задания. Но, они далеко нам пешком не добраться.
Что же мы будем делать?
- А на чём же мы отправимся в дорогу? Дети делятся на подгруппы. Одна подгруппа остается на группе, другая продолжает заниматься.
Предполагаемые ответы детей : «Надо на чем-нибудь поехать».
Предлагают свои варианты.
(Воспитатель, внимательно выслушав все варианты ответов детей, соглашается отправиться на поезде)
- И солнышко едет с нами.
- Можно я буду тепловозом, а вы – вагончиками.
- Все на местах? Можно ехать.
Дети образуют «паровозик» и поднимаются в спортивный зал.
2.2. Подвижная игра «Найди лучик».
- Ребята, наш поезд, почему-то остановился. Посмотрите, солнышко плачет. Как вы думаете, почему?
Что же нам делать?
А лучики у Солнышка вот такие (прищепки).
Предполагаемые ответы детей : «Оно потеряло лучики».
Предполагаемые ответы детей : «Помочь ему их найти».
Помогают найти лучики, расположенные в разных местах спортивного зала.
Едем дальше? Еще много интересного ждет нас впереди! Дети выражают согласие.
2.3. Станция «Угадайка» (садятся на подушки). Слайд 1 (музыка)
2.3.1. Познавательная игра с предметами и игровым полем «Весенняя поляна» - «Кого разбудило солнышко?». Сообщение новой информации.
Солнышко говорит, что приготовило для нас здесь задание. Мы поедем дальше только после того, как выполним его.
Воспитатель читает задание: Солнечные лучики быстро-быстро бегают, всех будят и говорят: «Просыпайтесь, пора настала. Сама весна-красна пришла.
- Как вы думаете, кого будят солнечные зайчики?
Предполагаемые ответы детей : «Медведя, ежа».
Слайд 2.
А еще кого? У меня есть волшебная коробочка, посмотрим, кого же будят солнечные зайчики? Надо опустить руку в коробку и на ощупь определить, кто это или что это?
Воспитатель комментирует ответы детей, сообщая новую информацию. Организует самопроверку детей с помощью картинок-подсказок, появляющихся на экране.
- Они появились из почек на деревьях и кустарниках.
- Он зимой в норке спал.
- Они тоже в норке спали.
- И она в норке зимовала.
- Он проклюнулся из-под снега.
- Он в берлоге зимой спал.
Молодцы. Медведь всю зиму в берлоге проспал и хочет пригласить вас на разминку. Вынимают по одной вещи из коробки и ставят на игровое поле «Весенняя поляна».
Предполагаемые ответы детей :
- Солнечный зайчик разбудил листочки.
- Солнечный зайчик разбудил ёжика.
- Солнечный зайчик разбудил змей.
- Солнечный зайчик разбудил лягушку.
- Солнечный зайчик разбудил подснежник.
- Солнечный зайчик разбудил медведя.
Дети проверяют правильность своего ответа и ответы других детей, сравнивая результат с картинками-подсказками, появляющимися на экране.
Слайд 3.
2.4. Физкультминутка «Мишка вылез из берлоги».
Цель: переключение детей на двигательную деятельность, снятие напряжения, восстановление умственной деятельности Цель: повторение стихотворения, выполнение движений
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге.
Потянулся он со сна!
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил.
Наклонился взад-вперёд,
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки —
Для медведя витаминки.
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся. [5]
Молодцы. Едем дальше. Выполняют упражнения, проговаривая стихотворение и повторяют движения.
Шаги на месте, разведение рук перед собой (имитация вылезания из берлоги).
Выполняют повороты туловища влево и вправо.
Потягивания — руки вверх.
Показывают руки силача.
Вращения головой.
Наклоны вперёд-назад.
Быстрые шаги на месте.
Приседания.
Большой палец руки вперед.
Поглаживают руками по животу.
Дети садятся.
2.5. Станция «Узнавайка». Слайд 4.
Ребята, давайте посмотрим на солнышко.
- Где оно находится сейчас?
- Почему вы закрываете глаза?
Ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что солнышко светит очень ярко и глазкам больно смотреть на такой свет.
Дети подходят к окну и смотрят на солнышко и определяют место положения солнышка.
Слайд 5.
2.5.1. Дидактическая игра-загадка «Узнай и назови».
Ребята, солнышко умеет рисовать своими лучиками на стене картинки. Посмотрите.
Воспитатель на доске показывает теневые картинки различных животных: птицу, собачку и т. д.
Дети смотрят на экран.
2.5.2. Организация взаимопроверки.
Молодцы, давайте проверим, угадали вы или нет.
На доске картинки цветные накладываются на тень.
2.5.3. Пальчиковая гимнастика.
Ребята, эти картинки могут оживать. Посмотрите. Повторяйте.
Воспитатель изображает руками различных животных: собачку и т. д. Дети узнают и называют их. Пытаются повторить правильность выполнения у других детей.
Дети пытаются повторить движения.
Слайд 6.
Молодцы. Мы немного поиграли, а теперь пора снова отправляться в путь. Наш поезд едет дальше.
Ребята, мы с вами оказались …
2.6. на станции «Цветочная полянка!» Слайд 7.
Распустились здесь цветы
Небывалой красоты.
- Ребята, посмотрите, кого ещё разбудил солнечный зайчик. Воспитатель обращает внимание на жёлтые цветочки. Загадывает загадку.
Золотым лучом согрет
Вырос солнышка портрет!
Но у желтого цветочка
Временно листочков нет.
Как называется этот цветок?
Предполагаемые ответы детей : «Одуванчик».
Нет, этот цветок называется мать-и-мачеха. Повторите. Повторяют : «Мать и мачеха».
Уронило солнце
Лучик золотой.
Выросла мать мачеха -
Цветочек молодой!
У нее чудесный
Золотистый цвет,
Она большого солнца,
Маленький портрет!
- Эти цветочки я не сорвала, а выкопала осторожно лопаточкой вместе с землёй и принесла вам.
- Почему я выкопала цветы вместе с землёй, кто догадался?
Ответы детей обсуждаются.
- Какого цвета мать и мачеха?
– На что похожа мать и мачеха?
Далее воспитатель на доске показывает картину с мать и мачехой.
Ответы детей.
Предполагаемые ответы детей : «Желтого».
Предполагаемые ответы детей : «На солнышко».
Слайд 8.
2.7. Сообщение новой информации.
- Мать и мачеха очень любопытный цветок! Проснувшись весной, она внимательно посмотрела вокруг себя и увидела солнышко. Солнышко заметило цветочек и осветило его своим жёлтым лучиком. Пожелтела мать и мачеха и стала такой яркой, красивой. И так полюбила мать и мачеха солнышко, что смотрит всегда туда, где солнышко. Солнышко вправо идёт, и мать и мачеха глядит вправо, солнышко уходит влево и мать и мачеха поворачивает свою головку влево.
Зрительная гимнастика.
Давайте последим за мать и мачехой глазками. Смотреть будем стоя.
На доске изображено солнышко и на нем перемещается мать и мачеха.
Молодцы. Отправляемся в путь. Наш поезд едет дальше.
Слушают информацию.
Выполняют движения.
Слайд 9.
2.8. Станция «Сюрпризная».
Продуктивная деятельность. Коллективная работа.
Ребята, Солнышко и вам приготовило картинки, для рисования. Вы их все закрасите, а мы их соединим в одну большую картину, и посмотрим, что получится.
На магнитной доске в центре прикрепляется Солнышко, и от каждого лучика, картинка того, кого разбудили.
Разукрашивают заготовки, нарисованные воском: медведя, ежа, листочка, подснежника, змеи, лягушки. [3]
Прикрепляют свои рисунки на магнитную доску.
Этап 3. Заключительная часть (2 мин.). Подведение итогов. Рефлексия.
Слайд 9.
Цель: обобщение полученной информации; сравнение задач, поставленных в начале работы с полученным результатом. Цель: осознание результатов своей деятельности.
Фронтальная беседа.
- Чьи задания выполняли?
- Что особенно понравилось, запомнилось?
- А как вы считаете, кто лучше всех сегодня занимался? Кто ответил на все вопросы правильно?
- Молодцы, ребята. Выполнили все задания солнышка. Наше солнышко очень довольно. А мы отправляемся в обратный путь – домой.
Собираются вокруг воспитателя. Присаживаются на подушки.
Отвечают на вопросы.
Выстраиваются «вагончиками» и уходят в группу.
1. https://fs00.infourok.ru/images/doc/223/19112/1/img11.jpg
2. https://mtdata.ru/u23/photo71E8/20696516426-0/original.jpeg
3. https://www.dpol4.ru/img/picture/Feb/06/5107d12499a26a4570f5228f35973b0b/2.jpg
4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/03/10/fizkultminutki-dlya-detey-doshkolnogo-vozrasta
5. https://www.fizkult-ura.ru/sci/fizkultminutki/32
6. https://lubovbezusl.ucoz.ru/publ/ljubov/ljubov_k_prirode/dlja_detej_stikhi_o_vesne/13-1-0-1518