Ирина Матушкина
Проектная деятельность как инструмент развития детской инициативности
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса:
- развитие творческого потенциала педагогов, их компетентность в сфере проектной деятельности, использования ее в процессе развития детской инициативности;
- повышение профессионального мастерства педагогов.
Оборудование: листы для педагогов по работе над проектом.
Ход мастер-класса.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим об использовании проектной деятельности как инструменте развития детской инициативности.
Публикация «Проектная деятельность как инструмент развития детской инициативности» размещена в разделах
Сегодня в работу каждого дошкольного образовательного учреждения широко вступает Федеральный государственный стандарт. В пункте 3.2.5 Федерального государственного образовательного стандарта говорится «Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: поддержку индивидуальности и инициативы детей через : создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной». Стандарт преобразовывает устоявшийся уклад ведения образовательно–воспитательной деятельности дошкольных образовательных учреждений. И поэтому многие педагоги испытывают трудности в построении образовательно–воспитательной работы с учетом ФГОС. А творчески работающие педагоги должны не только отслеживать и изучать стремительные изменение в своей профессии, но овладевать новыми знаниями, методами и технологиями, совершенствуя свое педагогическое мастерство. Тезис современного понимания метода проектов «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».
Основная цель мастер – класса, проводимого сегодня – это дальнейшее повышение вашей мотивации к овладению методом проектов как одним из инструментов развития детской инициативности.
Чем беззаветнее ребенок отдается собственной активности, тем сильнее затем у него возникает потребность в совместной деятельности с взрослым. В этой фазе ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого - носителя знаний, тем содержательнее становится собственная активность ребенка. Именно на основе собственной активности у дошкольников возникает ряд специфических видов детской деятельности, выполнение которых характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности.
Образовательная деятельность в соответствии с ФГОС ДО осуществляется на основе вариативных форм, методов, способов и средств: образовательная деятельность педагога с детьми для всей группы (занятия, различные виды игр, в том числе и свободная игра, взаимодействие и общение детей и взрослых и/или детей между собой, праздники, социальные акции, использование образовательного потенциала режимных моментов, проекты различной направленности.
Проектная деятельность – это создание воспитателем условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. «Каждый узнаёт лишь то, что сам пробует сделать», - писал Песталоцци. В проектной деятельности ребёнок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки. Реализация проектной деятельности на практике требует изменения позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора образовательной среды, соответствующей интересам, возможностям и потребностям детей, обеспечивающей ситуации взаимодействия с миром вещей и людей (сверстниками, воспитателями и родителями, в партнера и консультанта. Реализация проектной деятельности на практике требует изменения позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора образовательной среды, соответствующей интересам, возможностям и потребностям детей, обеспечивающей ситуации взаимодействия с миром вещей и людей (сверстниками, воспитателями и родителями, в партнера и консультанта.
Планируя внедрение технологии проектного метода в систему образовательной деятельности следует соблюдать следующие требования:
• Наличие значимой для детей в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи.
• Практическая, теоретическая, познавательная значимость полученных результатов.
• Самостоятельная деятельность детей.
• Структурирование содержательной части проекта.
• Использование исследовательских методов («Мозговой штурм», эксперименты, опыты, наблюдения и др.)
Структуру проекта – это Шесть «П» :
Проблема (выбор темы).
Проектирование или планирование.
Поиск информации.
Продукт ( практический результат: выставка, журнал, газета, игра, карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.).
Презентация. ( Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)
Портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.).
По мнению Джона Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями». В своей работе мы используем такие способы разработки проектов, как:
1. «Модель трех вопросов»
2. Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)
Благодаря этим моделям воспитатель получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируется сам и помогает ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, дети участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности.
Суть «Модели трех вопросов» заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:
• Что мы знаем? • Что мы хотим узнать? • Как узнаем об этом?
Воспитатель инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена. Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать о?» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?». Давайте подробнее рассмотрим эту модель на примере проекта «Детский сад».
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнать об этом?
1. В детском саду хорошо.
2. Туда ходят дети.
3. В детском саду есть воспитательница.
4. Дети там играют. 1. Кто в детском саду работает?
2. Почему в детском саду вкусно пахнет?
1. Спросить воспитателя.
2. Сходить на пищеблок.
3. Прочитать в книгах.
4. Спросить у мамы.
Что мы можем запланировать, исходя из полученных ответов:
• провести экскурсию по детскому саду; познакомить с работой повара, медсестры;
• чтение книг про детский сад;
• сделать коллаж «Мы в детском саду»;
• организовать сюжетно-ролевую игру «Детский сад».
Второй способ - метод «Мыслительная карта», это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом («системная паутинка по проекту»).
Мыслительные карты, помогают выявить имеющие знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.
Мыслительная карта составляется в виде схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов.
Так, в начале работы над проектом «Моя семья», мы показали детям лист бумаги с изображенной в центре семьей. Потом спросили детей, что такое «семья»? Каждый ответ мы записали возле центрального рисунка. Затем работаем по очереди с каждым словом. Например, слово «семья» в нашей группе ассоциировалось со словами «мама», «папа», «дедушка», «бабушка», «дружная», «там хорошо», «праздники», «забота», «вместе гулять», «дом». Таким образом, мы узнали начальные знания детей о семьи и определили вопросы, над которыми следовало работать (расширить представление о семье, ответить на вопрос, зачем человеку семья, все семьи разные, воспитывать любовь и уважение к членам семьи).
Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам разделиться на две команды и разработать проект разными способами : «Модель трех вопросов» и "Метод мыслительная карта», и представить свой проект. Тема проекта «Зимушка-зима».
Таким образом, мы видим, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности, инициативность, познавательный интерес, что предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств.
Желаем вам успехов в воспитании бережного и ответственного отношения ко всему живому у ваших воспитанников! Спасибо за участие!